Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ХРИСТИАНЕ В ЧЕТВЕРТОМ ВЕКЕ

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИЕЙ В КОНЦЕ III ВЕКА

Прежде чем приступить к изложению положения христиан в четвертом веке, следует вспомнить события последних двух десятилетий третьего века. В 284 году на римский престол взошел Диоклетиан. Он взял курс на авторитарное  правление (по типу восточных деспотий) и, чтобы удержать власть и контроль над множеством провинций обширной империи,  принял в качестве соправителей Максимиана с титулом августа, Галерия и Констанция с титулом кесарей. Таким образом была установлена новая форма  администрации  -  коллегиальное управление империей. Диоклетиан пытался обеспечить развитие греко-римской культуры. Христианство, по его мнению, представляло угрозу этой культуре, и он решил избавиться от него.

Из     соправителей     Диоклетиана враждебными по отношению к христианам были Максимиан и Галерий, а Констанций относился к ним сочувственно. Гонение на христиан при Диоклетиане характерно тем, что оно было всеобщим, охватывающим сразу всю империю. Хотя Констанций и относился к христианам сочувственно, но он не решался открыто выступить против гонений на них. Констанций    показал    себя    хорошим полководцем, совершив победоносный поход против пограничных с Римской империей племен Шотландии - пиктов. В этом походе с ним был его сын.

РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Император Константин (274-337г.г.) был незаконным сыном римского полководца Констанция и красивой,  освобожденной из рабства, христианки с Востока по имени Елена.

Годы своей юности Константин провел при дворе Диоклетиана. Он был свидетелем обнародования всех императорских эдиктов (указов) против христиан и всех ужасов гонений, последовавших за этими эдиктами. Затем он тайно, против воли Диоклетиана, бежал к своему отцу в Британию.

В 305 году Диоклетиан, напуганный народными    волнениями,    стихийными бедствиями, голодом и эпидемиями, отрекся от престола Его примеру последовал и Максимиан. Власть в империи перешла в руки Галерия и Констанция. Галерий вскоре умер, вслед за ним в 306 году умер и Констанций. Римские войска в Британии провозгласили сына  Констанция   Константина  римским императором. Поддержал Константина и престарелый Максимиан, хотя и отказавшийся от власти вместе с Диоклетианом, но при этом не   утративший   своего   влияния   на государственные дела. Однако у Константина нашлось пять соперников, которые тоже претендовали    на    римский    престол. Разгорелась ожесточенная борьба за трон, подобную которой трудно найти на страницах истории.

Константин превзошел своих соперников мудростью и военными способностями. В 312 году, через шесть лет  после своего провозглашения римским императором, он двинулся со своим войском на Рим. Этот поход был предпринят против его соперника Максентия. Константину было известно, что Максентий, готовясь к решающему сражению, совершал положенные языческие церемонии и,  принеся  жертвы  языческим  богам, обращался за советами к языческим жрецам. Константин тоже был язычником, но втайне сочувствовал христианам, о которых слышал много хорошего и от отца своего Констанция и от матери своей Елены, да и сам он имел возможность видеть христиан во время их тяжелых испытаний. В сердце Константина закралось сомнение в могуществе языческих богов.

И вот однажды он якобы увидел на небе яркое сияние, которое через мгновение приняло форму креста и надписи на нем: "Сим победишь!" В тот же день во сне он, по его словам, увидел человека, в руке которого был опять тот же знак, показанный в видении. Проснувшись, Константин решил, что во сне он видел   Самого   Спасителя,    Которому поклоняются христиане. Призвав золотых дел мастеров, он приказал сделать изображение креста, дабы отныне изображение было императорским знаменем.

ЗНАМЯ КОНСТАНТИНА

В четвертом веке трудился Евсевий -первый христианский историк (родился он в 263 году, умер в 340 году), перу которого принадлежит много трудов. Евсевий лично видел это знамя Константина. По словам Евсевия, длинная рукоятка была покрыта золотом.   На   верхушке   был   венец, составленный из золота и драгоценных камней, в венце был изображен знак креста с начальными буквами имени Спасителя. Под этим венцом находился портрет молодого императора из золота, а под ним перекладина, с   которой   спускался   четырехугольный пурпурный флаг, окаймленный драгоценными камнями.   Это   знамя   было   названо императорской хоругвью. Константин приказал носить его впереди войска. Были выделены пятьдесят человек для охраны знамени.

Вскоре войска Константина встретились с войсками    его   соперника    Максентия. Константин одержал победу, войска Максентия были разбиты, а сам он на другое утро был найден мертвым в реке Тибре. Победоносно вошел Константин в Рим, повелев нести пред собой отрубленную голову Максентия.

ЗАБОТА О ЛИЧНОЙ СЛАВЕ

Было ли у Константина  истинное обращение ко Христу? На сей счет существуют различные мнения. Но есть и такое мнение, что у него суеверный страх перед языческими богами уступил место суеверному страху перед Христом. Войдя в Рим, Константин прежде всего позаботился о том, чтобы его статуя была воздвигнута в городе с изображением креста в руке. Здесь явно видно его желание прославить в первую очередь свою собственную персону и уже между прочим отметить, что в победе ему помог тот Бог, Которому поклоняются христиане.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ КОНСТАНТИНА

Расправившись   со   своим   главным соперником   Максентием,   честолюбивый Константин затем одержал победу и над другими   соперниками,    став    единым императором великой Римской империи. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, направленные против христиан.

Константин   надеялся   использовать христианство как средство для исцеления ран, нанесенных     империи     за     годы непрекращающихся гражданских войн. Для объединения   империи   он   попытался использовать Церковь. Он понимал, что именно Церковь может стать таким центром объединения   и   спасения   империи   и классической культуры. Вероятнее всего, благожелательное отношение Константина к Церкви определялось выгодой, так как известные нам исторические факты говорят о том, что Константин в те годы был далек от истины. Его статуя стояла в языческом капище среди языческих богов, и он ее оттуда не удалял. Он был грубый, бесцеремонный и властолюбивый человек. В течение своей жизни он истребил почти  всех своих родственников. Убил он и свою жену Фаусту и сына Крисла, подозревая их в заговоре. Хотя он и называл себя христианином, но в то же время сохранял за собой титул Верховного понтифика, главного языческого священника государства. Крещение Константин принял только 337 году, перед самой смертью.

ОФИЦИАЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ С РИМСКИМ ГОСУДАРСТВОМ

В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией,  руководимой   императором. Суеверный Константин совершил этот шаг в надежде, что христианский Бог, в силе Которого он убедился, поможет ему в битвах за обладание всем миром. Боялся Константин прогневить и языческих жрецов, ибо все его эдикты в отношении христиан были вначале очень осторожны. Но чем дальше, тем больше он оказывал предпочтение христианству. Из своей казны он сделал много пожертвований на строительство христианских храмов. Он издал несколько эдиктов, которые вернули Церкви конфискованное ранее имущество, обеспечили     материальную     помощь государства, запрещали гадания и ввели День Солнца (так называлось воскресенье в то время) как день отдыха и поклонения. Более того, Константин выступал в роли судьи в богословских спорах. Он окружил себя христианскими епископами, они сопровождали его и на войне, и в путешествиях.

Если уже во втором и третьем веках наблюдались     некоторые     уклонения христианской церкви от первохристианства, то со времен Константина эти тенденции усилились. Численно христианские общины стали быстро расти, но духовный их уровень во многих отношениях падал. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа. Современник Константина историк Евсевий рассказывает, что один из епископов в лести императору зашел так далеко, что даже вызвал укор самого императора, который был вынужден прервать его.

Константин фактически руководил всем епископатом христианской церкви, без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Он освободил из тюрем и рудников всех   христиан,    возвратил    им    их конфискованное имущество. Он обещал почетные должности всем тем, кто примет христианство. Ради выгоды многие римские чиновники и офицеры стали объявлять себя христианами, оставаясь в сердце своем язычниками.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ В ХРИСТИАНСТВО

Император Константин, чем дальше, тем больше и больше давал власть в руки епископов, рассматривая их как своих ближайших  чиновников.   На   язычников оказывалось все большее давление, с целью заставить их перейти  в христианство. Постепенно Константин подходил к такому моменту, когда он намеревался одним росчерком пера всех подданных Римской империи   в   административном   порядке зачислить в христианство.

Окидывая мысленным взором путь, проделанный Церковью, можно сказать, что христианство    действительно    подняло моральный статус государства, общество признало   достоинство   женщин,   были отменены гладиаторские бои, труд рабов сделался    намного    легче,    римское законодательство стало более справедливым, а процесс благовестия ускорился.

Однако   Церковь   обнаружила,   что, несмотря на все преимущества, сближение с государством имело и минусы. Правительство, в обмен на признание Церкви и помощь ей, присвоило себе  право вмешиваться в духовные и богословские дела. Константин стал судьей при выяснении церковных разногласий, хотя он был лишь правителем империи. Церковь, получив власть, довольно часто сама стала  выступать  в роли преследователя язычников, действуя так же, как языческие власти в свое время поступали по отношению к христианам.

Итак, христианство при Константине -религия победившая, торжествующая. С одной стороны, мы наблюдаем: христиане выпущены из тюрем, гонений на них больше нет, но с другой   стороны,   христианские   храмы заполняют люди, весьма далекие от Христа, люди, внутренне остающиеся язычниками. Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые своей жизнью ничем не отличались от язычников.

Но будем помнить, что и во времена Константина, когда в основной своей массе христианство переживало великое падение, были любящие Христа души. Эти верные ученики Христовы и являются Его Церковью, которую, по обетованию Христа, врата ада не одолеют (Матф. 16:18).

ДОНАТИСТСКИЙ СПОР

Во времена Константина в Церкви возникли два больших спора, на которых следует   остановиться.   Прежде   всего поговорим о споре донатистов. После смерти епископа Карфагенского  Менсурия было созвано совещание близживущих епископов и некоторых пресвитеров для избрания нового епископа Карфагенского. Пресвитеры Ботр и Целесий, каждый для себя, жаждали получить кафедру   епископа   Карфагенского.   Но епископом   Карфагенским   был   избран уважаемый диакон Цецилиан. Ботр и Целесий возглавили оппозицию Цецилиану.

В конфликт вмешался епископ Донат, созвавший   церковное   совещание   из семидесяти    человек    и    объявивший посвящение   Цецилиана    в    епископы незаконным на том основании, что Цецилиана посвящал епископ Феликс, который во время гонений, ради спасения своей жизни, выдал гонителям церковные книги и имущество. Донат утверждал, что Феликс совершил непростительный грех и поэтому не имеет права совершать рукоположение. Цецилиан отказался признать решение этого собрания, возглавляемого Донатом. Тогда Донат со своими сторонниками заявили о выходе из общей церкви и о том, что они теперь представляют из себя особую, истинную церковь. Они избрали епископом Майорина, а после его смерти в 313г. епископом стал Донат. Цецилиан и другие епископы объявили Доната и его  сторонников  сектантами, отделившимися   от   истинной   всеобщей христианской Церкви.

Слух об этом дошел до императора Константина. По его указанию в 313 году в Риме был назначен собор из двадцати епископов. Решение состоялось в пользу Цецилиана, который призвал Доната к примирению и соединению. Но донатисты отвергли  это  предложение  и  просили Константина еще раз пересмотреть дело с привлечением епископов из Африки, Италии, Сицилии и других мест. В 314 году Константин повелел для рассмотрения этого дела созвать епископов из различных римских провинций. Это было самое большое собрание епископов, до сих пор такого собрания еще не было. Решение снова было в пользу Цецилиана.

Донатисты просили императора в третий раз рассмотреть их дело и хотели, чтобы Константин лично вынес решение. В 316 году Константин еще раз единолично рассмотрел дело и подтвердил решение в пользу Цецилиана. Он предпринял ряд репрессивных мер против донатистов, но затем сказал, что представляет это дело суду Божию. На этом конфликт не кончился. К донатистам примкнул и ряд других епископов.

Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала на протяжении трех столетий. Она возникла не на почве расхождения в учении, не на почве каких-либо других важных вопросов, а только на почве несогласия  с  избранием   Карфагенского епископа. Если бы у епископов было должное христианское смирение, любовь и стремление к миру, то они не стали бы из-за этого раздувать конфликт, который длился три столетия.

АРИАНСТВО

Не малую смуту принесло и арианство. Арий (250-ЗЗб г.г.) был родом из Ливии. По описанию, он был человеком строгой жизни и серьезной наружности. Но за этой внешностью скрывалось   тщеславие   и   честолюбие. Арианство было продолжением гностицизма, о котором мы ранее говорили. Арий, как и гностики, отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший  из сотворенных Богом существ. Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве. "Безбожный Арий, - воскликнул он, - ты, предтеча антихриста, осмелился высказать хулу против божественного Спасителя".

Учение Ария было осуждено, а сам он отлучен от церкви, как еретик. Церковный историк Евсевий частично соглашался с Арием, между ними была оживленная переписка. У Ария нашлось вскоре много сторонников.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР (325 Г.)

В  этот спор вмешался император Константин, думавший, что его присутствие и власть  способны  избавить  церковь  от внутренних раздоров. Константин написал письмо Александру и Арию, в котором осуждал их спор о "бесполезных вопросах". Константин послал в Египет епископа Хосия с особым поручением - устранить спор. Но Александр и Арий   отказались   выслушать   увещание посланца   самого   императора.   Тогда Константин решил глубже вникнуть в суть спора. Он принял решение создать совещание всех епископов Римской империи. В июне 325 года в городе Никее, в Вифании, собрался Первый вселенский собор,  на  котором присутствовало триста восемьдесят епископов и, кроме того, много пресвитеров и диаконов. Историк Евсевий, также присутствовавший на этом соборе, пишет: "Цвет духовенства от бесчисленных общин Европы, Африки и Азии находился теперь в сборе". Это было совершенно необычное зрелище и для самих епископов. Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. А теперь они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствует на их собрании, какого еще никогда не было. Здесь были буквально все епископы, из всех частей Римской империи. Тот факт, что председательское место на собрании занимал император, говорит о полном подчинении христианской Церкви римскому императору. Участник этого собрания, историк Евсевий пишет, что все епископы, пресвитеры и диаконы, затаив дыхание, ждали  появления  императора. Наконец он вошел в зал. Его одежда была украшена золотом и драгоценными камнями. Все собрание поднялось с мест при его входе. Он подошел к золотому, приготовленному для него креслу. После того, как пропели хвалебную песнь императору, он начал свою речь. Собор продолжался больше двух месяцев, и Константин присутствовал на большей части заседаний, а также лично знакомился со многими епископами.

ДИАКОН АФАНАСИЙ

Внимание всех участников собора привлек молодой диакон Афанасий, ставший затем в скором    времени    епископом.    После выступления вызванного на собор Ария, слово взял Афанасий. Его выступление было в силе Духа Святого. Опираясь только на Слово Божие, Афанасий ярко и убедительно доказал ересь Ария, его устами как бы сказал Сам Господь Свое слово на этом соборе.

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

На соборе был составлен краткий символ веры, в котором было подчеркнуто, что Бог един в трех лицах. Этот, так называемый "Никейский символ веры", был подписан всеми собравшимися епископами, за исключением нескольких ариан. Одобрил решение собора и император Константин, заявивший при этом, что он отправит в ссылку всех, кто не подчинится этим решениям. Как только ариане услышали это, они поспешили согласиться с символом веры, принятом на этом Никейском вселенском соборе. Только два епископа -Секунд и Феона, египтяне по происхождению, вместе с Арием продолжали отстаивать его взгляды.  Все трое были  по  приказу Константина выселены в Иллирию.

Кроме арианского вопроса, на этом вселенском соборе решались и некоторые другие, менее важные вопросы. Собором заинтересовались и языческие философы, некоторые из них приехали в Никею и беседовали с христианскими епископами. По окончании  заседаний  собора  император Константин   устроил   для   христианских епископов великое пиршество. Однако вскоре после   Никейского   собора,   настроение Константина в отношении Ария изменилось.

В 327 году Константин вдруг усомнился в правильности решения Никейского собора. Он приказал вернуть Ария из ссылки и вызвал его к себе для беседы. Испугавшийся Арий, не ожидавший ничего доброго от этого вызова к императору, заявил, что он согласен с учением о Боге Отце, Сыне и Духе Святом. Удовлетворившись этим ответом, Константин вернул из ссылки и друзей Ария. Но Арий и его друзья стали опять, где это было возможно, высказывать свои прежние взгляды.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ - СТОЛИЦА КОНСТАНТИНА

В 326 году, через год после Первого вселенского собора, император Константин повелел на месте древнегреческой колонии Византии, на берегу Босфора, у выхода в Мраморное    море    заложить    город Константинополь. В 330 году Константин перенес в Константинополь свою столицу из Рима. В наши дни Константинополь является крупным турецким городом.

ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОТИВ АФАНАСИЯ

В 326 году выступавший в силе Духа Святого на Никейском вселенском соборе Афанасий был единодушно возведен в Александрии в епископский сан. Ему в то время было тридцать лет. Сначала он отказался от этого назначения, его смущал тот почет,  каким  во  времена  Константина сопровождалось епископское служение. Но он уступил   горячим   просьбам   христиан Александрии и принял служение, которое продолжалось около пятидесяти лет. До своего последнего часа он твердо защищал решение Никейского собора по арианскому вопросу. Афанасий искренне любил Христа и посвятил служению Ему всю жизнь. Он пользовался большой любовью рядовых христиан.  Но тайные сторонники    Ария старались    плести вокруг Афанасия свои интриги.

Никомидийский епископ Евсевий пытался уговорить епископа Афанасия восстановить Ария   на   пресвитерское   служение   в Александрии,  где  он  и  раньше  был пресвитером. Но Афанасий, зная, что Арий продолжает оставаться в своих заблуждениях, отказался восстановить его в служении. Тогда Никомидийский епископ обратился с просьбой к императору Константину воздействовать на епископа Афанасия. Константин написал Афанасию, что если он немедленно не восстановит Ария, то будет отстранен от своей должности и отправлен в ссылку. Афанасий ответил Константину, что церковь должна сама решать,   кого   поставить   пресвитером. Константин отправил Афанасия в ссылку. Сторонники Ария и Никомидийский епископ Евсевий тем временем писали на Афанасия новые доносы  императору  Константину. Император вызвал к себе Афанасия для беседы. На Константина Афанасий произвел очень сильное впечатление, он назвал его человеком Божиим, а его врагов - виновниками смятения и споров. Но это впечатление Константина         было         весьма непродолжительным.     Побеседовав     с Никомидийским епископом Евсевием, он опять склонился на его сторону.

В 334 году Афанасию было приказано явиться на собрание епископов в город Кесарию. Однако Афанасий заявил, что не явится на этот суд, поскольку он состоит исключительно из сторонников Ария и Никомидийского епископа. В следующем году император Константин назначил собрание епископов в Тире и предложил Афанасию явиться   на   этот   суд,   на   котором присутствовало более ста епископов, и была создана   специальная    комиссия   для расследования обвинений, выдвинутых против Афанасия. А обвинение против него было выдвинуто самое дикое.  Клеветники  и лжесвидетели уверяли, что Афанасий якобы убил епископа Арсения, отрубил ему руку, чтобы употребить ее для волшебства. Отрубленная рука фигурировала на этом суде как вещественное доказательство. Афанасий и его друзья уже заранее знали, в чем его будут обвинять, и приготовились к тому, чтобы разоблачить это обвинение. Бог был с Афанасием и его друзьями. Афанасий, обращаясь к присутствующим, спросил: "Знал ли из вас кто-либо епископа Арсения?" Оказалось, что многие его знали в лицо. Тогда он попросил своих друзей ввести в зал человека, который был окутан длинной мантией. Подойдя к нему, Афанасий опустил мантию с его лица. Гул прокатился по залу. Многие узнали епископа Арсения. Афанасии еще больше опустил мантию, и все увидели целые и невредимые руки Арсения. Хотя ариане употребили все усилия, чтобы скрыть Арсения, друзья Афанасия его разыскали и доставили в зал суда. Так потерпела крах эта гнусная провокация.

Но ариане не унимались. Они убедили Константина    вызвать    Афанасия    в Константинополь, чтобы он там оправдался в присутствии  самого  императора.  Против Афанасия было выдвинуто новое обвинение, будто  он  агитировал  за  задержку  в Александрийской гавани кораблей с хлебом, предназначенных для Константинополя, и этим хотел вызвать голод в новой столице. Константин не разобрался должным образом в этом деле и отправил Афанасия в ссылку, а Ария приказал восстановить на пресвитерское служение в Александрии. Но Господь судил иначе. Арий скоропостижно умер.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ КОНСТАНТИНА

Через год после смерти Ария, в 337 году, умер и император Константин. Почувствовав приближение   смерти,   он   послал   за несколькими   епископами   с   просьбой преподать ему крещение, которое ему и преподал Евсевий - епископ Никомидийский, сторонник   Ария.   Принимая   крещение, Константин заявил, что если Бог продлит ему жизнь, то он никогда больше не оденет императорской мантии. Он не дал с себя снять белые одежды, в которых принимал крещение, и так и умер в этих одеждах вскоре после крещения. Было ли искренним это покаяние Константина? Об этом может судить только Бог, и об этом мы узнаем только в вечности.

КОНСТАНЦИЙ - ГЛАВА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

После смерти Константина, которому присвоили   имя   Константина   Великого, правление Римской империей унаследовали три сына: Константин, Констанций и Констанц. Назначенные еще своим отцом кесарями, они после его смерти поделили всю империю между собой. Константин получил Галлию, Испанию и Британию, Констанций - азиатские провинции со столицей Константинополем, а Констанц - Италию и Африку. Все трое именовали себя христианами, но были весьма далеки от Христа. Свое правление они начали с  того,  что  убили   некоторых  своих родственников, которые, по их мнению, могли претендовать на престол.

Константин-младший вернул из ссылки Афанасия, куда его отправил Константин Великий. Затем, в 340 году, он вторгся во владения своего брата Констанца и был убит его солдатами. Констанц после этого прибрал к рукам владения Константина-младшего и стал правителем двух третей  Римской империи. Он был сторонником решений Никейского собора, а брат его Констанций, стоявший во главе одной трети Римской империи,   был   последователем   Ария. Началась   религиозная    война    между Констанцем и Констанцием. Каждый из них (на своей территории) устраивал соборы, при этом оба вмешивались в заседания этих соборов. После смерти Констанца в 350 году вся Римская империя была объединена под главенством Констанция.

Констанций, подобно своему отцу, не принимал крещения почти до самой смерти. Встав во главе всей Римской империи, он задумал  отомстить  Афанасию  за  его непримиримое отношение к арианству. Убрать Афанасия он не решался, ибо тот завоевал уважение  у  многих христиан,   но  он поддерживал и раздувал против Афанасия интриги, которые затевали сторонники Ария.

КОНСТАНЦИЙ ПРОТИВ АФАНАСИЯ

В 353 году, по указанию Констанция, состоялся собор епископов  в Арелате (нынешний Арль) и в 355 году - в Милане, на который собралось более трехсот епископов. Заседания этих соборов велись в присутствии императора Констанция и его многочисленной стражи. На этих соборах стоял вопрос о епископе   Афанасии.   Друзья   Афанасия мужественно защищали его и говорили, что собор неправомочен рассматривать вопрос об Афанасии, поскольку сам Афанасий не вызван на собор и, таким образом, лишен права выступить в свою защиту. Однако давление со стороны императора сделало свое дело. Афанасий опять был смещен с кафедры епископа Александрийского якобы за свое враждебное    отношение    к    римскому императору. Начались аресты тех, кто на этих соборах   особенно   усиленно   защищал Афанасия. Сам Афанасий нашел убежище в пустынях Египта.

СМЕРТЬ КОНСТАНЦИЯ

Император Констанций, сторонник ариан, умер в 361 году. Подобно своему отцу Константину Великому, он принял крещение пред самой смертью. Со смертью Констанция кончились благоприятные для ариан дни.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz