Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (ХАЛКИДОНСКИЙ)

Вскоре умер император Феодосии II, престол занял Маркиан. По указу нового императора был созван в 451 году новый собор в Халкидоне, который вошел в историю христианства как Четвертый вселенский собор (Халкидо некий). Этот собор осудил учение Евтихия, а также осудил патриарха Диоскора за его насилие, проявленное им при созыве "разбойничьего" собора в Ефесе. Большую роль на Халкидонском соборе играл римский папа Лев I.

Вернувшийся с собора из Халкидона монах Феодосии поднял в Иерусалиме мятеж в защиту осужденного учения Евтихия. После подавления мятежа Феодосии бежал на Синай, где продолжал отстаивать учение Евтихия. Евтихиане (монофизиты) еще долгое время вели упорную борьбу против идей собора.         Некоторые         весьма высокопоставленные лица поддерживали их. О судьбе самого Евтихия ничего достоверно не известно.

ВОЗВЫШЕНИЕ РИМСКОГО ПАТРИАРХАТА

По мере того, как распространялось христианство,  умножался  управленческий аппарат христианской церкви. Если в первом веке были только диаконы, пресвитеры, епископы, то затем появились архиепископы, т.е. старшие епископы, которые наблюдали за рядом    епископов.    Затем    появились митрополиты - еще более старшие епископы, которые были в особо крупных городах и вели наблюдение за многими областями. Епископы же таких крупнейших исторических городов, как Александрия, Антиохия,  Иерусалим, Константинополь и Рим стали именоваться патриархами или папами. Они разделили между собой сферу руководства христианской церковью по всей империи. Таким образом, к пятому веку в христианской церкви сложилось пять патриаршеств (или патриархатов). Из всех    пяти    патриархов    первенством пользовался римский патриарх; второе место занял Константинопольский патриарх.

Римский патриархат особенно возвысился при папе римском Льве I, названном Великим. На римскую папскую кафедру он взошел в 440 году и занимал ее 21 год. Особый упор он делал на то, что апостол Петр был первым руководителем римской общины. Лев I любил подчеркивать, что римские епископы являются преемниками апостола Петра.

Вспомним разговор Христа с Петром: "Он [Христос] говорит им [ученикам Своим]: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему. в ответ:

блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Матф.16:15-19). Как же правильно понимать эти слова? Не Петр является фундаментом Церкви, а только Христос (1Kop.3-.11). В каком же тогда смысле Христос назвал Петра камнем? А в том смысле, что Петр высказал свою твердую как камень веру во Христа. И вот Христос и говорит, что на такой твердой вере во Христа и должна строиться Церковь Христова. Только человек, имеющий такую твердую веру во Христа, может быть участником строительства Церкви Христовой, которую не одолеют врата ада. Своей проповедью о Христе такой проповедник с твердой верой может творить великие дела для Царства Божия. И небо, т.е. Христос, будет утверждать действия такого Своего служителя, приносящие пользу для Царства Божия.

Однако папа Лев I истолковал это место Писания по-своему. Он говорил: "Апостол Петр был назван камнем, и это название определяет его как фундамент... Братья (т.е. другие патриархи) из этого могут познать, что он (т.е. римский патриарх) есть первый между всеми епископами, и что Христос, Который никому не отказывает в Своих дарах, все-таки сообщает их только через его посредство". Это утверждение Льва I взяли в основу своей деятельности все последующие римские папы. Всю свою деятельность, всю свою политику Лев I направлял именно к достижению этой цели - возвысить римский патриархат над другими      четырьмя      патриархатами христианской церкви.

Надо отметить, что восточная часть христианской церкви отчасти подорвала свой авторитет   продолжительными   спорами.

Арианство,   пелагианство,   несторианство, евтихианство - все это процветало, главным образом, на территории четырех восточных патриархатов   христианской   церкви.   В западном патриархате, находившемся под руководством римского папы, было гораздо спокойнее. Из всех этих лжеучений там только ариане сумели кое-где пустить корни. И в этом папа видел особое благоволение Божие к преемникам апостола Петра. Лев 1 был ревностным гонителем всех еретиков, и если таковые оказывались на территории римского патриархата, то к ним применялись самые беспощадные меры.

Имя Льва 1 стало особенно популярным в римском государстве после того, как он с твердой верой и молитвой бесстрашно вышел навстречу Атилле, вождю гуннов, который вторгся в Италию и подошел к безоружному Риму, намереваясь сравнять его с землей. И произошло то, чего никто не ожидал. Атилла отступил на некоторое время от Рима, город на этот раз был сохранен от резни и разграбления.

Умер папа Лев 1 в 461 году.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ИМПЕРИИ

В пятом веке произошло падение Западной империи, т.е. западной части бывшей    Великой   Римской   империи. Варварские племена во второй половине пятого века полностью захватили северную Африку, изгнав оттуда римлян и подчинив себе остатки римского населения. Потеряв Африку, римляне лишились значительной части своих доходов. Им также пришлось уйти из Британии. Галлия и Испания постепенно захватывались варварами различных племен. Среди этих племен встречались христиане, главным образом арианского направления. Имеется сказание о том, что в начале пятого века среди племени пиктов в Шотландии трудился христианский миссионер Ниниан. В Ирландии,   среди   ирландских   племен, христианство проповедовал Патрик. Он был взят в плен и, находясь в плену, возвещал о Христе. Следует отметить, что еще в третьем веке большое число жителей римских провинций было взято в плен готами. Среди этих пленных людей  оказалось много христиан. Очутившись в плену, они стали миссионерами среди варваров.

Итак, среди так называемых варварских племен встречались христиане. Но основная масса варваров была язычниками. Они отличались дикой жестокостью. Собственно говоря, их потому и называли варварами, ибо слово "варвар" означает "грубый". Одно из варварских германских племен, именуемое вандалами, во второй половине пятого века целиком захватило всю Италию, заняло Рим и произвело великое опустошение, не щадя никакие культурные ценности и памятники искусства. С тех пор словом "вандализм" называют   проявление   подобной   дикой жестокости.

Страшный ураган налетел на запад Римской  империи,  в  прах' разлетелся железный скипетр римского императора. Вся территория  Западной  Римской  империи оказалась  разделенной  между  разными племенами: готами, гуннами, вандалами, франками,    бургундами    и    другими. Христианская церковь не пострадала и показала в тяжелых испытаниях свое великое преимущество перед язычеством.

Вторгшиеся варвары стали довольно быстро обращаться в христианство. Чем можно объяснить такое быстрое обращение? Во-первых, тем, что языческая религия не давала удовлетворения, и люди искали чего-то лучшего. Во-вторых, тем, что на темном фоне испытаний многие христиане засветили светом Христа.

Большое значение сыграло обращение в христианство Хлодвига, предводителя племен франков, живших на севере Галлии. Это является одним из важнейших событий конца пятого века. В то время, когда варварские племена, в том числе и франки, бурной лавиной наводнили всю Западную империю, Хлодвиг был язычником, а жена его Клотильда была уже христианкой. Долгое время она безуспешно пыталась побудить мужа к принятию христианства.

Хлодвиг обратился к Тому Самому Богу, Которому молилась его жена, когда подвергся большой опасности в битве с аллеманами, другим племенем варваров. Он тут же дал обещание, что станет христианином, если одержит победу. В сражении он одержал полную победу, противники были разбиты. В 496 году Хлодвиг принял крещение от епископа Ремигия. Три тысячи воинов тут же последовали    его    примеру,    желая принадлежать к религии своего вождя.

Объединившись с галлами, Хлодвиг из вождя племен франков превратился в основателя Франкской монархии. Со страхом и трепетом относились к нему предводители других племен. Он разбил готов,  их предводитель Аларих II был убит. Хлодвиг объявил себя защитником римского папы и вступил с ним в тесный союз. Западный римский патриарх неожиданно получил защиту и опору в лице Хлодвига. Христианство на Западе было спасено от уничтожения

варварами,   которые   сами   становились христианами. Это обстоятельство наложило отпечаток на направление всей мировой истории.

Мы уже говорили о том, что после смерти римского императора Феодосия Великого в 395 году, ему наследовали два его сына Аркадий и Гонорий, поделившие между собой империю на Западную и Восточную. Они явились родоначальниками двух ветвей  римской императорской   династии.   Одна   ветвь царствовала на Западе в Риме, другая на Востоке в Константинополе. И вот, в результате  нашествия  так  называемых "варварских"   племен,   западная   ветвь последней императорской династии оказалась срубленной.   Представитель  этой   ветви император Ромул Августул был низложен в 476 году. В это время на Востоке в Константинополе    был    на    престоле представитель другой ветви - Зенон. Он уцелел от нашествия, которое в основном коснулось западной части бывшей Великой Римской империи, и после падения Западной Римской   империи   стал   именоваться императором Византии. Так, по имени бывшей греческой колонии, на месте которой в 330 году   императором   Константином   был воздвигнут город Константинополь, стала называться восточная часть бывшей Великой Римской империи.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz