ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРИТЧИ 1:1-7 – ЧАСТЬ I (А. Прокопенко) |
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Англии был
такой знаменитый проповедник – Фредерик Мейер. Он был настолько популярным, что
в 1911 г. ему даже удалось остановить титульный боксерский бой между
американским чемпионом Джеком Джонсоном и английским претендентом на титул (J.
D. Douglas, P. W. Comfort, and D. Mitchell, Who’s Who in Christian History [Wheaton,
IL: Tyndale House, 1992], “Meyer.”). К слову сказать – у Юрия Сергеевича Грачева, в свое время известного проповедника из нашей церкви и страдальца за веру при коммунистическом режиме – в библиотеке было несколько книг Фредерика Мейера на английском. Так вот, как-то раз Мейер плыл из Северной Ирландии в Англию. В темноте ничего не было видно, кроме беспорядочной массы светящихся огоньков на берегу. Мейер удивился, как это капитан в кромешной тьме ведет корабль по непростой гавани. Тогда он спросил у капитана, как ему это удается. Капитан отвел его на мостик и сказал: «Видите большой маяк на побережье слева?» Мейер ответил: «Да». «А большой маяк на побережье справа? А еще один впереди? Не отводите глаз от этих трех светящихся точек, и вы все поймете». По мере движения корабля огонь левого маяка постепенно слился с огнем среднего. Затем эти два огня приблизились к третьему и объединились с ним. «А теперь», – сказал капитан, – «нужно только следить, чтобы все три огонька оставались на одной линии – и смело плыть вперед!» Сходным образом и жизнь каждого человека – с самого начала и до конца – проходит в кромешной тьме греховного мира. Повсюду нас подстерегают опасности, о которых мы даже не подозреваем. Справа – мель, слева – острые рифы. И мы, как неопытные штурманы, не знаем фарватера. Куда плыть? Как уберечь корабль нашей жизни от кораблекрушения? В этом нам не обойтись без путеводных огней Слова Божьего. Наш долг – руководствоваться путеводными огнями божественного откровения, только так можно безопасно войти в гавань будущего. Сегодня будет идти речь о том, как помочь детям найти безопасный фарватер в жизни. Мы будем говорить на тему, которая редко звучит в наших церквях. И даже если звучит, она на самом деле должна подниматься гораздо чаще. Мы будем говорить о воспитании детей. И хотя мы будем говорить о воспитании детей. Однако все это будет применимо и к тому, как мы можем и должны воспитывать себя – т. е. просто к нашему духовному росту. Прочитаем Прит. 1:1-7. (В своем, более буквальном, переводе) 1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя израильского. 2 Чтобы знать мудрость и наставление, чтобы разуметь слова разума. 3 Чтобы получить наставление в премудрости, праведности и суде, и справедливости. 4 Чтобы дать неопытному сообразительность, юноше знание и план. 5 Да послушает мудрый – и да умножит понимание, и разумный руководство да приобретет. 6 Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Страх Господень – начало знания; мудрость и наставление глупцы презирают. Соломон пишет своим детям – 1:8: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей». 4:1: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму». И, по аналогии, это наставление относится ко всем детям в мире и ко всем потомкам, которые будут жить после Соломона. Т. е. ко всем людям. Это – образец для воспитания. Притчей 1:1-7 раскрывает 3 истины о воспитании: (1) источник; (2) цели и (3) фундамент воспитания. (Сегодня мы разберем, сколько успеем; остальное – в следующее воскресенье) 1. ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ 1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя израильского. Притчи Соломона – это Божье откровение, данное через Соломона. Но в то время было много других источников мудрости: – В Месопотамии: Шумерские притчи; Вавилонская премудростная литература; – В Египте: наставления Аменемхета, Наставление придворного и другие премудростные книги. – В Палестине: арамейские и угаритские притчи. Однако Соломон ни на один из них не ссылается. Для воспитания детей он дает божественное откровение – по вдохновению от Бога записывает свои притчи. В этом Соломон в точности последовал наставлению своего собственного отца. Перед тем как умереть, Давид призвал к себе Соломона и сказал ему (3 Цар. 2:2-3): «…вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен 3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься…» → Какими источниками вы пользуетесь для воспитания детей? Недавно я прочитал такую притчу: Через несколько лет после моего рождения отец повстречался с одним незнакомцем, который был тогда еще новичком в нашем городе. С самого начала незнакомец увлек отца, и он пригласил его к нам домой. Наша семья очень быстро приняла его в свой круг. В детстве я никогда не ставил под сомнение право незнакомца проживать с нашей семьей. В моем ребяческом сознании он всегда занимал особое место. Родители старались меня воспитывать: мама учила отличать добро от зла, а папа учил быть послушным. Что же касается незнакомца… он был лучшим рассказчиком. Мы могли часами слушать из его уст приключения, таинственные истории и комедии. Если я хотел что-то узнать о политике, истории или науке, он всегда знал ответы на вопросы о прошлом, понимал настоящее и даже, казалось, мог предсказывать будущее! Он взял нашу семью на первый в нашей жизни матч первой лиги. Он умел и рассмешить, и вызвать слезу. Незнакомец никогда не прекращал разговаривать, но папа был не против. Иногда мама тихонько вставала, пока остальные шикали друг на друга, чтобы не перебивать незнакомца. Мама выходила на кухню, чтобы побыть в тишине и покое. (Теперь я думаю: может быть, она молилась, чтобы незнакомец ушел.) У отца были определенные нравственные принципы для нашей семьи, но незнакомец не чувствовал себя обязанным их придерживаться. Сквернословие, к примеру, у нас не разрешалось: ни нам, ни нашим друзьям, ни посетителям. Однако не в меру задержавшемуся у нас посетителю сходили с рук слова и на «с-», и на «б-», от которых у меня горели уши, папа начинал ерзать на стуле, а у мамы вспыхивали щеки. Папа не одобрял спиртного. Но незнакомец частенько призывал нас выпить. В его представлении сигареты выглядели круто, сигары – мужественно, а курительные трубки – изысканно. Он свободно (даже слишком свободно!) говорил о сексе. Иногда он говорил прямо, иногда – намеками, но его комментарии всегда были достаточно неприличными. Я знаю, что незнакомец сильно повлиял на мое детское восприятие отношений. Раз за разом он противоречил ценностям моих родителей, однако они его в этом редко упрекали… и никогда не просили уйти. Уже больше пятидесяти лет прошло с тех пор, как незнакомец пришел к нам в дом. Теперь уже кажется, что он был здесь всегда. Хотя сейчас он уже не вызывает таких восторгов, как раньше. Все же, если вы зайдете к моим родителям, вы увидите, что он до сих пор сидит в своем уголке и ждет, когда кто-нибудь сядет его послушать и посмотреть, как он рисует свои картинки. Как его зовут?.. Мы зовем его просто – «телевизор». Во многих семьях основным источником для воспитания детей становится телевизор. Дети смотрят и слушают телевизор гораздо больше времени, чем они проводят за разговорами со своими родителями. → Для кого-то источником мудрости при воспитании детей становится психология. К примеру, если психологи говорят, что не надо наказывать детей, то некоторые родители их и не наказывают. Знаменитый психолог, д-р Вальтер Алварез, заслуженный консультант клиники Майо, написал, что врачи не одобряют физическое наказание детей. Другой профессор крупного американского университета сказал, что шлепать ребенка – это форма насилия над детьми, и, уж конечно, никакой нормальный родитель не будет этим заниматься. Еще один эксперт, д-р Дон Динкемейер в своей книге о воспитании детей утверждает, что воспитание тростью и гневом – устаревший подход. А Американский союз гражданских свобод (ACLU) готов подать в суд на любого родителя, который осмелится шлепнуть ребенка. (Crater, Timothy, “Child-rearing: Second Thoughts about Secular Theories,” The Journal of Pastoral Practice, Vol. VII, No. 4, 1985, p. 21) И сейчас в Америке легко можно увидеть такую картину: в магазине ребенок не слушается матери и ведет себя отвратительно. Мать ведет себя терпеливо, но вот – она останавливается в магазине и – без злобы, без какого-либо насилия совершенно обычно шлепает ребенка. К ней подходит другая женщина и говорит: «Я все видела. Если вы еще раз так сделаете, я вызову полицию». Это мнение, воспитанное в обществе американскими психологами. Так кому же вы будете доверять в воспитании детей: Слову Божьему или людям? Что касается разного рода экспертов и авторитетов по воспитанию детей, д-р Томас Соуэлл, экономист и социальный обозреватель Хуверского института при Стэнфордском университете, несколько лет назад написал (цитирую): Обратили ли вы внимание, как много бед пришло вместе с «экспертами»? После Второй мировой войны наступила великая эра экспертов по воспитанию детей. Д-р Спок был лишь вершиной айсберга. Нельзя было включить радио или телевизор или открыть газету или журнал без того, чтобы столкнуться с целой армией экспертов, заявляющих, что они знают, как нужно воспитывать вашего ребенка. В первую очередь эти эксперты подчеркивали, что непрофессионалы заблуждались в своем подходе. Мол, нам нужен современный, научный способ обращения с детьми, а не простецкие традиционные методы. В результате последовала беспрецедентная волна подростковой преступности, суицида, венерических болезней и беременностей. Единственное, что уменьшилось – это школьная успеваемость. (Цит. по: Crater, Timothy, “Child-rearing: Second Thoughts about Secular Theories,” The Journal of Pastoral Practice, Vol. VII, No. 4, 1985, p. 22) Один из главных противников шлепания детей – знаменитый д-р Спок, впоследствии взял свои слова обратно. В журнале Редбук в 1974 г. он опубликовал статью «Как не воспитать ребенка невоспитанным». И там написал: «Мы как профессионалы сыграли злую шутку с отцами и матерями. Конечно, мы это сделали из лучших побуждений. <…> Когда мы это поняли, было уже слишком поздно, и наше всезнайство успело подорвать уверенность родителей. <…> Неумение проявить твердость – вот, на мой взгляд, самая распространенная проблема американских родителей в наше время. (Цит. по: Crater, Timothy, “Child-rearing: Second Thoughts about Secular Theories,” The Journal of Pastoral Practice, Vol. VII, No. 4, 1985, p. 23) Дело не в том, что сначала Спок был плохим и его не надо было слушать, а потом стал хорошим, и его теперь надо слушать. Надо думать, что он и сначала не был особенно плохим, и потом не стал особенно хорошим. Он был и остается одним и тем же – человеком. Т. е. кем-то, кто способен ошибаться. Дело вообще в отношении к психологам как к экспертам. Кому вы будете доверять в воспитании детей: Слову Божьему или экспертам? (В такой связи слово «эксперт», как вы понимаете, приобретает ироничный оттенок – кто может быть большим экспертом по воспитанию детей, чем Бог, их Творец?) → Для кого-то источником мудрости становится собственный ум. Они во всем руководствуются своим пониманием. А для кого-то – опыт родителей. Я не говорю, что не надо пользоваться своим умом или что нельзя советоваться с родителями. Просто некоторые люди этим и ограничиваются и не ищут более важного, более надежного совета – совета Священного Писания. → Хорошее воспитание возможно лишь тогда, когда оно основано на Библии. Мы должны изучать Писание, чтобы знать, как воспитывать детей. Если у нас появляются вопросы, мы должны стараться найти ответ на них в Писании или в библейских принципах. Мы должны как можно раньше учить своих детей Священному Писанию. Должно быть организованное время чтения Библии с детьми и объяснение Библии со стороны родителей. 2. Далее, стихи 2-6 показывают ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ Почему Соломон так много внимания уделяет целям воспитания? Помнится, раньше, когда на некоторых предметах в школе или институте в начале урока писали: «цели урока», «задачи урока» и т. п. И я никак не мог понять: зачем это нужно? Давайте уж скорей начинать сам урок! Нужно ли нам говорить о целях воспитания? Не переусердствовал ли Соломон, записав аж 7 целей воспитания детей? Представьте себе, что у нас есть лук и стрелы. И есть мишень. Если мы НЕ знаем, где мишень, то мы стреляем наугад. При этом есть какая-то вероятность, что мы случайно попадем в эту мишень. (А некоторые поступают так: они стреляют куда получится, а потом подбегают к тому месту, где воткнулась стрела, и рисуют вокруг нее мишень: мол, я так и хотел. Но при воспитании детей это не приведет к хорошим последствиям.) Если же мы знаем, где мишень, то мы стреляем прицельно. И хотя нет гарантии, что мы будет попадать в нее всякий раз, все-таки вероятность попадания гораздо выше. Так каковы же цели воспитания? Соломон называет 7 таких целей. 1) Первая цель – дать знание – знание Писания (2а). …чтобы знать мудрость и наставление… Соломон написал это наставление, чтобы его потомки, во-первых, знали, как правильно поступать. Ведь невозможно исполнять то, о чем ты даже не слышал. Ребенок не сможет жить и поступать правильно, если он никогда даже не слышал об истине. И подумайте, как мудро задумал Господь: Священное Писание процентов на 70 (не считал точно) состоит из историй! Мы видим истории в Ветхом Завете: практически вся книга Бытие и много историй в других местах Пятикнижия; все исторические книги – Царств, Паралипоменон, Руфь, Есфирь, Ездры и Неемии; множество историй в пророческих книгах – вспомните яркие истории про Даниила и его трех друзей. А чего стоит история Иова! Точно так же и в Новом Завете – я пересчитал приблизительно по числу страниц – около 70% занимают Евангелия, Деяния апостолов и Откровение! – это все сплошь истории. Так что знать основное содержание библейской истины может даже маленький ребенок! Итак, первая задача воспитания – это сообщить информацию об истине. Просто чтобы ребенок знал факты – чему учит Писание. → Как этого достичь? Должно быть организованное время чтения Библии с детьми. Ребенок никогда не узнает, что говорит Библия в целом, если вы будете об этом вспоминать только от случая к случаю. → Обязательно нужно выделить время, когда вы каждый день будете стараться читать с детьми Библию (со старшими) или книжку библейских историй (с младшими). 2) Вторая задача воспитания – объяснить Писание (2б). …уразуметь изречения разума: 2-жды слова с одним и тем же корнем «разум» Соломон написал это наставление, чтобы его потомки не только знали истину, то есть получили информацию, но и чтобы они поняли истину. Истина должна проникнуть в разум. Это очень важно, потому что невозможно исполнять то, что ты плохо понимаешь. Мы склонны допускать такую ошибку, когда мы даем информацию об истине, но не объясняем ее. Представьте, что будет, если мы просто скажем ребенку: «Не суй оголенные провода в розетку». Он спросит: «Почему?» Мы скажем: «Просто. Не суй, я сказал!» Что тогда произойдет? Когда нас не будет рядом, ребенок возьмет и решит попробовать – засунет оголенный провод в розетку, и его стукнет током. Апостол Павел прекрасно понимал, что простого поверхностного знания Священного Писания никогда не бывает достаточно. Поэтому он пишет – Кол. 3:16 – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Нужно не только знать, но и понимать. Так и Давид в Пс. 1 – «Блажен муж… в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь». Казалось бы, достаточно выучить какие-то отрывки из Писания, быть способным их пересказать. А зачем еще размышлять? Чтобы не только знать, но и понимать. Итак, мы должны убедиться в том, что наши дети поняли истину Священного Писания. Как это можно сделать? → Когда мы читаем с ними Библию, чем старше они становятся, тем больше мы можем задавать им вопросов. → По мере того как ребенок растет, меняются наши вопросы. Сначала мы спрашивали о фактах истории. С возрастом мы начинаем больше спрашивать о смысле. Задавая вопросы, мы будем помогать им размышлять над Библией. → Показывать им, как мы сами размышляем над Библией. → Ну и, наконец, просто объяснять, что Писание говорит, и отвечать на их вопросы. 3) Следующая цель воспитания – дать наставление (ст. 3) …чтобы получить наставление в премудрости, праведности и суде, и справедливости… – Здесь используется то же слово, что и во 2 стихе: «наставление» Слово «наставление» в этом стихе означает научение, предупреждение, наказание. Прит. 13:25: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Прит. 22:15: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него». Иер. 2:30: «Напрасно поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления». Прит. 8:33 «Послушайте наставления и будьте мудры». Итак, слово «наставлять» означает направлять к правильному поведению путем: – предупреждения, – уговоров, – наказания. Заметьте прогрессию: ребенок должен узнать истину, затем он должен понять истину, затем его необходимо наставить – т. е. направить к тому, чтобы он поступал по истине. В какую же сторону его нужно направить? Взгляните еще раз на 3 ст. – Получить наставление: а) в премудрости, (другое слово, чем во 2 ст.) – означает вникать в суть вещей; быть способным различать добро и зло (Пс. 14:2 «Кто разумеет, кто ищет Бога»; Прит. 10:19 «сдерживающий уста разумен»). б). праведности – практическая праведность в поступках. в) суде – применение праведных принципов в отношении к другим людям. г) справедливости – справедливое, нелицемерное поведение. Заметьте, что родители не могут сделать детей мудрыми, праведными и справедливыми. Это не в их власти. Они могут лишь постараться направить ребенка к мудрости, праведности и справедливости. Как это можно сделать? → Предупреждать ребенка о последствиях тех или иных поступков. → Уговаривать поступать правильно. → Наказывать за неправильные поступки. Итак, мы увидели источник воспитания детей – Божье откровение. Единственным руководством по воспитанию может быть только Слово Божье. И мы начали разбирать цели воспитания детей: (1) дать знание Писания, (2) дать объяснение Писания, (3) дать наставление, т. е. направить к исполнению Писания. Об остальных целях, а также о фундаменте воспитания, мы поговорим в следующий раз, когда продолжим изучать начало Книги притчей. Алексей Прокопенко |