Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Урок № 9 ИИСУС ХРИСТОС. СЫН БОЖИЙ. ИСТИННЫЙ БОГ

Высоко над Рио-де-Жанейро, на вершине горы Корковадо, возвышается гигантская статуя Христа. Ее сооружение продолжалось семь лет. Она воздвигнута на пожертвования многих христиан. Открытие ее состоялось в 1931 году, и, очевидно, каждый житель Рио-де-Жанейро слышал о Христе.

Но можно смотреть на эту статую в течение всей своей жизни, можно носить цепочку с крестиком на шее, можно жить возле христианской церкви и не знать Иисуса Христа. Сегодня миллионы людей задаются вопросом:

Кто же этот Иисус, живший так много лет назад? Кто же Он, призывающий нас последовать за Ним и обещающий дать так много: прощение грехов, счастье и жизнь вечную, хотя Сам жил только 33 года, а самое длинное путешествие из тех, которые Он совершил, не более 130 км. При Его жизни некоторые   утверждали,   что   Он   был невменяем. Другие же говорили, что Он был “революционером”. Некоторые думали, что Он одержим бесами. Но были и те, кто верили и утверждали, что Он - Сын Живого Бога.

... ТЫ МЕССИЯ, СЫН БОГА ЖИВОГО!

Однажды, после уединенной молитвы, Иисус обратился к двенадцати ученикам с вопросом:

- За кого Меня почитают люди?

- Одни за Иоанна Крестителя, - сказали они, - другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков.

- А вы за кого Меня почитаете? Раньше Учитель никогда не требовал от апостолов столь прямого исповедания. Но слова Его уже не застали их врасплох. От лица всех ответил Симон: - Ты Мессия, Сын Бога Живого!

- Блажен ты, Симон, сын Ионы, -торжественно проговорил Иисус, - потому что не кровь и плоть открыли тебе это, а Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: ты - скала (или "камень", по-арамейски Кифа, по-гречески Петр), и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее... (См. Матф.16:13-18).

И пусть Симон был пока не в состоянии понять полностью смысл слов, сказанных им самим, его исповедание станет отныне символом веры всей новозаветной Церкви.

Вопрос Иисуса: "За кого Меня почитают люди?" - звучит сегодня, как две тысячи лет назад. Многие готовы видеть в Нем только пророка или учителя нравственности. Они не могут объяснить, почему именно Иисуса Назарянина  миллионы  людей  признали "единосущным Отцу", т.е. Богом.

ТАЙНА ХРИСТА

В чем же заключалась неповторимая притягательность Христа? Только ли в Его моральной доктрине? Ведь возвышенную этику предлагали и Будда, и Сократ, и Сенека... Но Евангелие отнюдь не похоже просто на нравоучительную проповедь.

Здесь мы вступаем в область наиболее таинственного и решающего во всем Новом Завете. Здесь внезапно разверзается пропасть между  Сыном  Человеческим  и  всеми философами, моралистами, основателями религий.

Пусть Иисус жил и действовал подобно пророку, но то, что Он открыл о Себе, не позволяет ставить Его в один ряд с другими мировыми учителями. Любой из них сознавал себя лишь человеком, обретшим истину и призванным возвещать ее. Они ясно видели дистанцию, отделяющую их от Вечного Бога. А Иисус? Когда Филипп робко попросил Его явить ученикам Отца, Он ответил так, как не могли ответить ни Моисей, ни Конфуций, ни Платон: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца"    (Иоан.14:9).    Со    спокойной уверенностью этот Учитель, чуждый фальши и самомнения,      провозглашает      Себя единственным Сыном Божиим, Он говорит уже не как пророк - от имени Сущего, но как Сам Сущий, как Бог... (Иоан.8:25).

Неудивительно,  что  теперь  многим Христос кажется неразрешимой загадкой. Можно даже понять тех, кто пытается рассматривать Его как миф, хотя эти попытки потерпели неудачу. В самом деле, трудно предположить, что в Израиле был Человек, который осмелился сказать: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). Куда легче представить себе, каким образом греки или сирийцы соткали легенду о Сыне Божием из обрывков восточных поверий. Парадокс явления Иисуса в том, что Он -невероятен и в то же время Он - историческая реальность. Тщетно бьется над Его загадкой плотский   "эвклидов"   рассудок.   Когда прославленного     знатока     античности Т.Моммзена спросили, почему он не упомянул в своих трудах о Христе, он ответил: "Я не могу понять Его и поэтому предпочитаю молчать". Философ Спиноза, хотя и не был христианином, признавал, что Божественная Мудрость "более всего проявилась через Иисуса Христа". Наполеон, много думавший в своем заточении о путях истории, к концу жизни говорил: "Христос хочет любви человека - это значит, Он хочет того, что с величайшим трудом можно получить от мира, чего напрасно требует мудрец от нескольких друзей, отец - от своих детей, супруга - от своего мужа, брат - от брата, словом, Христос хочет сердца: этого Он хочет для Себя и достигает этого совершенно беспредельно... Лишь  одному  Ему удалось  возвысить человеческое сердце к невидимому до пожертвования временным, и при помощи этого средства Он связал небо и землю". "Язычник" Гете сравнивал Иисуса с Солнцем. "Если меня спросят, - говорил он, -соответствует ли моей натуре благоговейное преклонение перед Ним? Я отвечу: конечно! Я склоняюсь пред Ним, как перед божественным откровением       высшего       принципа нравственности". Индуист Махатма Ганди писал, что для него Иисус "мученик, воплощение  жертвенности,  божественный учитель".

Таковы суждения историка, философа, политика, поэта и мудреца, размышлявших о личности Христа. Но если Он не миф и не только реформатор, то кто же Он? Не следует ли в поисках ответа прислушаться к тем, кто ходил с Ним по городам и весям Галилеи, кто был ближе всего к Нему, с кем Он делился самым сокровенным? А они на вопрос: "За кого вы почитаете Меня?" отвечают словами Симона-Петра: "Ты - Христос, Сын Бога Живого..."

Христос постоянно называл Себя Сыном Небесного Отца. Но из Его слов было видно, что Его отношение к Богу не похоже на отношение других.

"...Ни кто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына..." (Матф. 11:27).

Когда Он говорил: "Мой Отец", то касался неповторимой тайны Своей внутренней жизни:

"...Я в Отце, и Отец во Мне..." (Иоан.14:11).

Однако это - не мистическое, духовное слияние с божественной Глубиной, а нечто совсем иное.

ЯВЛЕНИЕ БОГА

Третья   книга   Царств,   глава   19, повествует, как пророк Илия ожидал на горе Синай явление Славы Господней. Пылал огонь,  ревел ураган,  колебания земли сотрясали все вокруг, но в этом не было Бога. И лишь когда внезапно в раскаленной пустыне повеял тихий прохладный ветер - пророк наконец ощутил присутствие Сущего. Нечто подобное произошло и в священной истории. Ждали катастроф и падающих звезд, а вместо этого на земле родилось Дитя, слабое, как любой из детей мира. Ждали небесного витязя, сокрушающего врагов, а пришел назаретский Плотник, Который призвал к Себе "всех труждающихся и обремененных". Ждали могущественного   Мессию   и   грозного Богоявления, а земля увидела Богочеловека, умаленного, принявшего земную "плоть и кровь..." (Фил.2:6-8).

Евангелие говорит нам о Человеке, Который ел и пил, радовался и страдал, прошел через искушения и смерть. И в то же время Он прощал грешников, как прощает Бог, творил дела, которые мог творить только Бог, исполняя волю Отца, будучи единым с Ним.

Богочеловечество Христа есть откровение и о Боге, и о человеке.

начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его,  славу как единородного от Отца... Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1:1-5,14,17-18).

Уже пророки знали, что Первопричина всего - не безликая Сила или космический Порядок, равнодушный, как любая из сил мироздания, но - Бог Живой, говорящий с людьми, даровавший им Свой образ и подобие. Он ищет согласия с человеком, людьми, даровавший им Свой образ и подобие. Он ищет согласия с человеком, призывает его к высшей жизни. Но если в Ветхом Завете замысел Божий и лик Божий оставались тайным, то явление Иисуса приближает Творца к людям. Через Мессию мир должен познать, что Сущий "есть любовь", что Он может стать для каждого Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести постоянное сыновство.

Ради этого в мир был рожден Сын Человеческий, Который в Самом Себе примиряет небо и землю (Кол. 1:19-20). В Новом Завете стало реальностью то, что было лишь неясной надеждой Ветхого. Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основой христианского учения является безусловная вера в то, что Иисус Христос есть Господь Бог. Безначальный, Сущий, т.е. имеющий жизнь в Самом Себе, Великий и Святой. И Он единосущ Богу Отцу. Христос Сам сказал о Себе:

"Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30).

Обо всем этом говорит Библия: о том, что Он безначален (Иоан.1:1-2; Откр. 1:8); Он есть Творец всего (Иоан.1:3; Кол. 1:16); Он есть истинный Бог (Иоан. 1:1; Евр.1:8; Иоан.20:28;

1 Иоан. 5:20).

Сам Иисус привел в беседе с Иудеями удивительное     свидетельство     Своей Божественности (Иоан.5:19-37). Величайший пророк Израиля - Иоанн Креститель - сказал, что Иисус Христос - Господь (Иоан.1:15-18,34). Дела,    которые    совершил    Иисус, свидетельствуют о Божественности Христа (Иоан.5:36). Бог Отец засвидетельствовал о том, что Христос - Сын Божий, во время крещения  Христа   и   во   время   Его преображения (Матф.3:17; 17:5). Кроме того, все Священное  Писание - Библия свидетельствует о Христе, что Он - Сын Божий, Бог во плоти.

Пусть Бог поможет Вам иметь живую веру в Господа Иисуса Христа, как в Сына Божия -истинного Бога.

(В  лекции  использовались  работы Александра Меня.)

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz