Ссылки на сайты анонимных алкоголиков
|
Языки любви Проповедь помощника пастора по духовному образованию Алексея Прокопенко. Мы не часто говорим на семейные темы, но это очень важно. Таких проповедей, наверное, должно быть больше. Потому что в мире семья находится в упадке. Семьи страдают и разваливаются. И надо признать, что даже в церкви многие семьи находятся в очень плачевном состоянии и некоторые даже распадаются. В нашей церкви мы обычно не даем названия проповедям, но у этой проповеди есть название. Она называется «Не пять языков любви». Идея этой проповеди возникла давно. Несколько лет назад я прочитал книгу Чэпмена «Пять языков любви». И тогда же она появилась, эта идея. Хотелось бы с самого начала сделать несколько оговорок. - мы будем говорить о языках любви. И я уверен, что эта тема, конечно, в первую очередь будет полезна для тех, кто уже женился. (Есть среди нас небольшой процент тех, о которых можно было бы сказать: «Вот уж многие святые перешли к тем берегам».) - но я уверен, что будет полезно и для тех, кто еще не женился. (Потому что, как вы знаете, «И грядут часы благие: скоро все мы будем там…») - к тому же, те языки любви, о которых мы будем говорить, могут проявляться не только в семейной жизни. Проявляя христианскую любовь к любому человеку, мы можем использовать эти языки. Т. е. эта тема полезна и для пожилых, и для тех, у кого дорогие сердцу супруги ушли из жизни. - то, что я буду говорить О языках любви, вовсе не значит, что я могу служить примером в том, как говорить НА этих языках любви. Я стремлюсь к этим качествам. Учусь говорить на этих языках, но чаще говорю коряво и с сильным акцентом, который выдает во мне новичка. Итак, для начала позвольте немного рассказать вам о книжке, с которой начались мои размышления. Христианский психолог, д-р Гэри Чепмен написал книжку «Пять языков любви». Основная идея этой книжки такая. Все люди в мире говорят на разных языках. · На каких языках, к примеру, вы говорите? · Понимаете ли вы языки, которых вы не знаете? Представьте себе: с вами заговорили на незнакомом вам языке. Ma nishma? Ani oheb othkem beshem Adonai Yeshu‘a. Скорее всего, большинство присутствующих не поняли этих слов, а ведь я только что признался вам в любви. Так вот, идея д-ра Чепмена в том, что есть несколько языков любви, и все люди говорят на разных языках любви, поэтому друг друга не понимают. По его мнению, таких языков 5. 1) Слова поощрения. · Спасибо, дорогая, за вкусный обед. · Спасибо, дорогой, что помыл посуду. · Да, и спасибо, что отвел детей в садик… 2) Время. · Проводить время вместе – не просто за телевизором, а качественное время: время общения. 3) Подарки. · Муж, возвращаясь домой, дарит жене пусть не букет роз, а хотя бы ромашку, которую он сорвал по дороге. 4) Помощь · Протереть ботинки. 5) Прикосновение · Похлопать по плечу. · Пожать руку. · Потрепать по голове. Вот такие языки любви описывает Гэри Чепмен. Я думаю, нам есть здесь чему поучиться. Мы не стараемся проявить свою любовь в семье: к супругам, к детям. Или даже просто проявить любовь к другим людям. Нужно стараться. А иногда мы стараемся, но не знаем, как. Чепмен показывает несколько важных примеров: 1) слова поощрения; 2) качественное время; 3) подарки; 4) дела помощи; 5) прикосновение. Но если бы вы попросили меня дать оценку этой книжке, я бы сравнил ее с тем, что Христос однажды сказал книжникам и фарисеям: «…[вы] даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру…» Давать десятину с мяты, аниса и тмина – вовсе не плохо. Однако Христос подчеркивает, что это далеко не все, в чем заключается закон Божий, да и далеко не самое главное! Так и здесь: пять языков любви, о которых пишет Чепмен, это неплохие проявления любви, но не единственные и далеко не самые важные. Таким образом, проблема этой книжки не в том, что она говорит, а в том, чего она НЕ говорит. Она не говорит о более важных языках любви, о которых говорит Библия. Интересно заметить, что библейские языки любви одинаково понятны для всех людей. Если вы стараетесь говорить на 5 языках любви Чепмена, то вам нужно обязательно убедиться в том, что вас понимают. Вам обязательно нужно узнать, на каком языке любви говорит ваша супруга или ваш супруг, на каком говорят ваши дети. Это один из главных тезисов д-ра Чепмена. Но если вы знаете библейские языки любви, то вам не нужно будет гадать, понятен ли этот язык другому человеку. Вы можете быть уверены, что эти языки для всех общие и потому понятные. Вы можете и даже должны ими пользоваться. Давайте прочитаем об этих языках в Еф. 5:25-33: 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. В этом отрывке несколько раз говорится о том, как надо любить: ст. 25… 28… 33. Итак, здесь говорится о том, в чем проявляется любовь в семье, т. е., по-другому, о языках любви. Как я уже сказал, это применимо: - и к тем, кто уже вступил в брак и учится проявлять любовь к своей супруге/своему супругу. - и к тем, кто еще только думает о браке и хочет научиться проявлять любовь. Ну и, наконец, многие из языков любви, которые названы в этом отрывке, могут служить проявлением любой христианской любви вообще. В прочитанном тексте можно найти 8 языков любви. Жертвенность (ст. 25) 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее · «Предал Себя за нее» – здесь говорится о жертвенности. Христос очень много пострадал ради церкви – ради того, чтобы создать ее, спасти и сохранить. · «Он претерпел страдания и бесчестье. Тот, кто увенчал небо звездами, Сам был увенчан терновым венцом. Он стал другом грешников, чтобы сделать нас друзьями ангелов. Он презрел даже Свою собственную жизнь. Он бросился в море Божьего гнева, чтобы спасти от этого гнева церковь». · Жертвовать, если понадобится, даже своей жизнью. Иоан. 15:13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». · Жертвовать своими интересами, своими привычками. 1 Иоан. 3:16-17 «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. 17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» «Полагать душу свою за других» начинается с малого. Не нужно ждать, пока предоставится возможность закрыть грудью вражескую амбразуру или просунуть свою голову в чужую петлю. Полагать душу свою за других начинается с того чтобы помогать тем, кто в нужде – жертвовать ради них своими силами, деньгами, временем, ресурсами. → Если ваш супруг или супруга увидят, что вы чем-то пожертвовали, то они поймут, что вы их любите. → Если они увидят, что вы поступились ради них своими интересами, они будут согреты вашей любовью. → Проявляете ли вы жертвенную любовь? Жертвуете ли собой и своим ради других? Наставление (ст. 26) 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова · Муж проявляет свою любовь к жене тем, что наставляет ее через Слово Божье. · Время для совместного чтения Библии. Нелегко? Все хорошее обычно бывает нелегким. И для всего хорошего обычно надо чем-то жертвовать. · Очень большое внимание семейному наставлению уделяли пуритане – это евангельское движение в Англии в XVI–XVII вв. Многие жили в селах и приезжали в церковь издалека. Бывало даже, что только отец ездил в церковь. Когда он возвращался, он собирал всю семью и проводил полное служение, аналогичное церковному служению. Читал Писание, пересказывал проповедь. Вместе они пели и т. д. И такие семейные служения у них могли занимать несколько часов.
· В XVII в. жил пуританин Оливер Хейвуд. Сначала я немного вас с ним познакомлю, а потом скажу, для чего я все это рассказываю. · Он родился в 1630 г., отучился в школе и университете. В 20 лет стал проповедником и в 21 год был рукоположен на служение пастора. · Первые десять лет его служения приходились на период правления Парламента и затем правления Оливера Кромвеля как Лорда-Покровителя. Это был период самых больших религиозных свобод в Англии того времени. Но период свободы оказался недолгим. Когда Хейвуду было 30 лет, в Англии была восстановлена монархия, и новый король – Карл II – начал восстанавливать религиозный конформизм. В частности, обязательным требованием было использовать на богослужениях так называемую Книгу общей молитвы – официальный молитвенник Англиканской церкви, – чтобы все богослужения во всех церквях были одинаковыми и следовали предписанной литургии. · 25 августа 1661 г. один из богатых прихожан его собственной церкви положил на кафедру Книгу общей молитвы. Хейвуд молча отодвинул ее в сторону. · Через пару недель его вызвали в суд. Еще несколько недель он продолжал проповедовать, а потом в нескольких церквях его области объявили о его отлучении от церкви. · Он продолжал проповедовать и учить на тайных домашних собраниях, где толпы людей собирались его послушать. · Затем в Англии был издан Акт о пяти милях. Согласно этому закону, служителям-нонконформистам запрещалось подходить к своим бывшим церквям и даже к городам на расстояние 5 миль. Он стал странствующим проповедником в изгнании, в северных регионах. · Его сажали в тюрьму за проповедь Евангелия, у него отобрали все имущество в виде штрафа. В 1672 г. было объявлено королевское прощение для нон-конформистов, и он возвратил себе дом и право проповедовать в церкви. Но всего 3 года спустя свобода вновь была остановлена, и он опять лишился жилья и стал странствующим благовестником. В последние годы жизни, вдобавок ко всему, его мучила астма. · Он вел дневник. Когда ему было 70 лет, в 1700 г., в его дневнике зафиксировано, что, помимо еженедельных воскресных проповедей, он произнес 45 проповедей в будние дни, провел 22 поста и поучаствовал в 8 конференциях для служителей. В 71 год его привозили на проповедь в кресле. · Скажу еще несколько слов о его семье. У них с женой было трое сыновей. Один из детей умер в младенческом возрасте, а двое других стали служителями Божьими. · Так вот, этот человек написал книгу «Семейный алтарь». В ней он сравнивает семейное поклонение Богу с жертвенником. Главу семьи – мужа – он сравнивает со священником. Он убеждает читателей, что задача священника – наставлять народ в законе, ходатайствовать о народе и благословлять народ. Точно такая же задача и у мужа в семье: наставлять свою семью в Слове Божьем (это его прямая обязанность как главы семьи), молиться о семье и призывать на семью Божье благословение. → Я обращусь к присутствующим здесь мужчинам: наставляете ли вы свои семьи в Божьем Слове? → Вы скажете: но я не проповедник. Это задача не только проповедников, а всех мужчин. → Вы скажете: но я не знаю, что им сказать. · Скажите им, что вы читали сегодня в Библии. · Скажите, что вы услышали в проповеди. Обсудите со своей семьей воскресную проповедь. · Скажите, что вы прочитали в какой-нибудь духовной литературе. Будьте наставниками для своей семьи! Третий библейский язык любви: прославление (ст. 27) 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью · Цель Христа – прославить Свою церковь. · Так и всегда цель любви – не унизить, а прославить. Это не значит, что вы должны просто льстить другим людям. Здесь говорится о славе по Божьим меркам – как сказано дальше, «не имеющею пятна или порока». · Тем не менее, эти слова отражают намерение и цель: чтобы представить… славною. · Наша греховная тенденция – искать славы себе. Стремиться, чтобы нас прославляли, нас хвалили, наши заслуги замечали. Но любовь поступает не так. Любовь стремится прославить другого. · Интересно, что даже внутри Божественной Троицы мы видим то же самое. Отец прославляет Сына, Сын прославляет Отца, Дух Святой прославляет Отца и Сына. Христос, например, говорил: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан17:4-5). · Прит. 31:27-28 «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. 28 Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее…» Да, конечно, здесь говорится о добродетелях жены. Но обратите внимание на реакцию детей и мужа: встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее. → Я хочу обратиться к женатым братьям: ваша жена наблюдает за хозяйством? А когда вы в последний раз хвалили ее? → То же самое можно сказать и замужним сестрам: когда вы в последний раз хвалили своего мужа? Четвертый библейский язык любви – освящение (ст. 27) не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. · Тот, кто любит, стремится, чтобы объект его любви был угоден Богу, свят. · Это значит, что муж должен наставлять жену в Слове Божьем, чтобы она освящалась. · Это значит, что жена должна молиться о муже, чтобы он освящался. · Если же человек живет в грехе, то проявлением любви будет основанное на Писании кроткое обличение. → Совет для девушек, которые еще не замужем. Если парень говорит, что он вас любит, а затем пытается ввести вас в грех, лишить вас чистоты в любом смысле этого слова, это не любовь. «Не верьте такому определению любви. Любовь возвышает, очищает, прославляет, чтит, делает святым, освящает». → Совет для юношей, которые еще не женаты: планируйте быть в своей семье таким духовным лидером, который заботится об освящении себя самого и своей жены. Сможете ли вы быть таким духовным наставником? Что вам нужно делать, чтобы подготовить себя к этому? Может быть, нужно начать с того, чтобы более серьезно относиться к своей духовной жизни? Регулярно молиться, читать Библию, чем-то служить в церкви? Итак, мы сказали о языке освящения. Пятый библейский язык любви – это забота (ст. 28-29) 28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает… ее… · Наверняка вы слышали такой тезис: «прежде чем любить других, нужно научиться любить себя». Но он совершенно неправильный. И вот почему. Писание здесь объясняет, что имеется в виду под любовью к себе. Сначала – 28 ст. – говорит: любите, как самого себя. А 29 объясняет, что имеется в виду: Ибо [потому что, т. е. объяснение] никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… · Мы все себя уже любим: когда нам хочется есть, мы не томим себя голодом еще недельку, а идем есть. Когда нам холодно, мы не поливаем себя еще холодной водой, а теплее одеваемся. Когда рукой мы случайно прикоснемся к горячей плите, мы не держим руку еще несколько секунд или минут, чтобы насладиться запахом собственного паленого мяса, а тут же отдергиваем руку. Нас этому не надо учить. Это уже происходит на уровне инстинктов. · И апостол Павел говорит, что так же, как мы уже любим себя, мы должны научиться любить других. Когда им голодно – накормить их, когда им холодно – одеть их, когда они в опасности – спасти их. · Так вот, одно из проявлений любви – это забота о физических нуждах. · 1 Иоан. 3:17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?»
→ Проявляете ли вы любовь-заботу? В своей семье? В своей церкви? По отношению к другим людям, даже неверующим? Язык заботы. Следующий библейский язык любви – нежность (ст. 29-30) …и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. · «Греет» – здесь используется слово, которое часто употребляется не в прямом смысле – «нагревать», а в переносном – «лелеять, утешать». · В НЗ оно встречается еще всего один раз – в 1 Фес. 2:7: «…мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». · Делать так, как другому человеку удобно, уютно, приятно. Создавать уют, комфорт. → Проявляете ли вы нежность в семье? Или вы говорите грубые слова? Грубо себя ведете по отношению к супругу или супруге? Язык любви – нежность. Следующий библейский язык любви – исключительная преданность (ст. 31-32) 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. · Жена не просто добавляется к отцу и матери в списке приоритетных отношений. Жена заменяет собой предыдущие приоритетные отношения. Не сказано: «человек останется с отцом и матерью, и еще плюс к этому прилепится к жене своей». Нет – «оставит отца и мать». Семейные отношения эксклюзивны. Они подразумевают исключительную преданность. И это тоже – проявление любви. · Одна девушка как-то жаловалась, что до свадьбы ее будущий муж много уделял ей внимания, а после свадьбы все свое время проводит со своими друзьями. · Не удивительно, что сосуд ее любви вскоре стал пустым. Она не чувствовала, что муж ее любит. → являются ли для вас отношения с мужем или женой исключительными? Проявляете ли вы исключительную преданность супругу или супруге? В делах? В том, на что вы тратите время? В мыслях? И, наконец, последний библейский язык любви, который напрямую относится к женам. Это послушание (ст. 33; ср. ст. 21-22). 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. · Во-первых, нужно сказать, что означает «жена да боится мужа». Здесь имеется в виду не эмоциональный страх – как страх перед чем-то страшным или отвратительным. (Когда муж входит в комнату, жена вздрагивает: ей жутко и противно!) · Нет. Имеется в виду страх как послушание. Например, так же говорится о Боге – что мы должны бояться Бога: не в смысле бежать от Него, а в смысле слушаться Его. Так и здесь: «жена да боится мужа» значит «жена да слушается мужа». · Во-вторых, не имеется в виду, что муж должен любить жену, а жена мужа любить не должна, а должна бояться. Послушание мужу не противопоставляется любви. Наоборот, послушание мужу – это проявление любви. Взгляните еще раз на 33 ст.: «Муж так да любит свою жену, как самого себя; а жена так да любит мужа, что проявляет послушание». · Для мужа одно из проявлений любви – наставлять жену Словом. Для жены параллельное этому проявление любви – быть наставляемой, следовать духовному руководству мужа. · Точно так же, как жена будет чувствовать себя нелюбимой, если муж не будет ради нее ничем жертвовать, не будет ее хвалить, не будет проявлять к ней нежность и т. д., так и муж не будет чувствовать себя любимым, если жена ему не послушна. · В-третьих, слово «боится мужа» подчеркивает, каким должно быть послушание жены. Это значит не просто согласиться с решением мужа, а проявлять послушание в своем поведении. · Например: представьте себе, что жена и муж говорят о том, какую им купить микроволновку. Муж говорит: белую. Жена: металлического цвета – это более модно. По какой-то причине муж не соглашается. Жена с ним ругается, ругается, ругается. Наконец, муж стучит кулаком по столу и говорит: «Все, я решил: покупаем белую». Жена: «Ну ладно, решил так решил, я же должна подчиняться. Покупай свою белую». · Послушалась ли жена мужа? Кто-то скажет: «Да, потому что она в конце концов согласилась с его решением». Но по библейским меркам – нет, потому что ее поведение не было поведением послушания. Ее поведение не было кротким, мягким, с любовью. → Мне хотелось бы обратиться к присутствующим здесь женам: проявляете ли вы любовь к своим мужьям в послушании? Итак, мы рассмотрели 8 библейских языков любви: 1) Жертвенность 2) Наставление 3) Прославление 4) Освящение 5) Забота 6) Нежность 7) Исключительная преданность 8) Послушание. Высший пример любви и для мужей, и для жен, и для всех людей вообще – Иисус Христос, о Котором мы здесь прочитали: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…»
|