Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ПЕРВЫЕ ЗДАНИЯ ДЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Во время царствования Александра Севера    стали    появляться    первые общественные здания для христианских богослужебных  собраний.  До  сих  пор христиане    не    имели    специальных молитвенных домов, они устраивали свои собрания в частных домах, а во время жестоких гонений - в катакомбах, т.е. в пещерах,   где   хоронили   умерших.   В царствование Александра Севера христиане почувствовали некоторые перемены. Хотя сам Север и не стал христианином в полном смысле этого слова, но отдал приказ, чтобы христианам  дали   возможность   строить специальные  дома  для  богослужебных собраний. Официально Александр Север не отменил  прежние  законы,  но  в  его царствование на христианство смотрели, как на одну из различных религиозных форм, не запрещенных правительством.

Во многих частях Римской империи появились христианские молитвенные дома, и двери их были широко открыты для всех людей.   Христианские   служители   стали оставлять свои гражданские занятия, всецело переходя к церковной деятельности. Епископы стали учить, что служители церкви - диаконы, пресвитеры, епископы - это особые лица, которые не должны ничем заниматься, кроме церковной службы. У ряда епископов, которые не имели живой связи со Христом, стали появляться желания сделать христианское богослужение с внешней стороны блестящим, по примеру язычников, богослужения которых отличались   пышными   церемониями   и блестящими облачениями их жрецов.

 ИМПЕРАТОР МАКСИМИН

В 235 году против Александра Севера был устроен заговор, он был убит, римский престол захватил Максимин. Из ненависти к дому Александра, состоявшего большей частью из верующих, он начал гонение, но велел казнить только стоявших во главе церквей, как виновных в обучении христианству.

В 238 году Максимин был убит, и на римский престол взошел Гордиан; в 244 году его сменил Филипп, который был на престоле до 249 года. В этот период гонений не было.

ИМПЕРАТОР ДЕЦИЙ

 В 249 году, после убийства Филиппа, на престол взошел Деций. Его правление отмечается первым повсеместным гонением на христиан. Если при других императорах в одних областях империи гонение было сильным, в то время как в других местах мало заметным, то при Децие в равной мере оно одновременно  коснулось  всех  областей Римской империи. Гонение при Децие, начало которого связывают с эдиктом против христиан (декабрь 249г. или январь 250г.), было одним из наиболее жестоких в истории Церкви. Эдикт предписывал повсеместное гонение на тех, кто не почитает римских богов. Преследование вменялось   в   обязанность   правителям провинций. В течение двух лет в римских провинциях было сожжено много христиан, многие были замучены до смерти. Это гонение обнаружило печальное духовное состояние значительной   части   самих   христиан. Большинство из них были очень слабы в духовном отношении. Это результат того, что христиане отклонились от прямого пути. В их рядах появилось много таких людей, которые только формально назывались христианами.

Дионисий,   епископ   Александрийский, описывает, какое действие произвел на многих христиан эдикт (указ) императора Деция, запрещавший поклонение Христу: "Многие знатные   граждане   подчинялись   эдикту;

некоторые были побуждены к этому страхом, других принуждали друзья. Многие стояли бледные и дрожащие, не желая подчиниться нечестивым обычаям и не будучи готовы претерпеть до смерти. Иные переносили муки и пытки, доходящие до высокой степени, но под конец сдавались".  Все это было следствием состояния усыпления христиан. Сам Дионисий тоже вскоре был казнен по приказу императора. Умер в тюрьме и выдающийся богослов Ориген, который писал, что атмосфера христианства отравлена, что светский дух прокрался в церковь, что служители церкви начинают склоняться к гордости, роскоши и алчности.

БОГОСЛОВ ОРИГЕН

Он родился в Александрии в 185 году в греческой семье, принявшей христианство, получил хорошее образование, и после смерти своего отца Леонида, который был замучен и

казнен во время гонения при Септимии Севере, принял на себя заботу о семье, состоящей из 6 человек, хотя ему было всего 16 лет, а все имущество семьи было конфисковано. В 18 лет он был избран преемником Климента Александрийского на пост главы школы и занимал это положение до 231 года. В 228 году Ориген был рукоположен в  пресвитеры.  Однако  Александрийский епископ восстал против Оригена и отстранил его от пресвитерского служения. Ориген написал много богословских трудов, в том числе   опровержение   доводов   врага христианства - философа Цельса.

В   трудах   Оригена   много   новых философских мыслей, которых не было у других богословов. Самый большой вклад Оригена  в  христианскую  литературу сочинение "О принципах" (или "О началах"). Это первый трактат по систематическому богословию.

Ориген вел очень строгий образ жизни, не был женат, совершенно воздерживался от мяса и, конечно, от вина, спал на голом полу и значительную часть ночи проводил в научных занятиях. Одевался очень бедно. Слишком строгий аскетический образ жизни привел его к болезненному состоянию, мешавшему его духовной работе в последние годы его жизни.

Ориген во время гонений при Деции был подвергнут   жестоким   пыткам,   провел несколько лет в заточении, где написал много полезных для христиан сочинений, и умер в 254г.

ИМПЕРАТОР ГАЛЛ

В 251 году Деций был убит в сражении с готами.  В  короткое  царствование  его преемника   Галла   христиане   получили передышку. Он сначала был терпим к христианам. Но вскоре всю империю поразила эпидемия  чумы.  Галл  издал  указ  о повсеместных жертвоприношениях Апполону. Христиане, которые отказывались приносить жертвы идолам, подвергались мучениям и ссылке.

ИМПЕРАТОР ВАЛЕРИАН

В 253 году на римский престол взошел Валериан. В первые годы его правления христианам ничего не угрожало. Но в 257г. последовала неожиданная перемена в его отношении к христианам - было начато жесточайшее повсеместное гонение на них. Юридическую основу гонения составили два указа (эдикта): первый (257г.) - под страхом смертной   казни   запрещал   христианам

собираться для богослужений; второй (258г.) -повелевал казнить епископов, пресвитеров и диаконов,    оказавшихся    твердыми    в исповедании веры. Высокопоставленных лиц, если    они    окажутся    христианами, предписывалось      лишать      римского гражданства, имущества и  предавать казни Все    римские    матроны,    принявшие христианство,   подвергались   конфискации имущества  и  ссылке.  Таким  образом, Валериан хотел уничтожить христианское духовенство и решить финансовые проблемы империи.

ЕПИСКОП КИПРИАН

Во время  гонения  при  Валериане мученическую смерть принял выдающийся деятель христианства Киприан. Он родился в 200 году в Карфагене. Ко Христу обратился в 246 году и сразу же начал служить словом, как проповедник. Продолжая трудиться словом, он был рукоположен сначала в диакона, а затем в пресвитера. В последние годы своей жизни он был епископом Карфагенским.

Киприан был из числа тех немногих епископов, которые поняли, что христиане удаляются от первохристианства. С болью в сердце он отмечает, что служители церкви становятся алчными и что многие верующие ведут себя легкомысленно. В последних гонениях  он   видит   предупреждающую, исцеляющую и воспитывающую руку Божию. Он пишет: "Если болезнь признана, то спасение пораженной части уже найдено. Господь хотел испытать Свой народ; и если Богом предписанные правила жизни во время долгого мира оставались без внимания, то пришел на нас суд Божий, чтобы пробудить нашу  ослабевшую   и,   можно  сказать, дремлющую веру. Мы заслужили еще более нашими грехами, но наш всемилостивейший Господь установил так, что  все, что встречается, кажется больше похожим на испытание, чем  на  наказание.  Вместо воспоминаний о делах верующих во времена апостолов  и  старания   подражать  им, христиане с ненасытным желанием старались об увеличении своих земных имуществ. Многие епископы, которые должны были бы служить наставлением и примером, вместо того пренебрегали своим божественным призванием и стремились к мирским делам".

Он своими глазами видел, как христиане (во время гонения при Деции) отрекались от веры. После смерти Деция, когда гонения прекратились, они стали возвращаться в Церковь. Киприан первый поднял вопрос о том, что им необходимо сначала очиститься банею водною". Подобным образом он считал необходимым поступать и с теми, кто уклонялся  в  лжеучения.   Этому  было посвящено два собора. И в 256г. собор в Карфагене принял решение о необходимости повторного крещения. Собор подтвердил правоту Киприана

В  259  году  император  Валериан предпринял   поход   на   Персию,  дабы полностью подчинить ее Риму. Но поход закончился плачевно, и Валериан попал к персам, которые обращались с ним с варварской жестокостью. Это был позор, который является беспримерным в истории Рима.

Валериан вскоре умер, и на римский престол взошел Галлиен, который прекратил гонение на христиан.

Через десять лет его сменил Аврелиан, который возобновил гонение на христиан. Аврелиан был убит заговорщиками в сенате в 275г. Его сменил Тацит.

ИМПЕРАТОР ТАЦИТ. СНОВА РАЗРЕШЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО МОЛИТВЕННЫХ ДОМОВ

Тацит правил несколько месяцев. В дни его царствования опять начали строиться христианские молитвенные дома, причем им уже начали придавать особую архитектурную форму, дабы они резко отличались от обычных зданий.

ИМПЕРАТОР ДИОКЛЕТИАН. ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕСТОЧАЙШЕЕ ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН

В 284 году на римский престол взошел Диоклетиан. В 286 году он принял Максимиана в качестве соправителя империей с титулом августа, а в 292 году к управлению еще были допущены Галерий и Констанций с титулами кесарей.    Внешне    при    Диоклетиане императорская    власть    облеклась    в республиканские формы, получилось как бы коллегиальное управление империей. Он установил новую форму администрации. Сам Диоклетиан осуществлял общее руководство, а также особо занимался Фракией, Азиатскими провинциями и Египтом. Максимиану было поручено заниматься Италией и Африкой;

Галерий получил Иллирию и страны по реке Дунаю, а Констанций получил Галлию, Испанию  и   Британию.   Свою  столицу Диоклетиан перенес из Рима в Никомидию.

Диоклетиан    был    равнодушен    к христианам, Констанций относился к ним с сочувствием,  Максимиан  и   Галерий враждебно. Галерий всячески возбуждал Диоклетиана   против   христиан.   Однако Диоклетиан сначала не поддавался на подстрекательство, но затем прислушался к настойчивым просьбам своего назначенца. В течение двух недель во дворце дважды вспыхивал пожар, и в поджоге обвинили христианскую прислугу. Диоклетиан отдал приказ о новом гонении.

Гонение при Диоклетиане отличается от прочих гонений тем, что властям было дано указание сжигать книги Священного Писания согласно первого эдикта императора. Гонение при нем приняло широкий государственный размах.

До императора дошел слух о восстании против римлян в Армении и Сирии. Среди населения этих стран было много христиан, и император охотно признал их зачинщиками восстания. Он подписал новый эдикт об аресте епископов, пресвитеров и диаконов. Вслед за вторым эдиктом вышел и третий, в котором христиане объявлялись врагами государства. Эдикт предписывал: всех, кто откажется отречься от христианства, принуждать к этому посредством пыток. Многие служители церкви после этих эдиктов были казнены или отправлены на каторжные работы в рудники.

Диоклетиан подписал и четвертый эдикт, согласно которому репрессии обрушивались не только на служителей церкви, но и на рядовых верующих.

Первого мая 305 года Диоклетиан отрекся от престола, его примеру последовал и его соправитель   Максимиан.   Другие   два соправителя - Констанций и Галерий - заняли после этого еще более высокое положение; к ним было добавлено еще два соправителя -Максимин   и   Север.   Констанций   был благорасположен  к христианам,  а  его преемник Константин, сменивший его в 306 году, показал себя еще более расположенным к христианам.

В конце третьего и в первых годах четвертого века страшные стихийные бедствия обрушились на Римскую империю, что, конечно,   и   явилось   причиной   ухода Диоклетиана с престола. Восстания, страшная засуха, голод, эпидемия чумы были в разных частях империи. Везде царствовали страх и смущение. В этой обстановке еще оставшиеся на свободе христиане показывали примеры истинной любви к ближним, ухаживая за больными. Испуганные язычники приписывали свои страдания гневу неба за гонение христиан Вскоре после ухода Диоклетиана с престола, главный вдохновитель гонений Галерий был поражен страшной болезнью. Он весь покрылся зловонными язвами, с ним невозможно было находиться в одной комнате. На одре своей болезни он написал новый эдикт, в котором пытался оправдать свои жестокости, применяемые к христианам, заботой об общественном благе и о единстве государства. Он признал, что по отношению к христианам были допущены крайности, и дал указание, чтобы гонение на них было прекращено. Через несколько дней после подписания этого эдикта Галерий умер. Так окончилось последнее сильнейшее гонение на христиан.

ЦЕРКОВЬ В III ВЕКЕ

К концу третьего века служители церкви уже окончательно выделились в особое духовное сословие, отделившись от основной массы верующих, тем самым нарушив принцип  всеобщего  священства.  Кроме диаконов, была введена еще одна степень служения,  так  называемые  иподиаконы, которые должны были помогать диаконам.

Первые  высшие  служители  церкви, которые наблюдали за общинами, назывались епископами. Затем появились и архиепископы, то есть старшие епископы, епископы "над епископами". В третьем веке появились и так называемые митрополиты. В эллинистической культуре главный город каждого округа назывался   митрополией   или   матерью-городом. И епископы главных городов стали именоваться митрополитами. Епископы же таких   крупнейших   городов,   как   Рим, Александрия, Антиохия, стали требовать для себя еще больших прав и почестей. Их стали именовать патриархами. Римский патриарх (или   епископ)   стал   претендовать   на превосходство и требовать, чтобы его называли папой Римским.

Христианские церкви в третьем веке не имели единого центра, попытка римского епископа распространить свое руководство на все христианство закончилась провалом. Руководители общин, в которых в свое время трудились   апостолы,   претендовали   на руководящее положение в христианстве.

В конце третьего века христиане стали строить церкви по образцу римских базилик и отделять часть помещения, предназначенную для служителей церкви (духовенства). Здесь за  перегородкой   находился  стол  для совершения хлебопреломления. Со временем это сооружение превратилось в алтарь храма.

Посетители христианских богослужебных собраний делились на две категории: на

оглашенных и верных. Человек, уверовавший во Христа и проходящий испытательный срок перед крещением, именовался оглашенным, то есть ознакомленным с учением Христа. После принятия крещения он переходил в категорию верных, то есть полноправных членов общины, и допускался до участия в хлебопреломлении.        Во       время хлебопреломления    всем    оглашенным предлагалось покинуть молитвенный дом, остаться могли лишь одни верные. По мере того, как все больше внедрялось крещение младенцев, такое деление в христианской общине становилось менее заметным При приеме обращенных ко Христу в категорию оглашенных, над ними совершалась молитва с возложением рук, и они осенялись крестным знамением   Затем   осенение   крестным знамением стало принимать более широкие размеры и стало применяться христианами во время каждой молитвы.

На крещение постепенно переставали смотреть, как на сознательное обещание верности Христу, а стали ему придавать таинственное   возрождающее   действие. Тертуллиан, Ориген и Киприан подчеркивали, что крещение имеет смысл в том случае, если душа крещаемого расположена ко Христу. Особенно  Тертуллиан  выступал  против поспешного преподавания крещения.  Но большинство христиан не внимали этим здравым наставлениям, и великий духовный акт крещения для многих стал превращаться в обряд. Первым христианским мыслителем, в трудах которого упоминается о крещении младенцев, является Ириней.

Христианские богослужения в третьем веке состояли в первую очередь из чтения Слова Божия, которое читалось на латинском и греческом языках. Если же община состояла из представителей других народностей, то Слово Божие читалось сначала по-гречески (или по-латыни), а затем переводилось на местный язык переводчиком.

После чтения следовала проповедь на тему прочитанного текста. Проповеди вначале носили собеседовательный характер, откуда они и получили название гомилии (то есть собеседования),     но     затем     стали практиковаться и тематические проповеди, то есть проповеди на определенную тему или вопрос. Проповедь занимала по времени главное место в богослужебном собрании. Молитвы еще совершались своими словами, а не по молитвенникам, хотя уже прилагались старания записывать тексты молитв.

Значительное место в христианском богослужении занимало пение. Оно состояло, главным образом, из пения ветхозаветных салмов, которые все пелись на один мотив. Но появлялись и гимны, написанные на христианские темы.

В третьем веке сложился обычай перед хлебопреломлением   зачитывать   списки христиан, отдавших свою жизнь за Христа. Это не было молитвой за них, молитвы за умерших еще  не  практиковались,  -  это  было проявлением уважения к их памяти. Затем стали зачитывать списки вообще умерших, кого их родные хотели вспомнить. Таким путем церковь    постепенно    переходила    к поминовению за упокой.

В   апостольский   период   не   было специального расписания постов. Пост, то есть усиленную молитву с воздержанием от пищи, каждый христианин совершал по своему усмотрению, когда чувствовал, что искушения одолевают его, или когда готовился принять какое-то особое служение, одним словом, когда была острая нужда в особой усиленной молитве. К третьему веку среди христиан сложился обычай постом отмечать два дня в неделю, в воспоминание о предательстве Иуды и в воспоминание о распятии Христа. Причем пост этот состоял  в  полном воздержании от пищи до определенного часа. Был пост, так называемый Великий пост, -сорокадневный период покаяния и некоторого воздержания от пищи перед Пасхой.

В отношении празднования седьмого дня восточная часть христианства отличалась от западной.   С   первых   дней   своего существования христианские общины на Западе    отмечали    день    воскресный богослужебным        собранием        и хлебопреломлением.     Восточные     же христиане, под влиянием соседства иудеев, считали необходимым отмечать и Моисееву субботу. Они объединили в один эти два дня и считали   день   Господень   (воскресенье) продолжением Моисеевой субботы. Оба эти дня отмечались богослужебными собраниями. Именно здесь, на Востоке, появился у христиан обычай всю ночь с субботы на воскресенье проводить в молитве (всенощное бдение).

В третьем веке существовала следующая практика: в годовщину смерти выдающихся мучеников за веру Христову, в память о них и для назидания христиан, рассказывали об их мученической кончине и возносили за них благодарность  Богу.  Впоследствии  этот благочестивый обычай принял искаженные формы: почитание памяти святых мучеников переросло в поклонение святым, которым стали возносить молитвы.

В третьем веке в молитвенных домах не было никаких изображений: ни статуй, ни картин.

 Но к концу третьего века стали появляться    некоторые    символические изображения: например, пастуха, пасущего ягненка, как символ "доброго пастыря", или голубя, как символ Духа Святого. Изображений Христа еще не было, Его, общепринятая теперь, иконография сложилась позднее. Христиане первых веков держали в своих сердцах только духовный образ Христа, светящий светом правды и любви.

Среди христиан было не редкостью мнение, что безбрачная жизнь выше брачной. Некоторые фанатики пытались бросить тень на святость брака и утверждали, что истинный служитель Божий не имеет права иметь семью. Конечно, брак дело добровольное, и нельзя человека заставить жить брачной жизнью, если он этого не хочет. Но едва ли верно мнение, что женатый человек не может себя всецело посвятить Христу. Семья - это школа христианина. Ни Христос, ни Его апостолы никогда не говорили, что служитель Божий должен быть обязательно безбрачным. Однако уже в третьем веке раздавались голоса, призывающие к тому, чтобы служители церкви были безбрачными и этим отличались от рядовых верующих. Именно это и произошло   в   последующие   века - определенной категории духовных лиц было запрещено вступать в брак.

Перед нами прошла картина гонений христиан в третьем веке, картина их ошибок и заблуждений.   Господь   допускал   огонь испытаний до Церкви Своей. Нам полезно вспомнить слова о Моисее из книги "Исход": "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста..." (Исх. 3:2-4).

Почему не сгорал этот куст? Почему ветхозаветный Израиль не был истреблен? Почему Церковь Христова не была уничтожена ^ мире сем? Потому что Бог был в терновом кусте, Бог был среди Израиля, Бог был среди Церкви Своей. И хотя христиане спотыкались и заблуждались, но всегда, во все века, были и есть среди них сердца, любящие Христа, в которых Он живет Духом Своим Святым. А любящим Бога все содействует ко благу, все испытания идут на  пользу.  При  всех испытаниях верный христианин помнит, что эти испытания ничто по сравнению с лучезарной вечностью; какие бы ни были испытания, но второе пришествие Христа не отменится, Царство Божие не упразднится, и врата ада не одолеют Церковь Христову.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz