Rambler's Top100

Главная   Уроки по Библии     Проповеди      Библейские праздники   "Соло для позвоночника"
"Целительные мудры"   
"Око возрождения"     "Снимите очки" 
Расписание собраний групп Анонимных Алкоголиков в Самаре
 
12 шагов и 12 традиций Анонимных Алкоголиков     Ссылки на сайты анонимных алкоголиков  
Анекдоты

Оставьте сообщение в
гостевой книге

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРИТЧИ 1:1-7 – ЧАСТЬ II

                   В коммунистические времена Советское правительство прикладывало отчаянные усилия к тому, чтобы у нас в стране нельзя было услышать иностранные радиопередачи. Для этого рядом с крупными городами строили специальные станции для создания радиопомех – в простонародье, «глушилки». По сути, это те же радиостанции, которые издают мощный сигнал на той же частоте, что и радио, которое нужно заглушить. В результате наш радиоприемник «слышит» только шум и не может распознать нужную программу.
                 В наши дни сатана, князь мира сего, наводнил этот мир голосами, которые звучат на той же частоте, что и голос Божий. Они все учат, как жить.
Как же нам помочь детям настроиться на правильную волну, не потеряться в какафонии разных звуков? Ведь от этого будет зависеть будущее наших семей и – во многом – будущее нашей церкви.
Чтобы увидеть ответ на этот вопрос, мы начали читать книгу Притчей. И начали говорить о том, как правильно, по - библейски воспитывать детей.
Давайте еще раз прочитаем Книгу притчей 1:1-7 (в своем переводе)

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя израильского.
2 Чтобы знать мудрость и наставление,
чтобы разуметь слова разума.
3 Чтобы получить наставление в премудрости,
праведности и суде, и справедливости.
4 Чтобы дать неопытному сообразительность,
юноше знание и план.
5 Да послушает мудрый – и да умножит понимание,
и разумный руководство да приобретет.
6 Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь,
слова мудрецов и загадки их.
7 Страх Господень – начало знания;
мудрость и наставление глупцы презирают.


I. Источник воспитания – только Слово Божье.

II. Цели воспитания:
a. Дать знание
b. Дать объяснение
c. Дать наставление – направить к исполнению Божьего Слова: путем уговоров или наказания.

     Заметьте прогрессию: сначала познакомить с фактами Писания, потом объяснить Писание, потом направить к его исполнению. Если мы сразу переходим к наказанию, то это тоже неправильно.
     И мы говорили, что все то же самое относится к нашему духовному росту вообще: духовный рост основывается только на Слове Божьем. Для духовного роста нужно сначала узнать Писание, затем понять Писание, затем стараться исполнять Писание.
     Какие же еще цели воспитания называет Соломон?
4) Следующая цель воспитанияпредоставить опыт (4а)

…чтобы дать неопытному сообразительность… (Синод.: …простым дать смышленость…)

• Неопытный (синод.: «простой») – это человек, который не имеет собственного опыта и потому его легко обмануть. Он легко попадает под чужое влияние. Прит. 14:15: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим».

Зенон говорил: «Почему у человека два уха и только один рот? – Чтобы больше слушать и меньше говорить». Но иногда Зенонова мудрость оказывается неуместной – особенно в нашем мире. Иногда хочется, чтобы люди заткнули уши и никого не слушали, потому что они слушают всякую дребедень.

Совсем недавно узнал, что, оказывается, среди некоторых прихожан нашей церкви передаются книги об уринотерапии, о целительных свойствах воды. А кто-то увлекается «Кодом да-Винчи». Все это – показатель духовной неопытности. Писание говорит: «Глупый верит всякому слову…»

• Далее, неопытный – это человек, который не видит опасности. Прит. 27:12: «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются».

Если опытный человек способен заранее различить какую-то опасность и избежать ее, то неопытный не видит дальше своего носа и попадает в беду. Он наказывается своим собственным незнанием.

• Неопытный человек – это человек, который легко увлекается разными учениями. НЗ называет такого человека младенцем – Еф. 4:14 «…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».

Сперджен говорит о таких неопытных: «Подобно тому сумасшедшему, который, увидев радугу, подумал, что внизу нее находится бриллиант, бежал много миль, чтобы схватить сверкающий сапфир, и схватил осколок стеклянной бутылки; так и они всегда ищут и никогда не находят. В большинстве наших цервей бывают подобные товарищи, но нигде они не задерживаются долго. Очередной фантазер выдумал новую систему – и они потекли к нему, всегда стремящиеся стать первыми учениками каждого нового пророка. Да убережет нас Господь от духа афинян, которые всегда были жадны до всего нового». (The Hold Fast; 9 июня 1878)

Как же быть неопытному человеку? Мы склонны думать, что опыт приходит сам собой через жизненные ситуации. Если человек молод и немного пережил на практике, он неопытный, а если он в возрасте и много пережил на практике – он опытный. Но это не всегда бывает так. Многие люди по десять раз наступают на одни и те же грабли, совершают одни и те же грехи, допускают одни и те же ошибки – и, кажется, совсем не приобретают опыта.
Один учитель проработал в школе 25 лет, и всегда преподавал одни и те же уроки по одной и той же программе. Когда открылась вакансия на повышение, вакантную должность отдали кому-то более молодому. Тогда этот учитель запротестовал: «Как же так! Ведь у меня двадцать пять лет опыта!» «Нет, – ответил ему директор, – у вас один год опыта, повторенный двадцать пять раз».

Так же бывает и в других сферах жизни. Один знакомый по молодости наркоманил, а потом бросил и стал ходить в церковь. При этом он говорил: «Никогда больше не вернусь к мирскому образу жизни, который привел меня к наркотикам». Казалось бы, суровый жизненный опыт. Но что бы вы думали, через короткое время он снова с головой окунулся в мирскую жизнь. То, что он испытал жизнь на собственной шкуре, не сделало его опытным.

• Автор Послания к евреям говорит (5:12-13): «…судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». – Прошло много времени, много жизненных ситуаций, а они – все еще как младенцы, неопытные! Дальше: «13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец…» – Не младенцем, или опытным, человека делает знание Слова Божьего – только тогда он становится сведущ в слове правды.

Так как же неопытный человек может приобрести опыт?

• Он может, конечно, учиться на своих ошибках. – И это хорошо. Мы должны извлекать уроки из своих ошибок.
• Он может учиться на ошибках других людей. – И это еще лучше. Писание говорит: (Пс. 36:35-36) «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; 36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу». – Видя конец греховных путей, мы должны также извлекать из этого уроки.
• Но лучше всего учиться на истине. 4 ст.: …чтобы дать неопытному сообразительность. Писание дает опыт, план действий, мудрость, которая делает неопытного человека опытным. Так и в Пс. 18:8 написано: «…откровение Господа верно, умудряет простых». (То же слово, что в Книге притчей.) Таким образом, Слово Божье дает мудрость, которая делает человека более опытным. Оно дает самый главный опыт – опыт различения добра и зла.
           Итак, если вы воспитываете детей в Слове Божьем, вы даете им жизненный и духовный опыт и помогаете: не всякому слову верить, видеть беду и укрываться, избегать обманов и обольщений.

5) Следующая цель воспитаниясоставить план (4б)

…юноше знание и план… (Синод.: …юноше – знание и рассудительность...)

Последнее слово означает именно «план» или «замысел». Оно используется, например, в Иов. 42:2 «намерение Твое не может быть остановлено». Также в Прит. 24:8 «Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником».

Читая Книгу притчей дальше, мы увидим, что Соломон несколько раз дает юноше план, как ему нужно поступать в той или иной ситуации. «Если произойдет вот это, то делай вот что». Например:

• Прит. 1:10-11 «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду…»
• Прит. 6:1-5 «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - 2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. 3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова».

Таким образом, воспитание дает ребенку ясный и понятный план действий. Вдобавок к этому, когда мы воспитываем детей в Слове Божьем, мы даем им не только план действий в каких-то ситуациях, но и план жизни. Мы учим их, в соответствии с какими принципами ребенок должен будет строить всю свою жизнь: чему он будет учиться, как он будет выбирать спутника/спутницу жизни, на основании каких принципов он будет искать себе друзей, какую карьеру выберет и т. д.
         Даете ли вы ребенку план действий? Разбираете ли на основании Слова Божьего, как ему нужно поступать в той или иной ситуации?

6) Еще одна цель воспитанияумножить понимание (5).
       Да послушает мудрый – и да умножит познания, и разумный да приобретет руководство.
Речь идет о том, когда человек уже мудрый и разумный, уже научен, уже имеет опыт. Он все равно нуждается в воспитании из Слова Божьего, чтобы умножить познания и найти дополнительное руководство для жизни.
Так когда заканчивается воспитание в Слове Божьем? – Никогда. Это процесс длиною в жизнь. Мы начинаем воспитывать ребенка в Писании, когда он еще и читать не умеет. Потом наша задача – содействовать ему в познании и исполнении Писания. А потом он уже воспитывается сам: слушает Писание и умножает познания; читает Слово и приобретает дополнительное руководство для жизни.
Таким образом, и у вас – даже у седых старушек – продолжается процесс воспитания. Только теперь не родители вас воспитывают, а вы сами – на основании Слова Божьего. Соломон призывает вас, умудренных духовным опытом пожилых верующих: Да послушает мудрый – и да умножит познания, и разумный да приобретет руководство.
Регулярно ли вы читаете Писание, чтобы умножить познания? Приобретаете ли вы каждый день новое руководство для вашей жизни из Библии? Или вы думаете, что процесс вашего воспитания уже закончился, и вы уже стали подобны Христу?

7) Наконец, последняя цель воспитаниянаучить разбираться в тонкостях Священного Писания (6).

…чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Притча, замысловатая речь, слова мудрецов и их загадки – это то, что понять не очень легко. Этими словами описываются, например:

• Загадки царицы государства Сава – 3 Цар. 10:1 «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками». – Это не что-то простое. Это не просто загадка типа «висит груша, нельзя скушать». Это сложные вопросы, которыми просвещенный правитель одного государства решил испытать знаменитого своей мудростью правителя другого государства.

• Загадка Самсона – Суд. 14:14 «…из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня».

Т. е., это все то, что требует истолкования, изысканий, исследований. Порой даже не трех дней, а трех лет исследования какого-то вопроса.

До этого шла речь обо всем, что легко понимается. И первостепенная задача воспитания, действительно, заключается в том, чтобы научить тому, что легко понять. Но в Библии есть огромный простор для дальнейшего исследования: особенности библейского поэтического языка, библейские притчи и метафоры, сложные богословские вопросы, – все это – последний этап воспитания.

И можно сказать, что, наверное, последняя благородная задача воспитания – помочь ребенку (если это возможно!) получить хорошее библейское образование, где его будут учить не философии и психологии и не разного рода либеральным теориям, а Писанию. Как, например, в нашей семинарии.

Итак, мы увидели 7 целей воспитания:
1. Дать знание – знание Писания (2а).
2. Дать объяснение – понимание Писания (2б).
3. Дать наставление (включая наказание) – к премудрости, праведности, суду, справедливости.
4. Предоставить опыт (4а)
5. Составить план действий (4б)
6. Умножить понимание – когда уже мудрый и разумный (5).
7. Научить разбираться в тонкостях Священного Писания (6).

Напомню, что все то же самое относится и к нашему духовному росту вообще.

 2. Наконец, последний, 7-й, стих показывает фундамент воспитания

7 Страх Господень – начало знания;
мудрость и наставление глупцы презирают.


Этот стих возвращает нас к началу – ко 2-му стиху. Там встречались слова: знать, мудрость, наставление. В 7-м стихе мы находим те же три слова: знание, мудрость, наставление. Таким образом, пройден полный круг. Поставлены скобки. Показан путь к знанию, мудрости и наставлению.

2-й стих указывал на первую цель воспитания – чтобы знать. А 7-й стих указывает на фундамент этого знания: начало знания – страх Господень. Фундаментом воспитания является страх перед Богом, глубокое почтение к Нему, выражающееся в повиновении Его воле.

И поскольку страх Господень выражается в повиновении Его воле, он неразрывно связан со Словом Божьим. К примеру:

• Втор 17:18-19 «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, 19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего».
• Также и в Пс. 18:10 фраза «страх Господень» служит синонимом Слова Божьего.

     Кто принимает этот фундамент, тот уже приобрел начало знания. Кто отвергает фундамент Слова Божьего, т. е. Библии, тот в глазах Божьих так и останется глупцом. Он не может приблизиться даже к началу знания. Приведу парадоксальный пример, который может шокировать некоторых из вас. Профессор медицины, почетный гражданин нескольких городов мира, заслуженный хирург Ратнер – отвергал Бога и был атеистом. Он не приблизился даже к началу знания. Он составил несколько сборников афоризмов и любил писать о жизни. Но, с точки зрения Бога, он НИЧЕГО о жизни не знал. Потому что Библия говорит: «Начало знания – страх Господень». Сперджен говорил: «Самая высокая наука, самые интересные размышления, самая увлекательная философия, которая только может пленять умы Божьих детей, – это имя, естество, личность, слова, дела и бытие великого Бога, Которого они зовут своим Отцом».
     Арнот рассказывает историю о том, как пару столетий назад в южных морях американское судно было атаковано раненым китом. Огромный морской монстр отплывал на расстояние мили от корабля, разворачивался, и на сумасшедшей скорости врезался в деревянный корабль. В днище корабля открылись многочисленные течи, и он начал тонуть. Моряки успели спустить на воду все шлюпки, покидать в них самое необходимое, и поспешно начали отплывать от корабля. Но неожиданно два человека выпрыгнули из шлюпок и поплыли к обреченному судну. Они взобрались на борт, на секунду исчезли из виду, затем снова появились, неся что-то в руках. Как только они прыгнули в море, корабль пошел ко дну, и они были захвачены водоворотом. Однако им обоим удалось спастись и добраться до лодок. Что же это было за сокровище? Ради чего они готовы были рисковать своей жизнью? Это был судовой компас, который команда в спешке забыла на корабле, но без которого они никогда не смогли бы выбраться на торговые пути, чтобы их подобрал какой-нибудь корабль. Этот компас был для них равносилен самой жизни. Точно так же и Слово Божье – для нас.
           Итак, мы увидели, что библейская планка в воспитании детей очень высока. Без Бога мы не в силах будем этого достичь. Будем молиться, чтобы Господь помог нам воспитывать своих детей и помогать воспитывать детей нашей церкви по Слову Божьему.
А. Прокопенко

Главная   Уроки по Библии     Проповеди      Библейские праздники   "Соло для позвоночника"
"Целительные мудры"   
"Око возрождения"     "Снимите очки" 
Расписание собраний групп Анонимных Алкоголиков в Самаре
 
12 шагов и 12 традиций Анонимных Алкоголиков     Ссылки на сайты анонимных алкоголиков  
Анекдоты

Оставьте сообщение в
гостевой книге



Hosted by uCoz