Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ХРИСТИАНЕ В КОНЦЕ ПЕРВОГО ВЕКА И ВО ВТОРОМ ВЕКЕ

Новый    Завет    -    первоисточник, рассказывающий о жизни и служении Иисуса Христа и Его последователей.

Мы,        христиане,       являемся последователями Христа, во Христе мы имеем фундамент, на котором зиждется Церковь Христова. Иисус Христос - божественный Основатель и Строитель Церкви. Евангелия дают нам Его яркий образ, в них запечатлены Его слова и дела

АПОСТОЛЫ ХРИСТА

Иисуса Христа во время Его земной жизни и проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников: Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Заведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мар.3:14-19) После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был доизбран   Матфий   (Деян. 1:26).   Задача апостолов состояла в том, чтобы выполнить поручение, данное им Господом перед Его вознесением с земли, - продолжить дело проповеди Евангелия (Матф.28:19-20). Чтобы их служение было успешным, Господь обещал послать   им   Духа   Святого   (Деян.1:8). Сошествие Духа Святого, происшедшее в день Пятидесятницы (который поэтому и считается днем рождения Церкви), описано во 2 гл. книги Деяний.

Кроме этих двенадцати апостолов у Христа есть еще один, совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения с земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу жестоким гонителем христиан. В историю христианства он вошел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он прошел по многим землям тогдашней Римской империи ('0йкумены"), проповедуя Евангелие. Его проповедь о Христе положила начало первым христианским общинам во многих частях древнего мира.

ХРИСТИАНЕ МЕЖДУ ТРЕХ "ОГНЕЙ" ИУДЕЕВ, ЯЗЫЧНИКОВ И РИМСКИХ ВЛАСТЕЙ

Нелегко жилось христианам 60-х годов первого века на всей территории Римской империи В Иудее, входившей в состав Римской  империи,  христиан  притесняли иудейские фанатики, которые не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем самым Мессией, о Котором писали все пророки

Последователи Христа в Иерусалиме и других местах испытывали на себе ненависть ревнителей иудейской религии. Для христиан из   евреев   уже   потеряли   значение жертвоприношения,    совершавшиеся    в Иерусалимском храме, ибо они уверовали во Христа, в то, что именно Его жертва искупила всех от греха. Прообразом Его жертвы на Голгофе и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Тот, на Кого они указывали Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступников от веры отцов.

В языческих странах, т.е. во всех остальных частях Римской империи, христиан ненавидели за то, что они не чтили языческих богов В этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев -представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, а поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем все больше и больше язычники видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали главным образом евреи, а в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и сирийцы, и представители многих других народностей. В этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, а к разобщению покоренных народов. Да кроме того,   христиане    почитали   распятого римлянами Иисуса Христа Богом.

ХРИСТИАНЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ. СМЕРТЬ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

По мере роста христианских общин всё более жестокими становились направленные против них меры Самым жестоким гонением на христиан было гонение в Риме (62-68гг), в последние годы царствования императора

Нерона. Поводом к этому гонению послужил пожар в 64 году. Виновниками этого пожара были объявлены христиане  По приказу Нерона христиан распинали на крестах, обезглавливали и, кроме того, устраивали массовые зрелища в цирках, на аренах, где на них выпускали голодных зверей. Устраивал Нерон и массовые гулянья, на которых христиан, привязанных к столбам и облитых смолой, поджигали, превращая в живые факелы. В 67 году жертвами террора Нерона стали столпы христианства - апостолы Петр и Павел

 ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА (68-72гг.)

В последние дни жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком  Иосифом   Флавием,   бывшим очевидцем всех событий и назвавшим это восстание "Иудейской войной". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи, назначенного Нероном. Большую роль в организации этого восстания сыграли так называемые "зилоты". Слово "зилот" буквально означает "ревнитель". Зилоты   -   это   иудейские   фанатики-националисты, добивавшиеся освобождения от власти Рима и делавшие ставку на вооруженное восстание. Во времена римского владычества зилоты убивали из-за угла римских воинов Этими своими действиями они снискали себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей, борющихся против ненавистного римского ига

Во главе восстания встал первосвященник Анна   Римские войска в Иудее были бессильны   подавить   восстание.   Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться с военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но на подходе к Иерусалиму отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. В то же время зилоты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам, и установили в Иерусалиме террористическое   правление   Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняемые в расположении к римлянам.

Нерон      назначил      Веспасиана военачальником римской армии, численностью в 60000 человек, и поручил ему идти в Иудею для подавления восстания В течение двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого были изгнаны все римляне, он взять не смог.

После смерти Нерона, поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан, провозглашенный императором, торжественно вошел в Рим, а в это время его сын Тит расправлялся с Иерусалимом Это было в 70-м году.

Восставший     Иерусалим     упорно защищался Тит начал блокаду города. Все дороги,   ведущие  в   Иерусалим,   были перекрыты его войсками, он решил взять город измором

ПРЕДСКАЗАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ОБ ИЕРУСАЛИМЕ

Вернемся на сорок лет назад до рассматриваемых нами событий и вспомним беседу Христа со Своими учениками в Иерусалиме В то время Его ученикам еще многое было непонятно. Они, как и многие иудеи, думали, что Мессия разгромит римлян и  что   их  национальная   святыня Иерусалимский храм - станет еще более величественным.   Но   Христос   говорит, указывая на Иерусалим. ".. придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лук 19 43:44) Все это исполнилось в дни Иудейской войны

ИОСИФ ФЛАВИЙ - ОЧЕВИДЕЦ СОБЫТИЙ ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

 Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде "Иудейская война" подробно описывает события, очевидцем которых он был. Иосиф Флавий находился в римском стане в качестве переводчика у римского полководца Тита, а до этого он служил у отца Тита, Веспасиана. Веспасиан даже дал Иосифу свою фамилию -Флавий. Евреи смотрели на Иосифа как на предателя В то время, когда тысячи евреев гибли от меча римлян, Иосиф из рук римлян получал одну награду за другой. Были ли это награды за писательский талант Иосифа или за его отказ от национальных интересов Иудеи, мы точно не знаем. В глазах всех евреев он был предателем, поскольку стал носить римскую фамилию и всегда неотлучно находился при Веспасиане, а затем при его сыне Тите Благодаря Иосифу Флавию до нас дошли подробности Иудейской войны. С апреля 70 года Тит начал готовиться к штурму осажденного Иерусалима Восемьдесят тысяч римских легионеров и их союзников были

готовы устремиться на Иерусалим. Стены города защищали только две с половиной тысячи вооруженных иудеев. Внутри города было    громадное    число   паломников, пришедших на Пасху и застигнутых здесь осадой. Полагаясь на Бога, заветы Которого они растоптали, зилоты отвергли все условия, предлагаемые Титом. Тит отдал приказ распинать   всех   иудейских   дезертиров, бежавших из Иерусалима. В осажденном городе был голод; умирающих от голода людей не успевали хоронить, трупный запах стоял повсюду, стали учащаться случаи людоедства - некоторые матери поедали своих детей. В первый раз 17 июля 70 года ежедневные жертвоприношения в храме прекратились за недостатком священников и жертвенных агнцев. И вот, в сентябре 70 года, римляне ворвались в Иерусалим, беспощадно сокрушая все на своем пути. В городе начались   пожары.   Тит  хотел   спасти величественный Иерусалимский храм. Но, вопреки его приказаниям, один солдат бросил горящую головню в окно храма. Пламя стало распространяться кверху. Когда Тит заметил это, он приказал солдатам тушить огонь. В страшном шуме битвы и пожара слова его приказания не были слышны, и приказание не было исполнено. Внезапно появившийся ветер все сильнее раздувал пламя. Искры и головни летели во все стороны и зажигали те части храма, которые еще не горели. Тит все еще делал отчаянные попытки спасти храм, конечно, не из симпатии к иудейской религии, а из уважения к этому шедевру мирового искусства. Но Тит и его солдаты оказались бессильными, они не понимали, что здесь, на их глазах, исполняются слова Того Самого Христа, в Которого они не верили: "...не останется камня на камне".

В Иудейской войне и во время осады Иерусалима погибли один миллион триста пятьдесят четыре тысячи евреев.  Все уцелевшие        мужчины        старше семнадцатилетнего      возраста     были приговорены  к  каторжным  работам  в египетских рудниках, а некоторые юноши были отобраны для отправки в цирки различных городов для умерщвления их львами. Много еврейских девушек было продано в рабство в богатые  римские  дома.  Все дома  в Иерусалиме были разрушены и сожжены, даже деревья вокруг Иерусалима были вырублены во время осады. Римляне отдали распоряжение сгонять евреев с их земель и высылать в другие места.

Тит думал одним ударом покончить и с иудейством и с христианством. Он смотрел на христианство как на ветвь, выросшую из

иудейского корня, и думал, что после уничтожения корня погибнет и ветвь.

Все верные Христу члены Иерусалимской общины  во  время  осады  города  не пострадали. Еще за долго до начала осады они, вспомнив повеление Христа, ушли из Иерусалима в селение Пеллу на другом берегу реки Иордана. Это было не трусливое бегство, а выполнение ясного повеления Христа.

После Иудейской войны не стало больше условий для восстановления Иерусалимского храма, ибо евреи были рассеяны по всему миру, а территория бывшего Иерусалима переходила из рук в руки.

Разгромив Иерусалим, Тит торжественно прибыл в Рим и стал соправителем Римской империи вместе со своим отцом Весласианом. В 79 году император Весласиан умер, оставив свой престол Титу, который, несмотря на краткость своего правления (умер в 81г.), был одним из наиболее популярных императоров Рима. Его личная щедрость обезоружила всех его потенциальных врагов. Во время его правления произошло извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и Геркуланум. Тит сделал все возможное для спасения как можно большего числа жертв, отдавая на это свои личные средства. После пожара в Риме он продал даже часть собственной мебели, чтобы помочь пострадавшим и восстановить здания города.

ПРАВЛЕНИЕ ДОМИЦИАНА. ССЫЛКА АПОСТОЛА  ИОАННА

После смерти Тита на римский престол взошел Домициан - младший сын Весласиана, брат Тита. Ему приписывали гонения на христиан, хотя нет никаких свидетельств, что Домицианом были изданы какие-либо законы против них. Он восстановил храмы старых богов, чуждые религии были запрещены. Он требовал поклонения себе и настаивал на том , чтобы его величали "Господь и бог". Домициан был подозрителен и нажил себе не мало врагов. Последние годы его правления были кошмаром для сенаторов; даже его собственная семья не чувствовала себя в безопасности.

Древний церковный историк Евсевий пишет: "Домициан, применив свою свирепость ко многим и умертвив несправедливо большое число выдающихся мужей в Риме, отправил в ссылку без причины множество уважаемых лиц и лишил их имущества, сделался, наконец, в своей ненависти и вражде к Богу преемником  Нерона.  Подобно ему,  он обоготворил сам себя, приказав оказать божескую   честь   своей   статуе.   Кто

осмеливался противиться этому приказанию, обвинялся в измене и подвергался страшному наказанию. Он окружил себя толпой шпионов и доносчиков, занятие которых состояло в том, чтобы всегда выслеживать новые жертвы и придумывать новые обвинения. Тираническое правление Домициана не могло остановить распространение христианства по империи, а также за ее пределами. Конец тирана был близок. Он имел обыкновение записывать имена лиц, назначенных к смерти, в свиток, который он тщательно хранил сам. Однажды, когда он заснул, ребенок, случайно игравший в его комнате, увидел фатальный список под подушкой, вынул его из любопытства и отнес к императрице   Она   нашла,   к   своему величайшему смущению, собственное имя на листке вместе с другими именами, обладатели которых,      казалось,      пользовались расположением  императора. Императрица предотвратила грозившую ей гибель, и Домициан, несмотря на все предосторожности, был убит двумя офицерами его стражи".

За год до своей смерти Домициан в 95 году сослал на пустынный остров Патмос апостола Иоанна, единственного из апостолов, который был еще жив в то время и был уже глубоким старцем. На этом пустынном острове апостол   Иоанн   получил   от   Господа величайшее откровение, которое описал в книге "Откровение" ("Апокалипсис").

ОКОНЧАНИЕ АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА

Со смертью Домициана оборвалась династия Флавиев. Сенатом на престол был избран Нерва. Это было 18 сентября 96 года. Нерва был пожилым человеком с мягким характером. Он отдал распоряжение вернуть сосланных из ссылки и возвратить им отобранное имущество. В 98 году из ссылки с острова Патмос вернулся и апостол Иоанн и поселился в Ефесе. Возможно, именно по возвращении из ссылки он создал Евангелие от Иоанна, и в 100 году умер. Так окончился апостольский век.

ИМПЕРАТОР ТРАЯН - НОВЫЕ ГОНЕНИЯ ХРИСТИАН

Император Нерва умер в 98 году, назначив своим преемником Траяна, который находился на престоле с 98 по 117 год. Траян был   одним   из   знаменитых   римских императоров и выдающимся полководцем. О его отношении к христианам мы можем узнать из его ответа римскому писателю Плинию -младшему Было два писателя с именем Плиний Плиний - старший и его племянник

Плиний - младший. В 110 году многие христиане были представлены на суд Плинию - младшему, который был в то время римским наместником Вифинии и Понта

Плиний пишет:

"Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-либо сомнительными, излагать тебе, ибо кто лучше может направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как не ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом . Между тем с такими, которых мне приводили как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их - христиане ли они? Если они признавали себя таковыми, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и третий раз. В случае, если они упорно держались своего ответа, то предавал их казни.   Недавно мне было доставлено анонимное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа, - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались. О своей прежней религии - преступление ли она или заблуждение - они сообщали следующее:

они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они   участвуют   сообща,   без   всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более не наблюдается. После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диакониссы;    но,    кроме    злого    и преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом.

Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; несмотря на это, мне кажется, его можно прекратить".

На это письмо Плиния Траян ответил так:

"Что    касается    твоего    поступка относительно  христиан,   ты  действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям. Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, дать  помилование  ради  его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в коем случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века".

Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

АПОСТОЛЬСКИЕ УЧЕНИКИ

Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов   руководящее   положение   в христианстве заняли их преемники, их непосредственные ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставления апостолов, с ними вместе трудились и были в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало продолжить дело апостолов после их смерти. Вкратце познакомимся с каждым из них в отдельности.

Климент   был   по   происхождению римлянин. Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия с апостолом Павлом. Обращаясь  к  служителю  Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает о Клименте:

"...прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай     им,     подвизавшимся     в благовествовании вместе со мною и Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни" (Флп.4:3). С 92 года Климент состоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин.

Императором Траяном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла он писал послания к Коринфянам. Клименту приписывается еще ряд произведений, однако точно его авторство не установлено.

Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жизни апостола неотлучно находился при нем. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной; он писал свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали главой всей христианской Асии. Умер он мученической смертью примерно в 166 году.

Игнатий   был   учеником   апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью с ним лично беседовал император Траян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, главным образом с критикой иудействующих христиан.

Варнава - еврей по происхождению, родом с острова Кипра. До своего обращения ко  Христу  был  левитом   (служителем Иерусалимского храма). Вместе с апостолом Павлом    совершал    благовестническое путешествие. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где был побит камнями иудейскими фанатиками.

ОШИБКИ АПОСТОЛЬСКИХ УЧЕНИКОВ

Эти четыре служителя и были самыми крупными   фигурами,    пользовавшимися большим авторитетом в христианских общинах после смерти апостолов. Но, к сожалению, апостольские ученики в некоторых вопросах уклонились от доверенного им учения. Особенно это наблюдается в вопросах по управлению церковью.

Во время апостолов каждый христианин чувствовал   себя    священником    Бога Всевышнего и считал себя обязанным служить Богу тем даром, который получил от Него. Кроме того, в апостольских христианских общинах существовало два рода служителей:

старейшины и диаконы. Старейшины должны были заботиться о духовных нуждах членов общины, а диаконы о хозяйственных нуждах общины. Старейшины назывались также пресвитерами       или       епископами (наблюдателями). В обязанности старейшин входило    совершение    крещений    и хлебопреломлений. Но это не давало им

право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей Апостольские ученики допустили в этом отношении некоторое отклонение В посланиях апостольских учеников, в отличие от посланий апостолов, звучат требования о высшей почести для епископов

Игнатий написал в течение своей поездки из Антиохии в Рим семь писем И во всех этих письмах   видно   желание   возвеличить служителей Христовых Из этих посланий мы видим, что была создана трехъярусная система служителей епископат, пресвитериат и диаконат Эти послания подготовили почву для  разделения  Церкви  Христовой  на духовенство и прихожан, в то время как в апостольских общинах такого деления не было   В  дальнейшем   граница  между духовенством и прихожанами становилась все более и более резкой Начало этому и было положено посланиями апостольских учеников.

В своем послании к Ефесской церкви Игнатий пишет: "Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу;

этим мы покажем свою подчиненность Богу. Из этого ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа" Какой вред принесли в дальнейшем эти слова Игнатия! Последователи   Игнатия   говорили,   что епископу должно подчиняться, как Богу, и критиковать епископа никто из простых смертных не имеет права. Многие христиане поставили эти послания Игнатия на один уровень с апостольскими посланиями Но по учению Христа и Его апостолов нашей путеводной звездой является только Слово Божие, и поэтому' если даже епископ станет учить не тому, чему учит Слово Божие, то такого епископа не следует слушать. Однако послания Игнатия воспитывали христиан в абсолютной и безоговорочной покорности епископу.

В послании к христианам Магнезии Игнатий пишет' "Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все в божеском единодушии, ибо ваши епископы предстоят на месте Бога"

Но воздадим должное Игнатию, он был честный и искренний христианин. Однако нередко и честные и искренние люди делают ошибки.  Заботясь о благе  церкви,  о сохранении ее от раздоров, Игнатий ратовал за то, чтобы у руководителей церквей была сильная    власть.    В    послании    к Филадельфийской церкви Игнатий пишет: "Я взывал, как бы я был между вами, я говорил громким голосом: слушайтесь епископов и пресвитеров и диаконов! Некоторые думали, что я говорил, потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в

свидетели, ради Которого я в узах, что я ничего ни о ком не знал, но это был Дух, говоривший во мне в этом случае Ничего не делайте без епископа, храните ваши тела, как храмы Божий; любите единение; избегайте распрей; будьте последователями Христа, как Он был последователем Своего Отца". Он думал таким образом сохранить общины от распрей. Но не увидел, что тем самым будет нарушена демократия,  которая была в апостольских общинах, и в церкви создадутся все условия для самой необузданной тирании, достигшей своего высшего предела в средние века   (Средние века пожинали всходы, посеянные еще апостольскими учениками )

Все мы способны ошибаться. Не будем бросать камни осуждения в апостольских учеников, будем чтить их как искренних христиан, мученической смертью доказавших свою верность Христу Извлечем из всего сказанного полезные уроки для себя История христианства - это прекраснейшая школа, богатая ценнейшими уроками.

ИМПЕРАТОР АДРИАН. ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ

После смерти Траяна в 117 году на римский  престол  взошел  Адриан.   Об отношении к христианам во время его правления мы можем узнать из документа, который   император   отправил   своему наместнику Минуцию Фундану, проконсулу Асии ( этот документ процитирован Иустином в первой Апологии, адресованной императору Антонину Пию - сыну Адриана)

Адриан писал: "Минуцию Фундану. Я получил письмо от Серения Гранниана, человека известного, твоего предшественника Мне кажется, что дело это нельзя оставить без рассмотрения; нельзя, чтобы люди жили, не зная покоя, и на доносчиков была возложена обязанность вредить и злодействовать Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями    и    воплями     Весьма приличествует,    в   случае   обвинения, произвести тебе расследование Если кто может доказать свое обвинение, а именно: что они поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением и установи наказание Но клянусь Гераклом! Если кто сделал из доносов занятие, положи предел этому безобразию и сообрази, как наказывать за это".

Христиан казнили только на основе достоверных,    заслуживающих    полного доверия источников. Попыток уничтожить  само христианство не было. В царствование  Адриана происходили еврейские восстания  в Египте, на Кипре, в Месопотамии и других  местах, где жили евреи, изгнанные после Иудейской войны в 70 году из своей родной страны. Все эти восстания были самым  жестоким образом подавлены. Адриан повелел на месте бывшей Иудейской столицы -          Иерусалима - создать римскую колонию  с языческими   храмами,   а   на   месте разрушенного    Иерусалимского    храма воздвигнуть храм Юпитеру, и запретил обрезание.     Это распоряжение Адриана вызвало новое восстание (между 132 и 135 годами) под  руководством Бар-Кохбы, который провозгласил   себя   истинным   мессией, предсказанным всеми пророками. (Бар-Кохба -"сын звезды", был назван так потому, что раввинат - иудейские учителя – считал  его "звездой   от   Иакова"   (Числ. 24:17)   по пророчеству  Валаама.)  Однако  и  это восстание было подавлено, Бар-Кохба был изгнан из города и схвачен, а Иерусалим стал римским  городом Элия Капитолина, в который евреи могли  входить только под угрозой смерти. На месте же ,  где раньше стоял Иерусалимский храм, был воздвигнут храм Юпитеру. Когда еще восстание Бар-Кохбы имело временный успех, христиане Палестины жестоко страдали за отказ признать Бар-Кохбу мессией и за отказ  поклоняться ему, как мессии. Прочие евреи смотрели на них, как на национальных изменников, не желающих бороться за освобождение родины, но христиане не могли встать под знамена того, кто кощунственно называл себя мессией, ибо они знали, что единственным Мессией является Христос.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz