Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ИСАИЯ

Исаия (Ешаягу), сын Амоса, жил в Иерусалиме, был женат, имел двух сыновей. Служил Богу как пророк, начиная с последнего года царствования Озии и во времена царей Иоафама, Ахаза и Езекии, следовательно, между 159-698гг. до Р.Х Он вел летопись, писал   о   царе   Озии,   имел   видение относительно Езекии. Предание говорит, что в царствие Манасии он был перепилен. Его имя (евр. Ешаягу - "блаженство Господне") само по себе   объясняет   многое   относительно выдающегося места, которое занимают его личность и записи его пророчеств. В эпоху, которая является серединой исторического пути между Моисеем и Христом, он с величавой серьезностью выступает против лицемерной набожности отпадающего народа. От "Святого Израилева", славу  Которого он защищает с горячей ревностью, он возвещает суд над всем земным величием и роскошью, призывает дерзких грешников к покаянию и обещает вернувшемуся "остатку" последнее спасение и славу через "слугу Господня". Этого "раба Господа" Исаия представил сначала образно в помазаннике Кире и потом в страдающем и побеждающем Помазаннике, "Агнце Божием", Который явится во плоти. Иероним говорит: "Так ярко он изложил все тайны Христа и общины, что почти можно поверить, будто он рассказывает повесть о том, что уже произошло". Поэтому Исаию и называют евангелистом Ветхого Завета.

ЧРЕСЛА

Чресла (стегно, бедро) - евр. ярех. "Держать руку на чреслах" (Иер.30:6) или "бить себя по чреслам"  (бедрам)  (Иер.31:19, Иез.21:12) было знаком глубокого страдания и отчаяния. "Положить свою руку под стегно кого-либо" означало подтверждение данного ему обещания или обязательства (Быт.24:2-9; 47:29).

АКРИДЫ

Акриды (саранча) теперь, как и раньше, являются тяжким бедствием в странах Востока. Еврейская Библия упоминает много различных   названий   этого   насекомого;

некоторые из них, вероятно, обозначают только различные виды одной и той же породы. По закону саранча принадлежит к

чистым насекомым (Лев.11:.21 и дал.) и употреблялась в пищу бедняками (Матф.3:4). До сих пор саранчу едят на Востоке, и некоторые даже считают ее лакомством.

ДИКИЙ МЕД

Мед часто восхваляется  вместе  с молоком, как богатство Палестины Евр. слово "дваш" означает не только пчелиный мед, но и виноградный мед (вскипяченый виноградный сок). Некоторые предполагают, что дикий мед Иоанна был сладкий сок, получаемый из кустов и деревьев. Вероятнее же, что этот мед был действительно медом диких пчел.

ИОРДАН

Главная или, вернее, единственная река Палестины. Она протекает прямо с севера на юг и делит землю на две части, из которых западная - "Иорданская страна" - больше, чем восточная (Перея). Иордан, т.е. падающий, назван так за свое быстрое течение; арабами он называется Эль-джариджа, т.е. место водопоя. Эта река образуется из множества источников на Ермоне.  Иордан сперва протекает через озеро Мером (теперь Хуле) и затем, через 13 км, впадает в Геннисаретское озеро. Через все Геннисаретское озеро можно наблюдать течение Иордана. Выйдя из этого озера, река извилисто спускается к югу до впадения в горькие воды Мертвого моря.

ФАРИСЕИ

Названы так по еврейскому слову "парос", означающему    "отделять"     ("избирать", "избранные").   Они   были   ревнителями иудаизма,     старавшимися     полностью исполнить каждое предписание устного и письменного закона. Они появились после периода Маккавеев и в 135г. до н.э. прочно утвердились в иудаизме. Их богословие основывалось на всем каноне Ветхого Завета. Многие   из   них   действительно   были добродетельными и хорошими    людьми:

Никодим, Иосиф Аримафейский, Савл из Тарса (будущий апостол Павел). Из сект иудаизма до наших дней сохранилось только фарисейство, которое легло в основание современного иудаизма

САДДУКЕИ

Саддукеи, согласно предания, получили свое   название   от   сынов   Садока, первосвященника во дни Давида и Соломона. Сыновья  Садока  были  священнической иерархией во времена пленения (2Пар.31:10;

Иез.40:46;  44:15;  48:11). Они отрицали существование ангелов и других духов, а также чудеса,  и  решительно отрицали возможность   воскресения.   Это   были религиозные рационалисты своего времени. В синедрионе и среди священства они занимали господствующее положение. Саддукеи не были сторонниками определенного учения, а лишь отрицали все сверхъестественное. Менее малочисленные, чем фарисеи, они обладали политической силой и властью и управляли гражданской жизнью иудаизма при Иродах.

ПОНТИЙ ПИЛАТ

Пятый из римских прокураторов в Иудее и Самарии 25-З6г. по Р.Х. Это был гордый человек, презрительно и даже жестоко относившийся к евреям; однажды он приказал убить некоторых галилеян в то время, когда они приносили свои жертвы (Лук.13:1). Пилат, находясь   перед   праздником   Пасхи   в Иерусалиме,  разбирал дело Иисуса и, убедившись в Его невиновности, понял, что иудеи предали Его из зависти. По преданию -жена предупредила Пилата, чтобы он не делал зла этому Праведнику, но, желая угодить народу, он отдал Назарянина на распятие, умыв руки в знак личного признания невиновности Иисуса. Пилат велел прибить надпись к кресту с указанием Его вины. Историк Тацит, упоминая о христианах, пишет:

"Зачинщик этой ереси был Христос, Который в царствование Тиверия был наказан смертью прокуратором      Понтием      Пилатом". Впоследствии   Пилат   был   обвинен   в жестокости по отношению к некоторым самарянам, собравшимся на горе Горизм, и вызван в Рим. Предание говорит, что он покончил жизнь самоубийством.

ТИВЕРИЙ

Тиверий, Клавдий Нерон, второй римский кесарь, вступивший на престол после Августа в возрасте 55 лет, царствовал 23 года (767-790гг. по римскому счислению, т.е. 14-37гг. по Р.Х.). Будучи выдающимся полководцем, оратором и правителем, он, сделавшись кесарем и попав под влияние недостойных

любимцев, стал развратником и безжалостным деспотом и умер ужасной смертью. Иоанн Креститель, а также и Иисус, начал служение на 15 году царствования Тиверия, или между 19 августа 28г. по Р.Х. и 19 августа 29г. по Р.Х. По мнению некоторых, этот 15 год надо считать двумя годами ранее, если принять во внимание, что Тиверий был соправителем Августа в течение последних двух лет его царствования. По словам римского историка Тацита: "Зачинщик этой ереси был Христос, Который в царствование Тиверия был наказан смертью прокуратором Понтием Пилатом".

ЧЕТВЕРТОВЛАСТНИК

После смерти царя Ирода Великого император Август разделил его царство между сыновьями Ирода, согласно его завещанию Архелай получил Иудею, Самарию и Идумею и титул этнарха; Антипа сделался тетрархом (четвертовластником)  Галилеи  и  Переи;

Филипп - тетрахом (четвертовластником) Ватанеи, Трахонитиды и Авранитиды на север от Галилейского моря на восточном берегу Иордана. Их отец - Ирод Великий - получил от римлян титул царя уже после того, как его власти была подчинена вся Палестина (с Идумеею), а до того времени, будучи только областным властителем в Палестине, он также имел   лишь   титул   четвертовластника, дарованный  ему   римским   полководцем Антонием.

ИРОД ФИЛИПП

Ирод Филипп, сын Ирода Великого и Клеопатры,  старший   из   его   сыновей, четвертовластник (тетрарх) над Итуреей, Трахонитской областью и пр. (население было главным образом сирийское и греческое с меньшим процентом евреев). Он управлял 37 лет - до самой своей смерти (34г. по Р.Х.). Местом  его  жительства   был   Панеас, находившийся у истоков Иордана. Он украсил и обустроил этот город, который и был переименован  впоследствии  в  Кесарию Филиппову. Он был женат на дочери Иродиады - Саломии.

ИТУРЕЯ

Итурея - область на северо-восточной границе Палестины, названа по имени Иетура, сына Измаила. Народ этой страны был дик и склонен к грабежу. Ирод Великий дал Итурею в наследство своему сыну Филиппу.

ТРАХОНИТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Трахонитская область во времена Христа управлялась   Филиппом,   сыном   Ирода Великого и Клеопатры. Теперь эта область приблизительно  соответствует  провинции Леджа, к северо-востоку от Геннисаретского озера, между Джедуром (Итурея) и Дамаском на севере и Авраном на юге. Характер природы, с неровными скалами и обширными пещерами, вполне соответствует описанию Иосифом   Флавием   образа   жизни   ее обитателей; они не имели ни городов, ни полей, но жили со своими стадами в пещерах;

входы в пещеры были так тесны, что туда с трудом входил человек, но внутри они были чрезвычайно вместительны. Эта область была населена опасными разбойниками, почему Август и отдал ее Ироду Великому, с условием, что тот усмирит ее население. Ирод затем отдал эту страну своему сыну Филиппу.

АВИЛИНЕЯ

Авилинея   -   небольшая   провинция, названная по имени города Авила, около реки Варады, на восточном склоне Антиливана, около 20 км к северо-западу от Дамаска. Эта страна в пятнадцатый год правления кесаря Тиверия  управлялась четвертовластником писанием (Лук.3:1). Местечко Авилинея теперь называется Сок-ель-Барада с холмом Неби Хабил, который в народе считается местом погребения Авеля.

ПЕРВОСВЯЩЕННИК АННА

Первосвященник Анна, тесть Каиафы, продолжал носить звание первосвященника при Каиафе. Когда Иисуса взяли, то привели Его сперва к Анне (Иоан. 18:13). Анна участвовал в суде над Петром и Иоанном (Деян.4:6).

 КАИАФА

Каиафа, другое имя которого было Иосиф, первосвященник в год смерти Иисуса, 18-З6гг. по Р.Х., и зять предыдущего первосвященника Анны (Иоан. 18:13); он пророчески высказал мысль, что Иисус должен умереть за народ (Иоан. 11:49 и дал.). В его палатах синедрион принял решение убить Иисуса (Матф.26:3); и перед Каиафой допрашивали Иисуса, прежде чем повели Его к Пилату (Матф.26:57;

Иоан.18:13 и дал.). Впоследствии Каиафа хотел воспрепятствовать проповеди Петра и

Иоанна, но это ему не удалось (Деян.4:6 и дал.).

ВИФАВАРА

По позднейшим спискам это было место, где крестил Иоанн, но, согласно древним рукописям,  оно   называлось  Вифанией. Некоторые полагают, что Вифавара то же, что Бефвара, но это последнее место было расположено к западу от Иордана.

ВИФСАИДА

Вифсаида, т.е. "дом рыбаков".

1) Город в Галилее на западном берегу Геннисаретского озера, близ Капернаума;

уроженцами его были апостолы Филипп, Андрей и Петр (Иоан.1:44). Иисус Христос часто посещал этот город и совершил там много чудес, но не многие уверовали в Него (Матф. 11:21; Map.6:45; Лук. 10:13).

2) Другая Вифсаида, к востоку от Иордана, севернее Геннисаретского озера. Близ этого города Христос накормил 5000 человек, кроме женщин и детей (Лук.9:10-17);

здесь Он исцелил слепого (Мар.8:22). Этот город был расширен четвертовластником Филиппом, который назвал его, по имени дочери Августа, Юлией. От него сохранились немногочисленные развалины.

КАНА

1) Город в колене Асировом (И.Нав.19:28), вероятно, теперешнее селение Кана в миле к югу от Тира.

2) Кана Галилейская - городок, уроженцем которого был Нафанаил (Иоан.21:2), где Иисус превратил воду в вино (Иоан.2) и исцелил сына царедворца (Иоан.4:46). Некоторые ищут это селение в поселке Кенна, близ Назарета, другие в Кана-эль-Джелил, в 10 км к северу от Назарета.

КАПЕРНАУМ

Капернаум - Кфар-Нахум (селение или город Наума). (Имеется в виду пророк Наум, книга которого есть среди книг Ветхого Завета.) Капернаум упоминается только в Новом Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время Его земной жизни, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на западном берегу Тивериадского озера, недалеко от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Здесь поселился Иисус Христос после того,

как оставил Назарет (Матф.4:13), так что Капернаум    называли    "Его   городом" (Матф.9:1). Здесь Он уплатил подать на Храм (Матф.17:24). Здесь жили апостолы Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Матф.8:14-15;

Мар.1:29-31). В Капернауме Он также исцелил расслабленного (Матф.9:2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлины (ст.9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других чудес (Мар.1:32; Лук.4:33). В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено   Христом   много   притчей (Матф.9:10-17;     15:1-20;     Map. 9:33-50;

Иоан. 6:22-71). Но несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, жители этого города не раскаялись и не уверовали; и вот, над городом был произнесен грозный суд Божий:   "И  ты,   Капернаум,  до  неба вознесшийся,   до   ада   низвергнешься..." (Матф. 11:23).

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz