Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ИРОДИАДА

Дочь Аристовула, сына Ирода Великого, была замужем за своим дядей Иродом Филиппом, но оставила его и сошлась с его сводным братом, четвертовластником Иродом Антипой. Она была виновницей кончины Иоанна Крестителя, который открыто обличал это прелюбодеяние. Ирод, как повествует Евангелие от Марка, боялся Иоанна, зная, что он муж праведный, святой, и берег его (Мар.6:20), охотно внимал гласу проповедника пустыни и делал многое, слушаясь его. Тем не менее Иродиада сумела настроить Ирода Антипу против смелого и чистосердечного обличителя беззакония.  Празднество по случаю дня рождения царя, пляска Саломии, опрометчивая клятва Антипы, исполнить все, чего Саломия ни попросит, дали Иродиаде случай и возможность получить то, чего она так долго желала. Дочь ее, по наущению матери, выступила пред царем и просила у него на блюде голову Иоанна Крестителя. Хотя царь весьма опечалился, но не захотел изменить своей клятве в присутствии гостей и, позвав оруженосца, отдал приказ отсечь Иоанну голову в темнице, и Саломия передала ее   своей   матери   (Мар.6:17-29).   По свидетельству Иосифа Флавия, казнь Иоанна Крестителя происходила в крепости Махеры, на границе владений Аравийского царя Ареты. Это преступное дело, по мнению   многих иудеев, и было истинной причиной полного поражения Антипы, нанесенного царем Аретой вскоре после кончины Иоанна Крестителя. Впрочем, справедливость требует заметить, что Иродиада  не покинула Антипу в несчастные дни его жизни; она последовала за ним на место его ссылки в Лион, где и окончила свою жизнь в уединении, бедности и неизвестности.

ФИЛИПП

Сын Ирода Великого и Мариамны, был женат на Иродиаде, которая впоследствии бросила его и сошлась с Иродом Антипой (Мат.14:3 и дал.; Map.6:17 и дал.). Этот Филипп был лишен наследства своим отцом и был не у дел.

ЗАВУЛОНОВО КОЛЕНО

Завулон - шестой и последний сын Иакова от Лии (Быт.30). Завулоново колено владело той прекрасной частью земли Ханаанской, которая лежит между Галилейским озером (Матф.4:13)   и   Средиземным   морем. Северными его соседями были колено Асирово и Неффалимово. Для христиан земля Завулонова  всегда  будет  иметь  свое особенное высокое значение, как главное место земной деятельности Спасителя. Здесь находятся Назарет, Кана, Тивериада, г.Фавор и др., освященные Его Божественными стопами.  Земле  Завулоновой  и  земле Неффалимовой было обещано через пророка Исаию, что в них, прежде чем в других местах, воссияет свет Евангелия (Ис.9:1-2), и это исполнилось. Господь большую часть Своего служения провел именно здесь (Матф.4:13-16), и таким образом "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий".

НЕФФАЛИМОВО КОЛЕНО

Неффалим - шестой по счету сын Иакова (Быт.30). Его мать, Балла, была служанкой Рахили. Удел этого колена находился на самом севере Палестины. Рельеф местности удела колена Неффалимова чрезвычайно разнообразен - это и горы, и долины, и равнины.

ГЕННИСАРЕТСКОЕ ОЗЕРО

Геннисаретское озеро (Лук.5:1) находится в Галилее. В древние времена оно называлось "Киннереф" (Чис.34:11). Позже озеро получило название Геннесар, или Геннисаретское, по имени равнины, расположенной на его северо­западном берегу. Геннисаретское озеро в Новом Завете называется также Тивериадским (Иоанн.21:1)   или   Галилейским   морем (Мат.4:18). Это не море, в прямом смысле слова, а пресноводное озеро, и притом незначительных размеров. Длина его около 20-ти км и наибольшая ширина - 10 км. В геологическом отношении озеро замечательно тем, что располагается на 225 метров ниже уровня моря; его наибольшая глубина равна приблизительно  50  м.   Берега  весною покрываются пышной зеленью и цветами, чарующими взор. Вода мутновата и богата рыбой, как и во времена апостолов.

СИНАГОГИ

Греческое       слово       "синагоге" первоначально  обозначало  1)  собрание людей; 2) дом, где происходило собрание (евр. слово бейт-а-кнессет); в последнем значении оно часто встречается в книгах Нового  Завета.  В  законе  Моисея  не существует предписаний о синагогах, и так же не имеется следов существования их до Вавилонского плена. По всей вероятности, синагоги возникли после Вавилонского плена, в особенности, как результат реформаторской деятельности Ездры. Когда народ был рассеян в чужой языческой стране, не имея той объединяющей силы, которую давало их национальной и религиозной жизни общее служение в храме, то, вероятно, потребность объединения побудила их собираться в разных местах, т.е. в синагогах, поклоняться Богу, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении. Самое древнее историческое указание    на    нечто,    напоминающее позднейшие синагоги, находится в 4Цар.4:23, где из вопроса мужа сонамитянки можно понять, что набожные израильтяне имели обыкновение собираться у пророков во дни новомесячий и суббот. Во время Иисуса Христа синагоги существовали повсюду в Палестине, например: в Назарете (Лук.4:16), в Капернауме (Лук.7:5) и т.д. В Иерусалиме было много синагог для евреев рассеяния. Так, например, евреи из Киликии собирались в своей синагоге, а евреи-киприоты - в своей (Деян. 6:9). (По Талмуду - таких синагог было около четырехсот.) Синагоги были также и вне Палестины, в большей части городов, где жили евреи, например: Антиохии Писидийской (Деян.13:14), в Фессалониках (17:1), в Верии (17:10), в Афинах (17:17), в Коринфе (18:4), в Ефесе (18:19; 19:8); иногда по несколько, как в Саламине (13:5) и в Дамаске (9:2). По Талмуду синагога должна была быть везде, где имелось 10 евреев. Синагоги, обыкновенно, строились  на  возвышенном   месте  на общинные средства, а изредка - на средства отдельных благотворителей  (Лук.7:5).  В помещении синагоги стояли скамьи, из которых    передние    были    отведены старейшинам и знатным (Мат.23:6) Перед скамьями стояла кафедра. У передней стены стоял ящик или шкаф, называемый ковчегом, в котором хранились Священные Писания. В синагоге постоянно горел светильник. У двери были     кружки     для    добровольных пожертвований. Всякая синагога имела своего начальника - архисинагога и его помощников -нескольких   старейшин   (Лук.7:3),   также

называемых начальниками синагоги. Вместе они составляли ту власть, которая наблюдала за порядком и нравами среди общины; см., например, Иоанн.9:22; 12:42; 16:2. Далее, там был   переводчик,   который   переводил еврейский текст на понятный народу язык. Затем были диаконы, т.е. собирающие пожертвования, и, наконец, сторож или служитель, обязанностью которого было подавать из ковчега книги (Лук. 4:17 и дал.), содержать в чистоте помещение, приводить в исполнение наказания и т.д. Каждая синагога представляла самостоятельную общину и в то же время поддерживала деятельную связь с другими синагогами. В качестве духовного суда она имела власть отлучать и наказывать преступников (Мат.10:17; Map. 13:9; Лук.12:11;

Лук.9:22).   Богослужение   в    синагогах совершалось три раза в неделю, а именно, по субботам,   понедельникам   и   четвергам;

молитвенными часами были третий, шестой и девятый (9 час. утра, 12 час. (полдень) и 3 час. пополудни), по-еврейски: "шахарит, минха и аравит" (ср. Пс.54:18; Дан.6:10; Деян.2:15; 3:1;

10:30). Во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой; в позднейшее время женщины получили место на хорах. К богослужению относились молитва, пение, чтение Писаний Ветхого Завета с толкованием, совершение обрезания   и   установленных   законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтиря, самой древней из богослужебных книг. Присутствовавшие выслушивали молитву стоя (Мат. 6:5; Map. 11:25; Лук. 18:11,13) и отвечали громким "аминь", - обычай, который, вместе с некоторыми другими, перешел из синагоги в христианскую церковь (1Kop.14:16). После молитв следовало чтение книг из Священного Писания, сперва закона, затем пророков, которые    читались     по-еврейски     и сопровождались переводом на понятный народу язык, с назидательным объяснением и практическим применением. Каждому иудею можно было выступать для молитвы, чтения и проповеди. Так и Господь Иисус Христос, выступив в синагоге, получил книгу, прочел пророчество и истолковал его (Лук.4:17 и дал.). Этой свободой пользовались апостолы и всегда присоединяли свои проповеди о Христе к той форме, которая предлагалась им богослужебным   порядком   синагоги.   В Деян. 13:15 говорится,  что  в  Антиохии Писидийской в синагоге, по окончании чтения закона и пророков, начальники послали спросить Павла и Варнаву, имеют ли они слово наставления к народу, и Павел, встав,

проповедовал им о смерти и воскресении Иисуса Христа и об оправдании верою в Него. Это имело такое действие, что почти весь город собрался в следующую субботу слушать Слово Божие (13:44). Сравн. далее Лук.13:10;

Иоан.18:20; Деян.14:1; 17:1 ч дал.; 18:4,26; 19:8.

После чтения Священного Писания следовало заключительное благословение, на которое собрание также отвечало "аминь". Интересно  отметить,   что   богослужение синагоги    послужило    подготовкой    к богослужению  христианской  церкви.  Не связанная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность;   не   отягощенная   тяжким бременем   обрядов,   но   свободная   от священства и обрядов жертвоприношения, и дающая возможность для участия в ее деятельности каждому члену общины, -синагога  была  во  многих  отношениях образцом       для       первоначального богослужебного    порядка    христианских церквей.

САРЕПТА

Сарепта - Царпата (или Царфат). Сарепта (Лук.4:26) - финикийский город у Средиземного моря между Тиром и Сидоном на расстоянии 21 км к северу от Тира. В этом городе пророк Илия жил некоторое время у вдовы (ЗЦар.17:9 и дал.). На этом месте сохранились остатки древних построек, саркофагов, т.е. надгробных памятников, могильных пещер и т.д. Между прочим, там находится небольшая, священная для магометан могила, называемая могилой Илии.                      

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz