Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

СУЩНОСТЬ БОГА

"Бог" - это слово существует во всех языках мира, его знают во всех племенах и народах. Во все времена люди говорили и думали о Боге. Даже люди, которые называют себя атеистами, не остаются равнодушными к понятию о Боге, доказывая, что Его нет, и борясь с Тем, Кто, по их убеждению, лишь выдумка.

Во многих случаях представление людей о Боге неверно.

Не имея истинного, библейского понятия о Боге, люди изобрели свое собственное представление о Нем, и Бог, которого они придумали - не есть истинный Бог. Для одних он совершенно смиренный, ему позволяется быть добрым, любящим, прощающим и никем больше. Он должен разрешать нам поступать по-своему, он не должен противоречить нам, изменять нас, осуждать или обвинять. Мы можем позволить ему дружески побеседовать с нами о наших слабостях, но не более того. Им   можно   управлять,   его   можно контролировать. Он должен быть терпимым к нашим грехам.

Для других Бог - это грозная и карающая Личность, Которую нужно чем-то задобрить. С этой целью туземец приносит жертву или пляшет у костра. А цивилизованные люди, чтобы задобрить Бога, порой идут в церковь, делают добрые дела и соблюдают церковные праздники.

Но Кто же Он, Истинный Бог? Бог, Которого представляет нам Библия? Сможем ли мы познать Бога, разобраться в Его сущности и свойствах? Ведь человек - это творение Бога, и познать своего Творца он никогда не сможет. Поэтому Бог открывает Себя Сам.

 Ограниченный человеческий разум "не может вместить бесконечного Бога, поэтому дать точное определение сущности Бога нельзя.

Мы рассмотрим лишь часть множества откровений, данных Богом о Себе, не претендуя на исчерпывающую полноту.

 "БОГ ЕСТЬ ДУХ" (ИОАН.4:24)

 В беседе с самарянкой Христос сказал:

СУЩНОСТЬ БОГА

"...Бог есть дух..."

Будучи духом, Бог не ограничен местом и временем (см. Деян.7:48; 17:24).

"...Дух плоти и костей не имеет..." (Лук. 24:39).

Он не ограничен телом, а значит, Он абсолютно неизмерим и невидим для глаз, способных различать лишь материальный мир. Апостол Павел пишет, что Бог -нетленный, невидимый и единый (1Тим 1:17).

Он способен пребывать сразу везде -слышать всё, видеть всё и всё знать.

"Куда я пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс. 138:7-10).

Бог - вездесущий Дух, нельзя скрыться от Его    присутствия.    Это    служит    и предостережением для  всех людей,  и утешением для верующих, которые, благодаря вездесущности Бога, могут пребывать в Его присутствии при любых обстоятельствах. Поклоняться Богу необходимо в духе, т.е. независимо от места, времени, формы (Иоан.4:21), и в истине, то есть на основании правильного понимания Бога и Его законов. Для Бога важно прежде всего состояние нашей души и сердца.

То, что Бог есть дух, нужно принять и усвоить верой, с помощью Духа Святого (1Кор.2:6-16), и не пытаться вместить Бога в пределы нашего ограниченного сознания.

Но как понимать выражения Библии, приписывающие Богу свойства человека? Например:  Бог видит,  слышит,  ходит, простирает руки, имеет дыхание и т.д.

Такие места следует понимать просто как человеческие выражения, используемые для восприятия ограниченным умом человека присутствия невидимого и непостижимого Бога.

В Библии сказано, что "Бога никто никогда не видел" (1Ин.4:12).

Однако в некоторых местах Библии мы читаем, что люди "видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное" (Исх.24:10).

"Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею. И потом сказал Он:

лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исх.33:18-23).

Как же увязать данные выражения с вышеуказанным утверждением, что Бога никто не видел, и что "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20).

Ответы следующие:

А. Бог есть дух, а дух может проявляться в видимой форме:

"Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя..." (Иоан. 1:32).

Б. Ангелы Божии, передавая повеления Бога людям, появлялись в облике людей и выступали от имени Бога (Лук. 1:11-20).

Конечно, все случаи, когда Бог являлся человеку в видимой форме, описанные в Библии, не отражали Его естества, то есть Бога, как Он есть. Только Иисус Христос -воплощение  Бога  невидимого  (Ин.14:9). Познавая Христа - мы познаем Бога, любя Христа - мы любим Бога, потому что Христос есть истинный Бог (1Ин.5:20). Он Сам сказал о Себе: "Я и Отец одно" (Ин. 10:30).

БОГ-ЛИЧНОСТЬ

Библия раскрывает Бога как Личность, а не как безличное духовное начало, не как силу, разлитую и проявляющуюся в мире, в природе, в стихиях,

Бог является Творцом вселенной и Создателем человека.

"Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом   Своим   распростер   небеса" (Иер.51:15).

Мы видим действие разума и воли, что является отличительным признаком личности.

У Бога есть имя, даже множество имен. Имя - не просто название; оно открывает характерные черты личности.  (Наиболее употребляемое имя "Иегова", или Сущий - см. Исх.3:14,    говорит    о    вечности    и неизменяемости Бога, о Его действенном присутствии и заботе о Своем народе.)

Все личные местоимения в Священном Писании говорят о том, что Бог есть Личность.

Бог испытывает эмоции. Он сожалеет: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6);

гневается: "И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему " (ЗЦар. 11:9);

ревнует: "Ибо Господь,  Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель, чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли" (Втор. 6:15);

любит- "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Отк.3:19),

ненавидит: "Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его глаза гордые,  язык лживый и руки, проливающие  кровь  невинную,  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,  лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями" (Прит.6:16-19).

Бог любит Свое творение (Иоан.3:16).

Он заботится и хранит его, "...держа все словом силы Своей..." (Евр.1:3); "...все Им стоит" (Кол. 1:17). Все живое ожидает от Него "пищу ...в свое время" (Пс. 103:27-30).

Забота Бога о Своем творении касается мельчайших деталей; птицы, лилии, волосы на голове человека, слезы и т.д. - не оставлены Им без внимания (см. Матф.6:28-30; 10:29-30). Бог проявляет активный интерес и участие в жизни всего живого. Он стремится к установлению    личных отношений с человеком (Отец, Учитель, Наставник - дитя, брат, друг).

Всё это описывает Бога как настоящую Личность.

СВЯТОСТЬ БОГА

Бог абсолютно свят по Своей природе. Слово "святость" означает и величие Божие, и чистоту, и нравственное совершенство Его естества.

Бог совершенно свободен от какого бы то ни было зла, Его природа чиста.

"...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Иоан. 1:5).

Во всём Писании Бог являет Себя Святым Богом.   Прочитаем   места   из   Библии, указывающие на Его святость: Ис.57:15;

Пс.98:9;      Аввак.1:12;      1 Петр. 1:15-16; Иоан. 17:11; Деян. 3:14; Еф. 4:30.

Значение святости Бога распространяется на весь мир.

Устройство        Храма        Божия предусматривало особое помещение - Святое Святых, куда один раз в год с кровью жертвы мог входить первосвященник (Лев.16). Десять Заповедей, данных Богом Своему народу, и все нравственные законы Ветхого и Нового Заветов говорят о значении святости.

"...Будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11:45).

Бог ненавидит грех. Грех разделяет, разрушает союз Бога и человека.

"Мерзость пред Господом - путь нечестивого... Мерзость пред Господом помышления злых..." (Прит. 15:9,26).

"Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас..." (Ис. 59:1-2).

Бог и грешник находятся на разных полюсах духовного мира. Бог - свят, а человек - нечист. В этом сокрыта тайна жертвы Христа. Божья святость требовала сурового наказания за грех, а Его любовь отдала на жертву Иисуса Христа.                

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного..." (Иоан.3:16).

Крест показывает, как сильно Бог любит святость. Крест воздвигнут во имя святости Бога. Христос умер не только за наши грехи, но и для того, чтобы даровать нам святость, которую любит Бог.

Правильно понимая святость Бога, мы должны иметь правильное отношение ко греху. Исаия, святой человек в Израиле, пришел в ужас от беззаконий своих перед святостью Бога (Ис. 6:2-5). Если грех не вызывает в душе ужаса,   то это    значит,    что      мы не поняли святости Бога. Христианин призван ходить во свете, "подобно как Он во свете" (1Ин.1:7), стараться "иметь... святость" (Евр.12:14) и служить Богу "с благоговением и страхом" (Евр. 12:28).

Зная   святость   Бога,   мы   можем приблизиться к Нему только благодаря крови и смерти Христа; на основании прощения - этого совершенного дара Христа.

"БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ" (1ИОАН.4:8)

Естеством Божьей природы является любовь.

Но любовь, присущую Богу, не надо низводить    до    уровня    человеческой чувственности и тех значений, которые мы вкладываем в это слово.

Любовь Бога (греч. агапе) превосходит наше разумение (Еф.3:19), но всё же мы должны стараться её уразуметь.

Это  бескорыстная  любовь,  которая заботиться о благе объекта любви, не ожидая ничего от него взамен. Она не ставит нам условий, принимает нас такими, какие мы есть.

"...Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками" (Рим. 5:8).

Когда Он умирал на кресте, то не ждал, что люди придут к Нему с цветами, окажут Ему почести. Он терпел все издевательства и оскорбления и молился Своему Отцу о прощении Своих палачей.

Но никто не должен заблуждаться и самонадеянно думать, что раз Бог есть любовь, то все в конечном итоге будут спасены. Даже святая и праведная любовь Бога не может спасти тех, кто отвергает Христа, ибо наше спасение всецело основано на заслугах Иисуса Христа.

"Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1Ин.4:9).

БОГ ЕДИН

Существует только один Бог, и Он не делим.

"..Один есть Бог и нет иного, кроме Него" (Mp.12.-32).

На страницах Священного Писания часто повторяются слова: "Ибо един Бог...", "...все

от  Единого...",   "Господь един  есть..." (1 Тим. 2:5; Eep.2:11; Втор. 6:4 и др.).

Учение о едином Боге называется монотеизмом. (Этому учению противостоят учение политеизма, которое учит о нескольких или многих богах, и учение дуализма, признающее наличие двух независимых небесных существ или вечных принципов добра и зла.)

Однако учение о едином Боге не исключает существование Лиц Божества.

В  Ветхом  Завете  есть  некоторые указания, которые подготавливают почву для новозаветного откровения триединства Бога.

Еврейское слово "эхад" означает "един в составном виде", и еврейское слово Бог (Элохим) наиболее часто встречается во множественном числе.

На это же указывает и употребление глагола и местоимения во множественном числе, когда Бог говорит: "Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт. 11:7). (См. также Быт.3:22.)

"И услышал я голос Господа, говорящего:

кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8).

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт. 1:26).

Можно сказать, что в Ветхом Завете учение о Троице находится в скрытом виде.

УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ - это учение о единстве в трех Лицах.

Новый   Завет   содержит   множество свидетельств в пользу триединства. Это свидетельства двух видов: 1) истинный Бог -един; 2) Отец, Сын Божий Иисус Христос и Дух Святой - названы Богом. (Принять лишь одно из этих двух положений, значит впасть в ересь. Единство без троичности приводит к унитаризму, тройственность без единства - к тритеизму.) А слова Христа: "Я и Отец - одно" (Ин.10:30) в равной мере выражают как различие Личностей, так и единство сущности.

Новый Завет о единстве Бога: 1Кор.8:4;

Еф. 4:3-6; Иак.2:19.

Новый Завет о троичности:

Отец есть Бог - Рим.1:7; Ин.6:27; 1 Пет. 1.2;

Христос есть Бог - Евр. 1:8; 1Ин.5:20; Рим. 9:5;

Дух Святой есть Бог -Деян. 5:3-4.

Новый Завет о триединстве Бога:

 1. При крещении Христа: Матф. 3:16-17

Отец говорит с неба; Сын в воде реки -Иордан;

Дух Святой сходит на Христа в виде голубя.

2. В Великом Поручении: "...крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа..." (Матф.28:19).

3.   В   апостольском   благословении:

"Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа..." (2Kop.13:13).

4. В словах Христа: "...Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя…   Духа истины... " (Иоан. 14:16-17).

Определение Троицы (одно из лучших), предложенное   Варфилдом:   "Существует только один истинный Бог, но в единстве Божества есть три совечных и соравных Личности, имеющих единую сущность, но различных по ипостаси".

Тайна  Троицы  остается  для  нас непостижимой. Она не может быть полностью понятна нашему земному разуму. Библия не объясняет Троицы. Она просто сообщает нам факты. Это учение должно быть принято верой.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz