Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Урок № 7 ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕНИЕ БОГА

"Что есть человек?" - спрашивал Давид в своих псалмах тысячи лет тому назад. Поразительно, что актуальность этого вопроса не уменьшилась и в двадцатом веке. Является ли человек только высшим животным? Может быть,   он   лишь   сложная   комбинация химических соединений, реакции которых определяют его жизнь? Или, может быть, он -нечто большее, чем все это?

Наше   желание    узнать    историю происхождения человека вполне естественно. Мы не всегда существовали на земле. Одна из наиболее     распространенных     теорий происхождения  человека - это теория эволюции. Те, кто придерживаются этой теории, считают, что человек не был создан никем, но произошел в процессе развития от низших организмов. Например, французский ученый Жан Батист Ламарк говорил: "Какой-то вид     обезьян,     под     воздействием неблагоприятных условий  существования, вынужден был спуститься с деревьев и приобрести привычку ходить по земле на двух ногах. Прямохождение привело к сильным изменениям всего организма: укрепились и удлинились ноги, стопа  ноги утратила хватательную способность, укоротилось лицо, резцы приняли вертикальное положение. "Четверорукая" обезьяна превратилась в "двуногую", которая постепенно расселилась по   земле.   Постепенно   формировалось сознание,   стала   развиваться   речь..." (Философия зоологии. Ж.Б.Ламарк).

Многие полагают, что человек - это наиболее  развитое  животное,  "вершина эволюции" животного мира, он смертен, и его жизнь не имеет высшего смысла. Другие считают, что человек совсем не "вершина", но лишь   крайне   эгоистическое   животное, стремящееся    к    удовольствиям    и наслаждениям. Оборотная сторона таких воззрений - полное разочарование и в человеке, и во вселенной, вплоть до безнадежности и отчаяния.

Существуют и такие взгляды, когда жизнь сравнивается с разновидностью космического колеса, которое бесконечно крутится. Жизнь, согласно этой точки зрения, не прекращается, а сохраняется в какой-либо форме: человек появляется,   умирает,   а   затем   снова воплощается в какую-то другую форму.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Библия не спорит, не доказывает, она просто повествует о том, что человек сотворен по воле Бога и в соответствии с Его планом (Быт.1:26). Прочитайте первые главы книги Бытие.

Процесс творения не был механическим. Во всемогущем Слове Бога сокрыта огромная творческая сила. Обратите внимание на повествование о появлении растительного и животного   мира.    Растительный    мир произрастила земля по повелению Бога: "Да произрастит земля..." (Быт. 1:11). Дальше говорится о появлении животного мира, по повелению    Бога    вода    производит пресмыкающихся,     земля     производит остальной животный мир. Сила произрастить и производить уже была вложена Самим Творцом.

Но как обстоит дело с человеком?

Здесь также мы читаем: "И сказал Бог". Те же слова, но без "да будет", "да произрастит" и "да произведет". Вот, что сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт. 1:26). В Быт.1:27 и 2:7 мы видим, что человек сотворен особым актом творения. В отличие от животных он сотворен по образу Божию.

Образ Божий - это человек целиком;

разумная,    свободная,    творческая    и нравственная   личность.   Подобно   Богу, человек одарен - хотя и в ограниченной степени - следующими качествами:

творческими     способностями (Быт. 2:20; срав. Быт. 2:2);

- разумом и способностью к познанию (Быт.2:19-20; Кол.1:9; Рим.12:2; срав. Кол.2:2-3);

- волей (Быт.З-.б; Лук.23:25; 2Петр.1:21;

срав. Откр.4:11);

- способностью избирать и оценивать (Быт.2:17;  13:11;  Ис.Нав.24:15,22;  срав. Лук. 6:13);

- способностью любить (Быт.2:24; Ин. 13:34; срав. Ин. 15:9); владычеством   над            творением (Быт.1:28; Пс.8:7; Иак.З:З; срав.     Быт.14:19; Дан.6:26).

 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Человек состоит из материальной и нематериальной сущности.

Материальная составляющая человека называется телом. Посредством тела человек воспринимает внешний мир через пять "ворот":

зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, и поэтому     оно     называется     центром "миросознания".

Рассматривая строение человеческого тела, можно вместе с Давидом сказать:

"Славлю Тебя, потому что я дивно устроен" (Пс.138:14). О человеческом теле сказано, что оно является временным пристанищем или земным домом живущих людей   (2Kop.5:1-4;   2Петр.1:13-14),   а воскресшее тело будет другим -нетленным, или "духовным" (1 Кор. 15:44,51-53)..

Нематериальная составляющая человека включает в себя душу и дух, которые вместе с телом образуют единство (1Фес. 5:23).

Августин, один из отцов церкви, сказал:

"Тело - жилище души, а душа - жилище духа".

Трудно провести грань между душой и духом, только Библия может помочь в этом вопросе (Eep.4:12).

Душа   -   центр   "самосознания". Посредством души человек сознает свое существование. Она заключает в себе волю, разум (интеллект) и эмоции (1Пар.22:19;

Пс. 12:3; 41:6).

Воля принимает решения, выявляя нашу способность выбирать (Иов.7:15).

Разум - орудие нашего мышления. Он включает знание, мудрость, рассуждение (Пр.3:21; 10:23; 12:23; 13:16).

Эмоции - выражение наших чувств:

симпатии,  сочувствия  (Иов.30:25), уныния (Пс.42:5), огорчения (4Цар.4:27), ненависти (2Цар.5:8), любви (Песн.П.З:4) и других.

Душа является сосредоточием нашего "я", через нее мы проявляем себя как личность.

Дух - это самое сокровенное в человеке, центр, сердцевина личности.

"Ибо кто из человеков знает, что в человеке,   кроме   духа   человеческого, живущего в нем?"

 (1 Кор. 2:11).

Духом человек общается с Богом (Ис.26:9;

Рим.8:16), поклоняется Богу (Иоан. 4:23-24). служит Ему (Рим.1:9; Фил.3:3). Духом человек может постоянно пребывать в    молитве (ЕФ.6:18). Часто дух человека называют центром "Богопознания" (1Kop.2:12-15).

Таким образом, дух, душа и тело составляют единое целое - человека.

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Бог является владыкой (власть имеющим) над всем творением, но человека Он ставит управляющим на земле.

Человек еще не был сотворен, а Бог уже объявляет, для какой цели Он творит его:

"Сотворим... и да владычествуют..." (Быт. 1:26). После сотворения человека (мужчины и женщины) мы слышим: "И благословил их Бог, и сказал им Бог:

плодитесь   и   размножайтесь,    и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте..." (Быт. 1:28).

Владычество над землей связано с поручением возделывать и хранить сад Едема (Быт. 2:15).

Таким образом, человек должен был управлять землей и всем творением Божьим для поддержания жизни людей, которые будут размножаться и наполнять землю.

СПОСОБНОСТИ И НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Всё, что было создано Богом, было "хорошо весьма" (Быт.1:31). Человек был физически и морально совершенным.

Будучи безгрешным, он находился в постоянном общении с Богом (Быт.2:16,20,23; 3:8).

Он  обладал   даром   речи,   даром понимания и рассуждения - он нарек имена всем животным и признал в Еве свою жену (Быт.2:19:23).

Бог создал человека со свободной волей, дав ему право выбора между послушанием и непослушанием. Первые люди жили  в идеальном мире, и чтобы доказать свое послушание, они не должны были вкушать плоды лишь одного единственного дерева -дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). Адам и Ева сделали неверный выбор, не послушавшись Бога (Быт.3), что повлекло за собой тяжкие последствия (Быт.3:16-24). Человек (и все его потомки) лишился своего совершенства, потерял общение с Богом, познал духовную и физическую смерть, боль и муки. Это событие называется греховным падением человека.

Тему о грехопадении человека мы с вами подробно рассмотрим в следующем уроке.

Hosted by uCoz