Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (НИКЕЙСКИЙ)

Ирина,       правительница       при несовершеннолетнем императоре Константине VI, будучи сторонницей иконопоклонения, решила начать непримиримую борьбу с иконоборчеством. Но начала это делать очень осторожно, вначале тщательно скрывая свои планы, выжидая удобного момента, когда можно будет нанести сокрушительный удар противникам иконопоклонения.

Только начиная с 787 года, она решила действовать открыто. В том же году она созвала в городе Никее вселенский собор, в котором приняли участие епископы восточной (православной)   церкви,   а   также   и представители   западной   (католической) церкви. Этот собор вошел в историю христианства под наименованием Седьмого вселенского собора (Никейского, 787 г.). Это последний вселенский собор, в котором приняли совместное участие представители западной и восточной церквей. Руководящее положение на соборе занимал патриарх константинопольский Тарасий - сторонник Ирины. Все епископы, которые были известны, как противники иконопоклонения, на собор допущены не были. Папе римскому было послано приглашение, но он сам лично не присутствовал,     а     послал     своего представителя, прочитавшего на соборе послание папы. В этом послании папа увещевал  вселенский  собор  "исправить незаконные  дела  их  предшественников восстановлением иконопочитания в церкви".

В заседаниях собора приняли участие около 350 человек. Было принято следующее решение: "Кроме досточтимого и живоносного Креста, должно помещать святые иконы, будут ли они в красках, из мозаики или из другого какого материала, в священных храмах Божиих,   на   освященных   сосудах   и облачениях, на стенах и досках, в домах и на улицах. Иконы, то есть изображения нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, пречистой Матери Божией, высокочтимых ангелов и всех святых должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить, однако не воздавая им поклонения, которое приличествует     одному     невидимому, непостижимому Богу. Все, кто этому древнему преданию   церкви   противодействуют   и стараются силою или хитростью снять какую-

либо икону, должны быть отлучены" (то есть исключены из церковного общества).

После Седьмого вселенского собора Ирина употребила всю свою власть для подавления  иконоборческих  взглядов  и настроений. Седьмым вселенским собором иконопочитание   было   утверждено,   как неотъемлемая форма христианства, и была произнесена     анафема     на     всех инакомыслящих. Активные иконоборцы стали подвергаться безжалостному гонению.

Однако иконоборцы на Востоке по-прежнему придерживались своих убеждений, и с     решением     Никейского     собора противостояние не завершилось. Императоры с 802 по 842 г.г. продолжали гонения на иконопоклонников. Лишь в 843 г., с приходом к власти Феодоры, которая управляла от имени малолетнего императора (842-856 г.г.) и вновь разрешила почитание икон, иконоборчество практически закончилось.

Иконопочитание   было   окончательно узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед ними свечи, молиться перед ними. Такую форму поклонения христианство  имеет  до   сего  дня   в католической и православной церквях. Но христиан, поклоняющихся Богу таким образом, никто не имеет права огульно называть идолопоклонниками.

Идолопоклонником можно назвать того христианина, который любит кого-либо или что-либо больше, чем Христа.

Апостол Павел пишет: "Все, что не по вере, грех" (Рим.14:23). Здесь выражение "не по вере" употреблено в смысле "не по убеждению". Человек, поступающий не по своим убеждениям, делает грех.  Если христианин, любящий Христа, искренне верит, что молиться Богу надо так, как его научили, а именно, на коленях перед иконой, то он поступает  по  своей  вере,   по  своим убеждениям. Христиане же протестанты, исходя  из  первохристианской  традиции, молятся Господу и прославляют Его, не прибегая к иконописи и к тем формам благочестия, которые были разработаны в более старых церквях Запада и Востока.

Главное - не формальная сторона религиозной практики, но живое устремление человеческих душ к Господу Иисусу Христу. И в   этом   сходятся   все   современные направления христианства.

ХРИСТИАНСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК БОНИФАЦИЙ

После распада Римской империи в пятом веке, на западе бывшей Римской империи образовался ряд королевств, во главе которых встали   предводители   так   называемых варварских племен, разгромивших римлян. Самым крупным королевством на западе бывшей Римской империи стало Франкское государство, основанное в конце пятого века предводителем племени франков Хлодвигом, который принял христианство.

В восьмом веке Франкское государство продолжало    оставаться    сильнейшим государством в Европе. Занимало оно в основном   территорию,   из   которой   в дальнейшем   выделились   Франция   и Германия.

Некоторые северогерманские племена еще  совсем   не  были  обращены   в христианство. Среди них работали отдельные христиане благовестники, но прочного успеха они не имели до появления Бонифация (680-755г.г.).

Бонифаций (в славяно-русской традиции -Вонифатий)    происходил   из   знатного англосаксонского рода. Первоначальное его имя Винфрид. Родители его желали, чтобы он избрал гражданскую службу, но на мальчика произвели сильное впечатление рассказы монахов, посещавших дом его отца. Через некоторое время он вступил в монастырь в Эксетере, из которого затем перешел в монастырь в Нутселе.

В монастыре обратили внимание на горячую ревность Бонифация; ему стали давать различные поручения. Бонифаций жаждал проповедовать Евангелие людям, которые о Христе никогда ничего не слышали. Оставив Британские острова, он отправился в Рим, где добился приема у папы Григория II благодаря    рекомендательному   письму, которое он имел с собой.

В 717 году Бонифаций получил от папы разрешение проповедовать Евангелие во Франкском        государстве        среди северогерманских племен, и папа дал ему рекомендательные письма к франкскому королю, франкским князьям и епископам. Бонифаций посетил Фрисландию и затем стал проповедовать в Гессене.

В 723 году Бонифаций вторично посетил Рим и дал клятву у гробницы апостола Петра твердо держаться уставов римской церкви. Папа римский возвел его в сан епископа. Возвратившись из Рима, Бонифаций особенно много потрудился в Тюрингии. Его проповеди о Христе коснулись многих сердец. Папа римский Григорий III, видя такое умножение паствы римской церкви, присвоил Бонифацию в 732 году звание архиепископа всей Германии и   дал   ему   полномочия   основывать епископства повсюду, где он сочтет нужным.

Бонифаций основал в Тюрингии школу для миссионеров, в которой воспитанников обучали не только богословию, но также земледелию и садоводству.

Папа поручил Бонифацию заняться, кроме германских земель, еще и Галлией (Францией). Епископы в Галлии до этого времени имели некоторую независимость от римского престола. Бонифаций, неоднократно принимавший участие в их совещаниях, побудил их вступить в более тесную связь с римским папой. С той поры галльские епископы при своем посвящении стали получать пастырский посох из Рима.

Римский папа видел в лице Бонифация ценнейшего для папского престола человека, укрепляющего власть папы и расширяющего границы влияния римской церкви. Бонифаций, несмотря на свою слишком прямолинейную, но исторически понятную приверженность Риму, в которой он был воспитан с детства, был человеком твердой веры в Иисуса Христа. Он не считался ни с какими трудностями и совершал   опасные   путешествия   для проповеди   Евангелия.   Благодаря   его самоотверженному служению, тысячи людей добровольно приняли крещение.

Проповеднические успехи  Бонифация приводили    в    неистовство    людей, продолжавших   ратовать   за   языческую религию. В 755 году, во время своего миссионерского путешествия в Фрисландию, он был убит вместе с некоторыми своими спутниками.

ОБРАЗОВАНИЕ ПАПСКОЙ ОБЛАСТИ В ИТАЛИИ (VIII ВЕК), НАЧАЛО СВЕТСКОГО ГОСПОДСТВА ПАПСТВА

Сразу после распада Римской империи в пятом веке римские папы с большой надежной стали  взирать  на  возникшее  сильное Франкское государство, тем более, что франкский король принял христианство. И действительно, в течение последних веков Франкское государство было сильной опорой для римского папского престола. Хотя Италия вместе с Римом и не входила в состав Франкского государства, но расположение франкских королей к папскому престолу заставляло руководителей других королевств с некоторой опаской смотреть на Рим и считаться с папой римским.

Под наблюдением и руководством папы римского   находились   все   епископы, служившие   на   территории   Франкского государства, как и вообще на территории всего Запада    бывшей    Римской    империи. Выдающийся миссионер Бонифаций не только проповедовал    Евангелие    германским племенам, но и укреплял связи всех франкских епископов с Римом, делая их более тесными.

В это время на франкском престоле был слабый и неспособный король Хильд ерих III, фактически вся власть была в руках его ближайшего сановника Пипина, который был выдающимся   полководцем   и   опытным государственным  деятелем.   С   полного согласия папы римского Захария, Пипин в 752 году сверг Хильдериха III и провозгласил себя королем Франкского государства. Король Хильдерих был насильно пострижен в монахи и заперт в монастыре. Перед этим Пипин тайно посылал Бонифация в Рим, чтобы задать   папе   вопрос:   "Дозволяет   ли божественный    закон    храброму    и воинственному народу лишить престола слабоумного и ленивого монарха, который выказал себя неспособным к отправлению королевских функций, и вознести на его место того, кто достоин трона и совершил уже много услуг государству?". От папы Бонифаций привез Пипину краткий ответ: "Тот, кто законно обладает королевской властью, может также законно принять и королевский титул".

В 752 году Пипин был коронован на франкский престол. Папа римский поручил коронацию совершить архиепископу Германии Бонифацию, выразив ему этим особое уважение за его успешное служение среди германских племен. Бонифаций совершил коронацию с участием многих епископов, помазав благоухающим миром Пипина. Затем, по франкскому обычаю, Пипин был поднят на щите и при ликующих криках народа провозглашен королем франков. Он стал основателем династии Каролингов. (Через три года  после  этого коронования  Пипина архиепископ Бонифаций был убит во время своего благовестнического путешествия.)

Пипин в награду за услугу, которую папа оказал ему, через три года после своего восшествия на престол, с сильным войском перешел через горы Альпы, вторгся в Италию и захватил Рим, который после завоевания византийского  императора  Юстиниана  в шестом веке находился под контролем Византии. Пипин создал в Италии так называемую Папскую область во главе с Римом.   Эта   Папская   область   стала независимым государством внутри Италии.

Главой этого государства был объявлен римский папа. Таким образом было положено начало светскому господству папства.

В то время Северной Италией владело племя лангобардов, вторгшееся туда в пятом веке во время нашествия варварских племен. Когда Пипин со своим войском ушел из Рима, король лангобардов Айстульф напал на Папскую область. Папа Стефан II обратился за помощью к своему защитнику Пипину.

Называя себя преемником апостола Петра, папа взял на себя дерзость писать Пипину и его сыновьям от имени апостола Петра.

Письмо возымело действие. Пипин со своим    войском    приготовился    вновь вторгнуться в Италию. Перепуганный король лангобардов   Айстульф,   не   дожидаясь вторжения .франков, поспешил папе римскому отдать так называемую Папскую область, дарованную   папе   Пипином.   Византия претендовала на Северную Италию, но, не решаясь связываться с сильным Франкским государством, отступила. Пипин объявил византийским послам, что он вел войну только для того, чтобы выразить благоговение святому апостолу Петру и что он по праву завоевателя дарит все преемнику апостола Петра - римскому папе. С этого времени византийские императоры потеряли контроль над лангобардами и вообще над Италией.

Пипин умер в 768 году. Королем стал его сын Карл, который затем, с 800 года, после своих завоеваний, стал римским императором. В историю он вошел под именем Карла Великого. Царствование его продолжалось около 50 лет.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВОСЬМОМ ВЕКЕ НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ

По всему Западу с самого начала при богослужениях употреблялся латинский язык, то есть язык, на котором говорили римляне. Поскольку этот язык понимали почти все жители западных провинций бывшей Римской империи, то не было никакой необходимости переводить богослужения на другой язык. После вторжения так называемых варварских племен, латинский язык долгое время продолжал оставаться на Западе языком высшей  цивилизации.  Диалекты  латыни продолжали оставаться разговорным языком значительной части населения Западной Европы. На латинском языке все народы Запада вели официальные отношения. Он был устойчивым языком, в то время как наречия варварских племен быстро подвергались изменениям.

В Византии богослужения совершались на греческом языке, который был официальным языком Византийской империи. В Египте, отторгнутом    арабами    от    Византии, богослужения совершались на коптском языке, в Сирии, также отторгнутой от Византии, - на сирийском языке.

Широкое развитие как в западной, так и в восточной церквях к восьмому веку получило хоровое пение. С восьмого века в западной церкви при богослужениях стали постепенно использоваться органы. К концу десятого века они   получили   уже   более   широкое распространение.

С седьмого столетия как на Западе, так и на Востоке, для большей торжественности стали употребляться колокола на храмах, и в восьмом веке почти все христианские храмы имели колокола, за исключением храмов в Египте, Сирии, Палестине, где мусульмане не терпели звона колоколов.

К восьмому веку в западной церкви стало весьма укореняться учение о "чистилище". Еще в третьем веке выдающийся богослов Ориген высказал мысль, что в конечном итоге все люди спасутся. По мнению Оригена, выражение   "вечное   мучение"   следует понимать в смысле мучения на протяжении чрезвычайно большого промежутка времени "Бог, Который есть любовь, в конечном счете должен каждую душу привести под лучи Своей любви", - учил Ориген. Ад, по мнению Оригена, является методом перевоспитания людей. Измучившись в течение определенного промежутка времени во тьме страшной скорби, печали и угрызений совести, они всеми мыслями возмечтают о царстве вечного света. В огне осуждения совести сгорят все идолы их сердец.

Мысли Оригена об очистительном огне разделял и другой выдающийся богослов -Августин, трудившийся в пятом веке. К восьмому веку некоторые богословы Западной церкви взглядам Оригена и Августина придали совсем иную форму. Они стали учить о так называемом "чистилище". По их учению, праведники сразу идут в рай, абсолютные грешники сразу отправляются в ад, а остальные - т.е. большинство прошедших земную жизнь людей - должны пройти через очистительный огонь "чистилища", которое является промежуточным местом между раем и адом. Каждая душа пробудет в "чистилище" столько времени, сколько необходимо для очищения ее от грехов.

Здесь католические богословы разошлись во  мнениях.  Одни  из  них  понимали очистительный огонь в символическом смысле как угрызения совести, другие огонь понимали в буквальном смысле. На рубеже шестого и седьмого веков папа Григорий 1 высказывал мысли о "чистилище" и требовал, чтобы их возвели  в догмат.  К  восьмому веку католические богословы стали учить, что при помощи  молитвы  за   умерших  можно обеспечить их более быстрый переход из "чистилища" в рай. В храмах с этой целью стали совершаться особые заупокойные службы,   которые   сделались   обильным источником дохода для духовенства.

Однако в Священном Писании нет непосредственных указаний на существование "чистилища", а говорится только о рае и о аде.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz