Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ОМАР

Халиф Омар вскоре после смерти Мухаммеда принял в свои руки всю государственную  и религиозную  власть. Государство, возглавляемое Омаром, стало называться халифатом. Омар именовался не только халифом, то есть преемником, но и имамом (арабское слово «имам» означает «находящийся впереди»). В дальнейшем, имамами назывались мусульманские деятели, обладавшие,   кроме   государственной   и военной власти, также и религиозной властью. Кроме того, Омар стал именоваться эмиром (арабское слово «эмир» означает «вожць»).

После   смерти   Мухаммеда   Омар продолжал    захватническую    политику. Разгромив Персию, он стал насаждать там ислам. Сразу после разгрома Персии он напал на Византию. Византийскому императору Ираклию не удалось удержать в своих руках Палестину, часть Египета и Сирию. В это время сильно активизировались языческие славянские   племена,   которые   делали постоянные набеги на северные границы Византии. В связи с этим Ираклий не мог все свои войска бросить против Омара. Этим и объясняются успехи Омара в Сирии, Египте и Палестине.

В 637 году в городе Иерусалиме Омар построил мечеть (мусульманский храм). До Иудейской войны на этом месте стоял иудейский храм, который в 70 году был стерт с лица земли римлянами. В том же 70 году евреи были рассеяны римлянами по всему тогдашнему миру. Когда войска Омара вторглись в Палестину, евреев там было незначительное количество. Там были арабы, которые уже успели туда переселиться из Аравии; были греки и представители других народностей.

Омар делал  попытки  продвинуться дальше и захватить всю Византию, но это ему не удалось. После войны с Омаром владения Ираклия сильно уменьшились. Теперь в состав Византийской империи входила только Греция. Греция была довольно обширной, в ее состав входила и та территория, которую сейчас занимает Турция. Кочевые племена огузов - предков турок - проникли на эту территорию значительно позднее. В городах северного   Египта   также   преобладало греческое население.

В восточных провинциях Византийской империи,   особенно   в  деревнях,   еще

процветало язычество. Окончательный удар язычеству нанесли войска Омара, которые в ряде случаев огнем и мечом принуждали язычников принять ислам. К христианству и иудейству арабские завоеватели отнеслись несколько иначе. Омар называл иудейство и христианство   хотя   и   истинными,   но недостаточно   совершенными   религиями, говоря, что они уже выполнили свою миссию в определенный период времени и что теперь на новом этапе нужна новая религия. Омар не сжигал иудейские синагоги и христианские храмы, но сказал, что будет облагать иудеев и христиан повышенным налогом, если они не будут переходить в ислам. Нашлись такие христиане, которые ради того, чтобы не платить высокий налог, изъявили желание принять ислам.

Затем в отношении христиан появился ряд   особых  законов.   Был   запрещен колокольный звон, крест не должен был больше выставляться  снаружи  церквей, христианам  не  позволялось  устраивать публичные похороны, всюду они должны были уступать дорогу мусульманам. За проявление христианином непочтительного отношения к мусульманину предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни.

Завоевания Омара, которые он совершил в   седьмом   веке,   положили   начало возникновению целого ряда арабских народов. В Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии арабы осели на долгое время и в конце концов слились с местным населением. Поскольку арабский язык оказался более совершенным, чем языки народов этих завоеванных стран, то он  вытеснил  местные  языки  и  стал господствующим языком Египта, Сирии и других стран. Но при слиянии с этими народами арабы переняли кое-что и из их языков. Поэтому сейчас население Египта, Сирии и других арабских стран говорит на разных диалектах арабского языка.

К  концу  своего   правления   Омар окончательно овладел всем Египтом, сломив сопротивление местного населения. В кажцой провинции в завоеванных землях им были поставлены    арабские    наместники    с мусульманским войском. "Неверные", то есть люди, не принявшие ислам, не имели права носить оружие. Омар был предан религиозным убеждениям ислама, но этого нельзя сказать об основной массе его воинов. Жадность, стремление к наживе, к обогащению за счет покоренных народов влекли большинство из них к завоеваниям. После одной из битв Омар отдал приказ - излишек добычи отдать тем храбрецам,  которые  знают  наибольшее количество изречений из Корана. И оказалось, что воины знают только фундаментальное утверждение: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк», и больше ничего.

По образу своей жизни Омар резко отличался от Мухаммеда. Он вел очень строгий  образ  жизни,  подвергал  себя всевозможным ограничениям; его можно назвать мусульманским аскетом. В 644 году Омар был убит в Медине персом Абу-Лулу Фирузом. После Омара халифом стал зять Мухаммеда - Осман. В его правление велась кровопролитная война за власть в халифате. В 656 году Осман был убит за чтением Корана. В 661 году власть захватил Моавия, ставший основателем династии Осмейядов. Свою столицу он перенес из Мекки в Дамаск.

В седьмом веке арабы проникли в Среднюю Азию, где дошли до Бухары и Самарканда, проникли в Индию, а в Африке дошли до Алжира.

Арабский   халифат   превратился   в обширную империю. Неоднократно в этой империи    вспыхивали    кровопролитные вооруженные столкновения в борьбе за власть. Эти внутренние распри ослабили дальнейшее наступление арабов; в ряде завоеванных земель они стали терять почву под ногами, и им пришлось уйти из многих земель. Но в конце седьмого века они вновь начали ряд наступательных войн и захватили снова ранее завоеванные земли.

С     распространением     арабского владычества быстро распространялся ислам;

его охотно принимали покоренные народы, ибо все, принявшие ислам, освобождались от высоких налогов. Кроме того, ислам привлек многих простотой своего учения. Истинное же евангельское учение многим людям не было известно. В последующие века единый арабский халифат в результате внутренней борьбы распался на ряд отдельных эмиратов.

ВЕЛИКИЙ УРОК ОТ БОГА

Когда мы говорим о возникновении и быстром распространении ислама, у нас возникает вопрос: как могло это произойти?

Говоря о христианстве в седьмом веке, мы отметили все возраставшую на Западе власть римского папы. Гордо стал поднимать голову Римский епископат. Возникший, быстро растущий и подбирающийся к границам Европы ислам навел ужас на вознесшихся в своей гордости епископов и заставил их дрожать от страха. Это было предупреждение и наказание за непослушание воле Божией. Допустив исламу распространиться, Бог его руками совершил великий суд над страшным идолопоклонством в Азии и Африке. Тысячи языческих храмов, миллионы идолов были разрушены и сожжены.

Через быстрое распространение ислама христиане получили великий урок от Бога. Многие народности, которые арабы обратили в ислам, ничего не знали о Христе. Это была вина христиан, среди которых было очень много формальных верующих, которые не горели  огнем  первохристианства;  лишь единицы из них были настоящими воинами Христа. Вместо того, чтобы идти по всему миру с проповедью Евангелия, христиане ломали копья в борьбе и спорах друг с другом. Слишком мало было таких благовестников, как Колумбан. Значительная часть человечества, не дождавшись живой вести о Христе, принимала нечто другое.

ЛОЖНЫЕ УЧЕНИЯ МОНОФИЗИТОВ (ЕДИНОЕСТЕСТВЕННИКОВ)И МОНОФЕЛИТОВ (ЕДИНОВОЛЬЦЕВ)

В пятом веке, в восточной части христианской церкви, возникло ложное учение, называемое монофизитством. Монофизиты (единоестественники) учили, что хотя Христос имел две природы - божественную и человеческую, но божественная Его природа якобы    совершенно    поглотила    Его человеческую природу. Одним словом, по их мнению, во Христе было одно божественное естество, а Его человеческое естество было лишь   кажущимся.   Такое   учение   не соответствует  Слову   Божиему.   Вполне справедливо оно было осуждено на Четвертом вселенском соборе в 451 году в городе Халкидоне. Пятый вселенский собор в Константинополе в 553 году подтвердил решение     Четвертого     собора     по монофизитскому вопросу. Однако нашлось немало сторонников этого учения.

Больше всего монофизитов оказалось в Египте, в Александрийском патриархате, среди египетских христиан. Египетские христиане были  двух  национальностей   -   греки, переселившиеся в Египет, и  коренные египтяне. Во время монофизитского спора почти все греки-христиане поддерживали решения   Халкидонского   собора   против монофизитства, а почти все христиане из коренных египтян перешли на сторону монофизитов.     Египетские     христиане-монофизиты образовали свою отдельную церковь. Арабы, вторгшиеся в Египет в седьмом веке, назвали эту церковь «коптской» церковью. Коптами они называли коренное население Египта - египтян. С течением веков арабы перемешались с местным населением Египта, принявшим ислам; копты-христиане, а также греки-христиане не смешались с арабами, ибо браков между христианами и мусульманами  не  существовало.  Таким образом, в лице христиан-коптов сохранилось до сего дня прежнее коренное население Египта. По цвету кожи копты несколько смуглее египтян-мусульман, то есть египтян, которые произошли от смешения с арабами. Коптская церковь существует и в наши дни; в ней распространены монофизитские взгляды.

Из Египта монофизитство проникло в Эфиопию, где христиане стали появляться начиная с четвертого века. С пятого века все эфиопские   христиане   были   увлечены монофизитством. До сих пор монофизитские взгляды распространены в эфиопской церкви.

Распространилось монофизитство и в Армении. Христианство в Армении появилось во   втором   веке.   Большую   роль   в распространении христианства в Армении в четвертом веке сыграл епископ Григорий, называемый христианским  просветителем Армении. Тринадцать лет он провел в заключении за распространение христианства, оставаясь верным Христу. Умер он в середине четвертого века. В пятом веке, во время монофизитского   спора,   все   армянские христиане примкнули к монофизитам. В это время Армения находилась под персидским игом.   Став   монофизитами,   армянские христиане отделились в особую церковь, которую назвали в честь епископа Григория армяно-григорианской церковью. Епископа, который жил в монастыре Эчмиадзин, они провозгласили католикосом Армении (то есть всеобщим епископом). И в наши дни глава армяно-григорианской   церкви   именуется католикосом, и он имеет свою резиденцию в Эчмиадзине.

Таким образом, существующие и в настоящее время коптская, эфиопская и армяно-григорианская   церкви   являются монофизитскими     церквями.     Приняв монофизитские взгляды, они в пятом веке отделились  от  восточной  православной церкви. У многих христиан этих церквей монофизитские   взгляды   стали   весьма умеренными.

Сделав краткий обзор монофизитства, следует отметить, что в седьмом веке в восточной (православной) церкви возник новый     спор,     так     называемый «монофелитский». Монофелитство является разновидностью монофизитства. Если слово «монофизиты»  означает «единоестественники»,      то      слово «монофелиты»   означает   «единовольцы». Монофизиты  отрицали  различие  между божественным и человеческим естеством Христа; монофелиты отрицали различие между божественной и человеческой волей Христа.

Монофелитский спор в восточной церкви возник в то самое время, когда войска Омара вторглись  на  территорию   Византийской империи и отрывали от нее одну провинцию за другой. Главным виновником этого спора был византийский император Ираклий. Ему очень хотелось примирить монофизитов со всей восточной церковью. Говоря, что монофизиты впали в крайность, уча только об одном естестве Христа, Ираклий высказал мысль, что надо говорить не о едином естестве Христа, а о единой воле Христа. По мнению Ираклия, Христос имеет два естества - божественное и человеческое, но одну божественную волю, в которую слились воедино две Его воли -божественная и человеческая. Встав на такую точку   зрения,   Ираклий   думал   найти примирение с монофизитами, но он не примирил их со всей восточной церковью, а вызвал новый спор среди духовенства восточной церкви.

Во время осады арабами Иерусалима в 637 году иерусалимский патриарх Софроний собрал подчиненных ему епископов на Голгофу и там взял с них слово, что они будут вести     непримиримую     борьбу     с монофелитскими взглядами, то есть со взглядами, высказанными Ираклием.

Император  Ираклий,  не  ожидавший возникновения   нового   спора,    решил административными мерами погасить его. Издав указ, он предложил прекратить все споры по этому вопросу. Но споры не прекратились, они продолжались и после смерти Ираклия.

КТО ЖЕ ПРАВ?

Монофелиты, говорившие об одной воле Христа, или их противники, то есть все основное духовенство восточной церкви, говорившие   о   Его   божественной   и человеческой      воле?      Монофелиты неправильно решили, что говорить о двух волях Христа - это значит утверждать, что Христос имеет добрую и злую волю. Конечно злой воли у Христа быть не могло. У Него была только одна добрая воля, ибо Он -источник  добра.   В   этом   отношении монофелиты правы, да, собственно говоря, это общеизвестная истина, которую никто не собирался оспаривать. Но поскольку Христос

не только Бог, но и человек, то Он, естественно,   мог   ощущать   некоторое противоречие в Своей воле.

Как  пример,  можно  привести  Его внутреннюю борьбу в Гефсиманском саду. Его божественная воля бесповоротно стремилась к принесению Голгофской жертвы, а Его человеческая воля содрогалась от мысли о предстоящих страшных страданиях. В эту минуту из Его уст вырвался возглас: «...да минует Меня чаша сия...» (Матф.26:39). Но тут же победила Его божественная воля, и Он твердо сказал: «...впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39).

Христос здесь почувствовал противоречие не потому, что наряду с добром в Его сердце жило и зло (этого не могло быть, ибо в Нем не было и тени зла), но потому, что как человек Он не мог не испытывать содрогания при ожидании предстоящих мучений и смерти Однако Его божественная воля всегда побеждала Его человеческую волю.

В   крайность   впали   монофизиты, объявившие, что два естества Христа слились в одно естество; в крайность впали и монофелиты, говорившие, что две воли Христа так слились в одну волю, что Он никогда не слышал голос человеческой воли Впрочем,   одно   из   этих  утверждений непосредственно связано с другим, ибо если сказать, что два естества слились в одно, то сразу напрашивается мысль, что две воли слились в одну волю.

Мы, твердо придерживаясь Слова Божия, считаем Христа истинным Богом и истинным человеком. Во время Своей земной жизни Он не мог не испытывать некоторые противоречия межцу божественной и человеческой волей, как это мы видим на примере в Гефсиманском саду, но Его божественная воля всегда побеждала.

В    связи    с   так    называемым монофелитским вопросом было создано много местных   соборов   в   разных   местах Византийской империи, но эти соборы еще более запутывали спорящих.

Во   время   монофелитского   спора константинопольский патриарх Сергий имел по этому вопросу переписку с римским папой Гонорием,   которого   он   познакомил   с сущностью спора. Гонорий ответил, что во Христе только одна воля - благая, согласная с волей Бога Отца, ибо Он и Отец - одно. Но когда Христос воплотился на земле и стал, кроме божественной природы, иметь и человеческую, то эта человеческая природа, конечно, проявляла себя, однако Христос прежде всего прислушивался к голосу Своего Небесного Отца, а не к голосу Своей человеческой природы.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (КОНСТАНТИНОПОЛЬ 680 Г.)

В 680 году византийский император Константин IV, списавшись с римским папой Агафоном, созвал в Константинополе Шестой вселенский собор, на котором разбирался монофелитский вопрос. На собор прибыло 125 епископов; подавляющее большинство их были из восточной церкви, но некоторые были и из западной Папа римский обратился с письмом к собору, выражая свое сожаление, что, в связи с беспокойным положением в Италии, он не может принять личного участия в соборе.

Этот   собор,   именуемый   Шестым вселенским собором, состоял из восемнадцати заседаний. К концу собора число его участников дошло до двухсот человек. Собор осудил монофелитство как продолжение монофизитства и постановил, что во Христе должно исповедовать две природы и две воли, из которых человеческая в совершенном согласии подчиняется божественной, но не уничтожается ею. Это постановление Шестого вселенского собора согласуется со Словом Божиим.

После Шестого вселенского собора группа ревностных противников решением собора была изгнана византийским императором из пределов Византии. Они ушли в Сирию, в то время отторгнутую арабами от Византии, и нашли пристанище на территории монастыря святого Марона Там они основали общину с монофелитскими     и     монофизитскими взглядами.  Из  этой  общины  выросла Маронитская церковь, которая впоследствии, перейдя на более умеренные позиции, соединилась с церковью католической.

Монофизитские взгляды - крайние и умеренные,   как   мы   уже   говорили, распространены в коптской, эфиопской и армяно-григорианской    церквях    Многие монофизиты, несмотря на свои утверждения, что божественная природа Христа поглотила Его человеческую природу, допускали мысль, что все же плоть Христа до Его воскресения была  тленной   плотью,   хотя   в   ней божественной природой были заглушены многие явления, присущие человеческой плоти. Другие утверждали, что тело Христа нетленно с самого воплощения и что все Его человеческие      действия      являются призрачными (кажущимися).
ЕЩЕ О НЕСТОРИАНАХ VII ВЕКА

В пятом  веке  константинопольского патриарха Нестория объявили  еретиком, обвинив его в том, что он учил только о человеческой природе Спасителя, хотя сам Несторий опровергал возводимые на него обвинения, говоря, что он выступил только против названия «Богородица», которым стали именовать Деву Марию. Несторий был лишен сана и отправлен в ссылку, где вскоре умер мученической смертью. Близкие приверженцы Нестория бежали в Персию, где и образовали свою общину. Если у них и были какие-либо типичные для  несториан догматические крайности, то впоследствии они сгладились, и несториане от остальных христиан отличались главным образом обрядовыми формами. В седьмом веке, во время вторжения арабов в Персию, некоторые несториане ушли в   Индию,   где   свидетельствовали   о христианском учении. Затем несториане проникли в Китай, став там первыми  христианскими благовестниками.

 

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz