Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

МОНАХ БЕНЕДИКТ -ОСНОВОПОЛОЖНИК МОНАСТЫРЕЙ ЗАПАДА

Начиная с шестого века между западным и восточным монашествами стали появляться значительные    различия     Устроителем западного   монашества   стал   Бенедикт (Венедикт)   из   Нурсии   (480-543гг)   В двенадцатилетнем возрасте он был отправлен для    учебы    в    Рим    Недовольный беспорядочной жизнью своих сверстников, он через два года бежал из Рима и в течение трех лет тайно жил в пещере. О нем знал только монах из соседнего монастыря по имени Роман, который снабдил юного отшельника одеждой и регулярно носил ему пищу.

На четвертый год Бенедикт был случайно открыт окрестными пастухами. Слухи о Бенедикте, проведшем несколько лет в пещере, стали распространяться повсюду Вскоре   монахи   монастыря   Виковаро, находившегося недалеко от пещеры, где скрывался Бенедикт, пригласили его к себе и по смерти своего аббата выбрали Бенедикта его преемником. Бенедикт нашел, что монахи ведут недостаточно строгий образ жизни, и выступил   в   качестве   преобразователя монастырской общины. Но не всем членам общины пришлось это по вкусу, и Бенедикта пытались отравить, примешав яд к его напитку. Но сосуд с отравленным напитком выскользнул из его рук и разбился, когда он совершал   молитву.   Тут   же   удалось установить, что напиток был отравлен.

Бенедикт ушел из монастыря и вернулся в свою пещеру. Слава о строгости и святости его жизни все больше распространялась, к нему стало приходить много народу и даже некоторые представители римской знати. Большинство   своих  учеников   Бенедикт поселил в маленьких общежитиях по 12 человек, и во главе каждого из них поставил аббатов  (слово  "аббат" -  арамейского происхождения; в переводе на русский язык означает "отец"). Однако и здесь местным священником была предпринята попытка устранить Бенедикта, на этот раз путем клеветы.

После этого Бенедикт отправился в странствование и остановился на горе Кассино, недалеко от Неаполя, где воздвиг часовню, которая сделалась основанием монастыря,     ставшего     впоследствии

родоначальником всех монастырей на Западе Здесь Бенедикт в 529 году написал свой, которые к тому времени монастырский устав. В уставе он учел те особенности уже слагались на Западе

УСТАВ БЕНЕДИКТА

По уставу Бенедикта всякий монастырь должен быть под главенством аббата, избиравшегося монахами Монахи должны смотреть на аббата, как на наместника Христова и проявлять ему абсолютное послушание. Монахам запрещалось называть друг друга по имени, они должны были говорить "отец" или "брат", в зависимости от вбзраста того, к кому они обращались Священники или другие духовные лица, вступившие в монастырь, должны отказаться от своих привилегий и подчиняться аббату, наряду   со   всеми   другими   членами монастырской общины Монахи должны были заниматься физическим трудом и чтением Бенедикт в своем уставе установил новый покрой одежды монахов, несколько отличный от одежды восточных монахов. Пища монахов была самая простая: в этом отношении устав Бенедикта был похож на устав Пахомия, явившегося основоположником монашества в четвертом веке.

По уставу, составленному Бенедиктом, монахам разрешалось уходить с территории монастыря только с разрешения своего аббата для миссионерской деятельности. С этой целью    им    разрешалось    совершать длительные путешествия.

За легкие проступки монахи наказывались лишением общего стола (пища им подавалась позже), а также лишением служения при литургии При более значительных проступках они подвергались изоляции в специальных помещениях, в которых их могли посещать только аббат и его ближайшие помощники с целью увещания. Бенедикт создал также и несколько женских монастырей.

В 543  году  Бенедикт умер.  Его монастырская система распространилась по всей Европе.

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

В последующие века на Западе появились новые учредители монашества, составители новых монастырских уставов, отличающихся от   устава,   написанного   Бенедиктом.

Впоследствии, наряду с системой Бенедикта, стали действовать  и  другие  системы, именуемые орденами (от латинского слова "ордо", что значит "группа"). Таким образом, на Западе, в отличие от Востока, монашество приняло форму орденов (то есть отдельных групп с разными уставами). В дальнейшем все эти ордена оказались в подчинении у папы Римского. Орден Бенедикта является самым старейшим    католическим    монашеским орденом. В средние века и в новое время появились монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, иезуитов, капуцинов и многие другие.

ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН, ЕГО ПОПЫТКА ВОЗРОДИТЬ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО С ХРИСТИАНСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

В 527 году в Константинополе на Византийский престол вступил император Юстиниан. Правил он Византией до 565 года. Своим возвышением он обязан своему дяде Юстину I, который приблизил к себе своего племянника   и   дал   ему   блестящее образование. Юстиниан быстро прошел все ступени высшей имперской службы и в 527г. был усыновлен своим дядей, став таким образом наследником престола после его смерти. Он сумел заранее устранить всех возможных соперников  на  Византийский престол.

Юстиниан установил хорошие отношения с Римским папой, хотя и принадлежал к восточной части христианской церкви.

В своей политике Юстиниан поставил две цели: во первых, вновь возродить Великую Римскую империю в ее прежних границах, объединив Восток с Западом; во-вторых, вдохнуть в эту возрожденную Римскую империю христианское содержание, дабы христианство было единственной всемирной религией.

Юстиниан   обладал   необыкновенной трудоспособностью   и   упорством.   Он пересмотрел гражданский кодекс, провел реформы в армии и управленческом аппарате, реформировал финансовую политику. Еще больше, чем политическими или военными делами,   он   занимался   богословскими вопросами. Но делал это он с целью всецелого подчинения христианства своим политическим целям. Большую часть своего царствования он употребил на истребление ересей.

В Африке в это время царство вандалов приходило в упадок. В Европе между предводителями возникших там в результате распада   Римской   империи   государств происходили раздоры. Юстиниан решил, что пришло время для восстановления Римской империи во всем ее древнем блеске и объеме. Он сам себя причислил к апостолам, уверяя, что его императорское звание равносильно апостольскому.   Он   мечтал   о   своем всемогуществе на земле. Вот некоторые из его характерных высказываний: "Нет ничего выше и святее императорского величества"; "Сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона"; "Кто же может истолковать тайны и загадки закона, как не тот, кто один может его творить?"; "Он (император) один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа".

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ЮСТИНИАНА - ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОЙ СЛАВЫ

Юстиниан начал войны за восстановление былого величия Римской империи, которые впервые  в  истории  приняли  характер "крестовых" походов, так как   Юстиниан уверял, что ведет войны во славу Божию, во имя Иисуса Христа, во имя креста Господня. Но мечтой Юстиниана с самого начала царствования было создание всемирного государства волею самодержавного государя.

Особенно ожесточенные кровопролития происходили в Африке. В ходе военных действий Юстиниан приказал тщательно разыскивать еретиков-ариан и истреблять их. При Юстиниане имя Римской империи вновь приобрело - на сей раз на короткое время -пугающий характер. Вторгся Юстиниан и в Италию, захватив Рим. Страдания, которые претерпело население Италии в результате военных действий, голода и болезней, неописуемы. Все население было подвергнуто грабежу  и  насилиям.   Готы  потерпели поражение. Значительная часть Италии была временно захвачена войсками Юстиниана, однако напасть на сильную франкскую монархию Юстиниан не решился. Во время его вторжения в Африку и Италию, на северо­восточных   границах   Византии   сильно активизировались славянские племена. От персов  и  славян  византийские  войска потерпели серьезные поражения, и это сковало их дальнейшее продвижение на западе. В конце концов от наступлений им пришлось перейти к обороне. План Юстиниана о восстановлении Великой Римской империи в ее прежних границах сорвался. Большую роль сыграли народные волнения на Западе, т.к. народ не желал попадать под римское иго.

"О, СОЛОМОН, Я ПРЕВЗОШЕЛ ТЕБЯ!"

При Юстиниане было издано много законов. Во всех этих законах красной нитью проходит идея о преемственности Византией императорской власти от Рима. В правление Юстиниана     проводилась     обширная строительная деятельность,  воздвигались военные укрепления на границах, особенно на границах с персами и славянами. Было построено много дворцов и храмов. Юстиниан был очень щедр в своих пожертвованиях на строительство храмов, жертвуя при этом средства, награбленные во время военных походов. По его приказу был выстроен грандиозный патриарший Софийский собор в Константинополе. Осматривая собор после строительства, Юстиниан воскликнул: "О, Соломон, я превзошел тебя!" Архитектура и живопись во времена Юстиниана в Византии достигли яркого расцвета. Главным образом украшались храмы.

Юстиниан   вошел   в   историю   как талантливый государственный деятель и законодатель.

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ)

В мае 553 года в столице Византии -Константинополе - собрался Пятый вселенский собор. Напомним, что вселенским собором называется съезд епископов христианской церкви для рассмотрения какого-либо важного духовного вопроса. Эти соборы созывались императорами обычно по просьбе епископата церкви. Первый вселенский собор (Никейский) был созван императором Константином в 325 году в Никее в связи с появлением лжеучения Ария, утверждавшего, что Христос не равен Богу Отцу, а ниже Его. Второй вселенский собор (Константинопольский) был созван императором Феодосием 1 для обсуждения вопросов   единства   христиан.   Третий вселенский собор (Ефесский) был созван императором Феодосием II в Ефесе в 431 году для  разбора дела  Нестория,  которого обвиняли в нездравом учении о воплощении Спасителя и в том, что он учил только о человеческой природе Христа. Четвертый вселенский собор (Халкидонский) был созван императором Маркианом в 451 году в Халкидоне    для    обсуждения    ереси монофизитов,  которые учили только о божественной природе Христа, уверяя, что Его человеческая  природа  утратила  всякую собственную  действительность  и  лишь мысленно    может    различаться    от божественной, и поэтому Христос якобы не мог чувствовать ни голода, ни страданий.

В вопросе о монофизитстве император Юстиниан   был   сторонником   решений четвертого Халкидонского собора, а его жена Феодора была ревностной монофизиткой. Вокруг Феодоры  сгруппировалось  много монофизитов (единоестественников, учивших только об одном божественном естестве Христа). Феодора имела огромное влияние на своего супруга и оказывала покровительство монофизитам. Именно она возвела тайного врага решений Халкидонского собора Анфима на патриарший престол в Константинополе. Воспользовавшись могуществом Византии, она оказала давление даже в избрании своего сторонника Вигилия новым папой римским и вошла с ним в соглашение, что он будет выступать против решений Халкидонского собора, хотя его положение папы римского обязывало проводить в жизнь решения этого собора.

У нового папы римского обострились отношения и с Римским, и с Восточным епископатами, а затем и с Византийским императором Юстинианом. Оставив папский престол,     Вигилий     возвратился  в Константинополь.

По настоянию многих епископов был созван в Константинополе Пятый вселенский собор, на который собралось 165 епископов, большинство из которых было из Восточной церкви. Уехавший из Рима в Константинополь Вигилий в соборе не участвовал, ссылаясь на болезнь. На этом соборе были подтверждены решения четырех предыдущих вселенских соборов, в том числе и решение по монофизитскому  вопросу.   Монофизитство было решительно осуждено. Кроме того, на этом Пятом вселенском соборе была сделана попытка поставить вопрос об отношении к учению выдающегося христианского богослова Оригена, жившего в третьем веке. В трудах Оригена было немало интересных и глубоких мыслей, однако не все богословы были с ним согласны. А сторонники учения Ария не раз пытались извратить в свою пользу некоторые высказывания Оригена. Пятый вселенский собор не стал рассматривать этот вопрос и не вынес никакого порицания или одобрения.

После этого собора Вигилий заявил, что его попутал диавол и что он полностью разделяет  решения  собора.   Император Юстиниан разрешил ему вернуться в Рим, но по дороге в Рим Вигилий умер.

Жена Юстиниана Феодора умерла до начала Пятого вселенского собора. Ее смерть явилась большим ударом для Юстиниана. После смерти Феодоры он все больше смирялся   перед   преградами,   которые препятствовали его целям. Умер он в возрасте восьмидесяти двух лет в 565 году. В последние годы своей жизни он с полным равнодушием   смотрел   на   то,   как расстраивается    управление    обширной империей. Он уже не мечтал о реставрации всемирной Римской империи и говорил, что погружается в ожидание вечной жизни.

ГРИГОРИЙ 1 ВЕЛИКИЙ -ОСНОВОПОЛОЖНИК МОГУЩЕСТВА РИМСКИХ ПАП

Конец шестого столетия можно считать границей между древней и средневековой христианской историей. В 590 году в Риме на папский престол был избран Григорий (540-604r.r.), вошедший в историю христианства под именем Григория 1 Великого. С его именем связаны большие перемены в христианстве. Он родился в 540 году в Риме, в знатной римской семье. После смерти отца он получил богатое наследство и все пожертвовал на церковные   нужды.   Он   основал   семь монастырей, шесть из них находились в Сицилии, а седьмой он поместил в своем собственном доме в Риме. Григорий продал все драгоценности, вырученные деньги раздал бедным и стал в своем римском доме, превращенном в монастырь, вести строгий аскетический образ жизни монаха, занимаясь физической работой. Свободное время он уделял чтению и молитвам.

Через некоторое время он стал аббатом своего монастыря. В 590 году Римский сенат и духовенство единогласно избрали его папой римским. Сначала он отказывался, говоря, что недостоин такой чести, но затем вступил на папский престол.

Григорий 1  продолжал жить очень скромной   жизнью,   отличаясь   большой щедростью    в    раздаче    милостыни. Нуждающиеся люди толпами осаждали его папский дворец в Риме. и он старался помочь многим. Он убеждал и других епископов поступать так же. В одном из своих выступлений он сказал: "Ни один епископ не должен думать, что достаточно только читать и проповедовать, и в то же время закрывать дающую руку. Его рука должна быть щедрой;

он должен считать нужды других своими; он должен давать нуждающимся; ибо без этих качеств звание епископа есть суетной и пустой титул".

Богатство римской папской кафедры давало возможность Григорию проводить благотворительную деятельность в широких масштабах. Им был создан особый отряд служителей, которые искали на улицах больных и очень бедных людей, чтобы оказать им помощь. Прежде чем он садился за трапезу, с его стола бралась часть пищи и относилась голодным, стоявшим у дверей его дворца. Если до него доходили слухи о чьей-либо смерти от голода, то он налагал на себя суровое покаяние за свою нерадивость в распределении даров Божьих среди людей.

К   восточным   епископам   Григорий относился вначале как к независимым от римского папского престола (хотя затем стал претендовать на то, чтобы они признали его единственным руководителем христианства во всем мире). Много времени он уделял богословским   занятиям,   им   написано множество писем, которые свидетельствуют о его многосторонней деятельности. Не стоял он в стороне и от политики, хотя и говорил, что вынужден этим заниматься ввиду сложности обстановки, но сердце его больше лежит к духовной работе. А обстановка в Риме и во всей Италии была действительно очень сложной.    Германское    племя    готов, наводнившее Италию во время падения западной Римской империи, впоследствии смешалось с коренным римским населением. Но во время Григория такого тесного смешения еще не было, постоянные стычки между отдельными группами населения не прекращались. В это напряженное время многие  обращались  к  римскому  папе, пользовавшемуся большой популярностью как у римлян, принявших христианство, так и у готов, принявших христианство. Постепенно Григорий стал фактическим правителем Рима и всей Италии. В своем лице он сосредоточил духовную и политическую власть.

Почувствовав почву под ногами, Григорий стал ревновать о еще большем укреплении своей гражданской и духовной власти. Именно Григорий стал основоположником могущества римских пап. Цели у него были благие: он все это делал вначале не для личной выгоды, а для блага ближних, дабы навести твердый и образцовый порядок. Преемники Григория, получившие после него могущественный римский папский престол, это могущество использовали не для блага ближних, а для своей собственной земной славы. Сам того не ведая, Григорий заложил основы будущей папской теократии.

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИГОРИЯ 1 ВЕЛИКОГО (VI ВЕК)

Имея в своих руках большую власть, Григорий решил употребить её для обширной миссионерской деятельности, - он стал орудием   Божиим  для   распространения Евангелия.

К концу шестого века христианство было широко распространено по всей Европе, за исключением Британии. Поселившиеся в Британии англосаксы почти все поголовно были язычниками.  Еще до вступления Григория на папский престол в его жизни произошел следующий случай. Однажды он зашел на невольничий рынок, где продавались рабы. Его внимание привлекли очень красивые мальчики, которых предлагали в продажу. Григорий узнал, что их недавно привезли из Британии. Через переводчика он вступил с ними в разговор. Оказалось, что они ничего никогда не слышали о Христе. "Ах! воскликнул Григорий. - Зачем князь тьмы обладает такими милыми созданиями? Почему при такой красивой наружности не достает высшей духовной красоты?" На его вопрос, каким именем они называются, дети ответили:

"Англы". "Как зовут вашего короля?" - спросил Григорий. "Елла", - последовал ответ. "Хвала Богу должна воспеваться в стране этого короля", - провозгласил Григорий.

Григорий загорелся решимостью стать первым христианином среди этого прекрасного народа и приобрести для Христа этот отдаленный остров. Он уже совсем было собрался в миссионерское путешествие, но в это время его избрали папой римским, и ему пришлось отложить это намерение. Однако в сердце его глубоко засела мысль о далекой Британии и об англосаксонском племени.

Взойдя на папский престол, Григорий снарядил сорок человек миссионеров и отправил их в Британию. Но эти миссионеры оказались не первыми миссионерами на Британских островах. Вероятно, еще в апостольский век проповедники Христова учения уже побывали на этих островах. Некоторые исторические факты дают нам основание предполагать, что Клавдия, о которой пишет апостол Павел во Втором послании  к  Тимофею,  была  дочерью британского князя и состояла в браке со знатным римлянином Пудентом. В этом нет ничего удивительного. Британские короли посылали своих детей для воспитания в Рим, и там они вполне могли узнать о христианах и встретиться с ними.

В пятом веке бедствия стали постигать Великую Римскую империю, и римляне вынуждены были отозвать свои оккупационные войска из Британии для защиты Рима. Больше римлянам не суждено было возвратиться в Британию. Уход римских войск из Британии привел    к тяжелым последствиям для местного  населения.  Из  Шотландии  в Британию стали вторгаться разбойничьи племена пиктов и скоттов.  Британские правители обратились за помощью в Рим, умоляя римлян защитить их от разбойничьих набегов. Но римлянам было не до Британии. Тогда   бритты,   населявшие   Британию, обратились за помощью к саксам (саксы - это группа древнегерманских племен, живших между реками Эльбой и Рейном).

Саксы быстро откликнулись на просьбу бриттов, и во второй половине пятого века их корабли прибыли к британским берегам. Войско бриттов разбило пиктов и скоттов и отбросило их в Шотландию. Однако для бриттов, вместо одного зла, пришло другое, гораздо большее. Саксы, увидев, что страна, которую они пришли защищать, весьма плодородна, решили сами там обосноваться. Они стали стягивать в Британию все свои войска и из защитников превратились в завоевателей.  На  помощь  себе  саксы призвали и другое германское племя - англов, которые жили с ними по соседству. Англы и саксы наводнили всю Британию. Многие бритты были истреблены англами и саксами, которые отличались очень свирепым нравом, а другие бежали на север, где были схвачены пиктами и скоттами и также были истреблены;

некоторую часть бриттов англы и саксы оставили у себя в качестве рабов.

В конце пятого века предводитель племени франков Хлодвиг основал в Европе сильную и обширную франкскую монархию. После своего обращения в христианство Хлодвиг всех своих подданных старался зачислить в христианство. Эти события подогнали англов и саксов к их полному переселению в захваченную ими Британию.

В конце шестого века папа римский Григорий    решил    серьезно    заняться распространением    христианства    среди англосаксов. С этой целью он и снарядил специальную   монашескую   миссию   в количестве сорока человек. Руководителем этой миссии Григорий назначил монаха бенедиктинского ордена Августина. В 596 году эта группа отправилась в Британию. Но по дороге на Августина и его спутников напал великий страх, когда они услышали о свирепых обычаях англосаксов. Августин вернулся в Рим, чтобы просить Григория об отмене его решения о посылке миссии в Британию. Но Григорий не отступил, сказав, что его решение принято после долгих и усиленных молитв. Он ободрил Августина и других членов миссии напоминанием, что вечно живой Бог будет с ними.

Вместе с англами и саксами в Британию в пятом веке вторглось племя ютов. Юты

образовали королевство Кент со столицей Кентербери. В последующие века Кент объединился с англосаксонским королевством, но в шестом веке это было независимое государство.   Августин   и   его   группа направились в Кент, ибо Григорий сказал им, что у кентского короля жена христианка. Кентский король Этельберт и королева Берта приняли их очень дружелюбно в Кентербери. Король разрешил им провести собрание, но только на открытом воздухе, а не в помещении, так как боялся волшебства. На это собрание миссионеры пришли с пением духовного гимна. Монах, шедший впереди, нес серебряный крест с изображением Спасителя.

С   удивлением   слушали   язычники евангельскую весть о Христе, распятом за их грехи и воскресшем для их оправдания. Король уже слышал кое-что от своей жены, которая   была   христианкой.   Этельберт настолько расположился к монахам из Рима, что предоставил им помещение в своем дворце и разрешил всенародно возвещать Евангелие. Кент стал опорным пунктом христианства в Британии. Вскоре крещение принял сам король Этельберт. Примеру короля последовали десять тысяч человек из числа его подданных.

Когда до Григория дошли вести о блестящих успехах Августина и его группы, он послал им в подкрепление целую армию миссионеров.   Они   привезли   с  собой Евангелия, церковные сосуды и облачения для служителей  церкви. Августина же Григорий возвел в сан епископа, присвоив ему наименование епископа Кентерберийского. Из Кента,    при    содействии    Этельберта, миссионеры   стали   проникать   и   в англосаксонское королевство. Через некоторое время, когда позиции католической церкви укрепились в Британии, стали допускаться принуждения при привлечении людей в христианство.   Епископ   Кентерберийский Августин особенно ревновал о том, чтобы христиане Британии признали главенство римского папы.

В начале седьмого века, в 604 году, римский папа Григорий умер.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz