ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРИТЧИ 1:1-7 – ЧАСТЬ II |
В коммунистические времена Советское правительство прикладывало
отчаянные усилия к тому, чтобы у нас в стране нельзя было услышать
иностранные радиопередачи. Для этого рядом с крупными городами строили
специальные станции для создания радиопомех – в простонародье, «глушилки».
По сути, это те же радиостанции, которые издают мощный сигнал на той же
частоте, что и радио, которое нужно заглушить. В результате наш
радиоприемник «слышит» только шум и не может распознать нужную
программу. В наши дни сатана, князь мира сего, наводнил этот мир голосами, которые звучат на той же частоте, что и голос Божий. Они все учат, как жить. Как же нам помочь детям настроиться на правильную волну, не потеряться в какафонии разных звуков? Ведь от этого будет зависеть будущее наших семей и – во многом – будущее нашей церкви. Чтобы увидеть ответ на этот вопрос, мы начали читать книгу Притчей. И начали говорить о том, как правильно, по - библейски воспитывать детей. Давайте еще раз прочитаем Книгу притчей 1:1-7 (в своем переводе) 1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя израильского. 2 Чтобы знать мудрость и наставление, чтобы разуметь слова разума. 3 Чтобы получить наставление в премудрости, праведности и суде, и справедливости. 4 Чтобы дать неопытному сообразительность, юноше знание и план. 5 Да послушает мудрый – и да умножит понимание, и разумный руководство да приобретет. 6 Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Страх Господень – начало знания; мудрость и наставление глупцы презирают. I. Источник воспитания – только Слово Божье. II. Цели воспитания: a. Дать знание b. Дать объяснение c. Дать наставление – направить к исполнению Божьего Слова: путем уговоров или наказания. Заметьте прогрессию: сначала познакомить с фактами Писания, потом объяснить Писание, потом направить к его исполнению. Если мы сразу переходим к наказанию, то это тоже неправильно. И мы говорили, что все то же самое относится к нашему духовному росту вообще: духовный рост основывается только на Слове Божьем. Для духовного роста нужно сначала узнать Писание, затем понять Писание, затем стараться исполнять Писание. Какие же еще цели воспитания называет Соломон? 4) Следующая цель воспитания – предоставить опыт (4а) …чтобы дать неопытному сообразительность… (Синод.: …простым дать смышленость…) • Неопытный (синод.: «простой») – это человек, который не имеет собственного опыта и потому его легко обмануть. Он легко попадает под чужое влияние. Прит. 14:15: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим». Зенон говорил: «Почему у человека два уха и только один рот? – Чтобы больше слушать и меньше говорить». Но иногда Зенонова мудрость оказывается неуместной – особенно в нашем мире. Иногда хочется, чтобы люди заткнули уши и никого не слушали, потому что они слушают всякую дребедень. Совсем недавно узнал, что, оказывается, среди некоторых прихожан нашей церкви передаются книги об уринотерапии, о целительных свойствах воды. А кто-то увлекается «Кодом да-Винчи». Все это – показатель духовной неопытности. Писание говорит: «Глупый верит всякому слову…» • Далее, неопытный – это человек, который не видит опасности. Прит. 27:12: «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются». Если опытный человек способен заранее различить какую-то опасность и избежать ее, то неопытный не видит дальше своего носа и попадает в беду. Он наказывается своим собственным незнанием. • Неопытный человек – это человек, который легко увлекается разными учениями. НЗ называет такого человека младенцем – Еф. 4:14 «…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». Сперджен говорит о таких неопытных: «Подобно тому сумасшедшему, который, увидев радугу, подумал, что внизу нее находится бриллиант, бежал много миль, чтобы схватить сверкающий сапфир, и схватил осколок стеклянной бутылки; так и они всегда ищут и никогда не находят. В большинстве наших цервей бывают подобные товарищи, но нигде они не задерживаются долго. Очередной фантазер выдумал новую систему – и они потекли к нему, всегда стремящиеся стать первыми учениками каждого нового пророка. Да убережет нас Господь от духа афинян, которые всегда были жадны до всего нового». (The Hold Fast; 9 июня 1878) Как же быть неопытному человеку? Мы склонны думать, что опыт приходит сам собой через жизненные ситуации. Если человек молод и немного пережил на практике, он неопытный, а если он в возрасте и много пережил на практике – он опытный. Но это не всегда бывает так. Многие люди по десять раз наступают на одни и те же грабли, совершают одни и те же грехи, допускают одни и те же ошибки – и, кажется, совсем не приобретают опыта. Один учитель проработал в школе 25 лет, и всегда преподавал одни и те же уроки по одной и той же программе. Когда открылась вакансия на повышение, вакантную должность отдали кому-то более молодому. Тогда этот учитель запротестовал: «Как же так! Ведь у меня двадцать пять лет опыта!» «Нет, – ответил ему директор, – у вас один год опыта, повторенный двадцать пять раз». Так же бывает и в других сферах жизни. Один знакомый по молодости наркоманил, а потом бросил и стал ходить в церковь. При этом он говорил: «Никогда больше не вернусь к мирскому образу жизни, который привел меня к наркотикам». Казалось бы, суровый жизненный опыт. Но что бы вы думали, через короткое время он снова с головой окунулся в мирскую жизнь. То, что он испытал жизнь на собственной шкуре, не сделало его опытным. • Автор Послания к евреям говорит (5:12-13): «…судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». – Прошло много времени, много жизненных ситуаций, а они – все еще как младенцы, неопытные! Дальше: «13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец…» – Не младенцем, или опытным, человека делает знание Слова Божьего – только тогда он становится сведущ в слове правды. Так как же неопытный человек может приобрести опыт? • Он может, конечно, учиться на своих ошибках. – И это хорошо. Мы должны извлекать уроки из своих ошибок. • Он может учиться на ошибках других людей. – И это еще лучше. Писание говорит: (Пс. 36:35-36) «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; 36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу». – Видя конец греховных путей, мы должны также извлекать из этого уроки. • Но лучше всего учиться на истине. 4 ст.: …чтобы дать неопытному сообразительность. Писание дает опыт, план действий, мудрость, которая делает неопытного человека опытным. Так и в Пс. 18:8 написано: «…откровение Господа верно, умудряет простых». (То же слово, что в Книге притчей.) Таким образом, Слово Божье дает мудрость, которая делает человека более опытным. Оно дает самый главный опыт – опыт различения добра и зла. Итак, если вы воспитываете детей в Слове Божьем, вы даете им жизненный и духовный опыт и помогаете: не всякому слову верить, видеть беду и укрываться, избегать обманов и обольщений. 5) Следующая цель воспитания – составить план (4б) …юноше знание и план… (Синод.: …юноше – знание и рассудительность...) Последнее слово означает именно «план» или «замысел». Оно используется, например, в Иов. 42:2 «намерение Твое не может быть остановлено». Также в Прит. 24:8 «Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником». Читая Книгу притчей дальше, мы увидим, что Соломон несколько раз дает юноше план, как ему нужно поступать в той или иной ситуации. «Если произойдет вот это, то делай вот что». Например: • Прит. 1:10-11 «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду…» • Прит. 6:1-5 «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - 2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. 3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова». Таким образом, воспитание дает ребенку ясный и понятный план действий. Вдобавок к этому, когда мы воспитываем детей в Слове Божьем, мы даем им не только план действий в каких-то ситуациях, но и план жизни. Мы учим их, в соответствии с какими принципами ребенок должен будет строить всю свою жизнь: чему он будет учиться, как он будет выбирать спутника/спутницу жизни, на основании каких принципов он будет искать себе друзей, какую карьеру выберет и т. д. Даете ли вы ребенку план действий? Разбираете ли на основании Слова Божьего, как ему нужно поступать в той или иной ситуации? 6) Еще одна цель воспитания – умножить понимание (5). Да послушает мудрый – и да умножит познания, и разумный да приобретет руководство. Речь идет о том, когда человек уже мудрый и разумный, уже научен, уже имеет опыт. Он все равно нуждается в воспитании из Слова Божьего, чтобы умножить познания и найти дополнительное руководство для жизни. Так когда заканчивается воспитание в Слове Божьем? – Никогда. Это процесс длиною в жизнь. Мы начинаем воспитывать ребенка в Писании, когда он еще и читать не умеет. Потом наша задача – содействовать ему в познании и исполнении Писания. А потом он уже воспитывается сам: слушает Писание и умножает познания; читает Слово и приобретает дополнительное руководство для жизни. Таким образом, и у вас – даже у седых старушек – продолжается процесс воспитания. Только теперь не родители вас воспитывают, а вы сами – на основании Слова Божьего. Соломон призывает вас, умудренных духовным опытом пожилых верующих: Да послушает мудрый – и да умножит познания, и разумный да приобретет руководство. Регулярно ли вы читаете Писание, чтобы умножить познания? Приобретаете ли вы каждый день новое руководство для вашей жизни из Библии? Или вы думаете, что процесс вашего воспитания уже закончился, и вы уже стали подобны Христу? 7) Наконец, последняя цель воспитания – научить разбираться
в тонкостях Священного Писания (6). 2. Наконец, последний, 7-й, стих показывает фундамент
воспитания |