ХРИСТИАНЕ В ШЕСТОМ ВЕКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПАТРИАРХАТОВ |
К пятому веку христианская церковь состояла из пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского. Во главе каждого патриархата стоял епископ, имеющий почетное звание патриарха. В результате распада Римской империи четыре восточных патриархата - Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский - оказались на территории Византийской империи, и только Римский патриархат был в западной части бывшей Римской империи. Сильное Франкское государство, перед которым трепетали все мелкие королевства, взяло римского патриарха (папу) под свою защиту. Таким образом, с шестого века Римский патриархат христианской церкви оказался территориально оторванным от других четырех патриархатов, находившихся на территории Византии. Формально еще не было разделения в христианской церкви, но фактически уже создались политические и культурные предпосылки для самостоятельного развития двух частей христианской церкви: западной (католической) и восточной (православной). ВОПРОС О ЦЕЛИБАТЕ (БЕЗБРАЧИИ) В четвертом, пятом и шестом веках среди служителей христианской церкви разгорались споры о том, может ли служитель церкви быть женатым. Из повестки дня вселенских соборов, проходивших в четвертом и пятом веках, эти вопросы исключались, но тем не менее они вызывали многочисленные споры в среде христианства. Ни один вселенский собор не запрещал брака духовенству, но местные соборы неоднократно возвращались к этому вопросу. Официальных решений принято не было, но предпочтение в продвижении по служебной лестнице оказывалось тем епископам, которые не были женаты. Внедрялось мнение, что настоящим пастырем может быть только такой пастырь, который отказался от личной жизни ради всецелого служения Христу. В апостольский век не было различия между епископами и пресвитерами. Руководители первых христианских общин именовались епископами или пресвитерами, а их помощники - диаконами. И вот, что писал апостол Павел о епископе и диаконе: "Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен,) страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и •сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим..." (1 Тим. 3:2-12). Из этих слов апостола Павла ясно видно, что в первохристианской церкви ни от епископа, ни от диакона не требовался отказ от семейной жизни. Семейная жизнь является лучшей школой христианства. Но, конечно, если кто из служителей Христовых пожелает, ради служения Христу, отказаться от семейной жизни, то они могут это сделать. Таковым был и сам апостол Павел, который не был женат, и все его время всецело принадлежало Христу. Однако апостол Павел не требовал безбрачия от других служителей. В пятом и особенно в шестом веках в христианской церкви стало складываться мнение, что епископ не должен быть женат, а Римский патриархат к шестому веку уже в довольно категорической форме стал требовать, чтобы все духовенство было безбрачным. В западном, т.е. в Римском патриархате, все больше и больше распространялся так называемый "целибат" не только для монахов, не только для епископов, но и для всех священников. Целибат - это латинское слово, и в переводе на русский язык означает "безбрачный". Официально целибат для всего духовенства был узаконен в западной церкви в двенадцатом веке, а неофициально он широкое распространение стал получать с шестого века. К шестому веку христианская церковь, особенно в западном патриархате, имела обширные землевладения. Руководители Западной церкви смотрели на целибат, как на средство сохранения земельной собственности за церковью. Поскольку руководители церкви становились безбрачными, то земельная собственность оставалась в руках церкви и не переходила в руки иных наследников. Отказ от супружеской жизни для большинства священников стал непосильным бременем. Многие священники, а подчас и монахи, стали на путь тайного разврата, на путь тайных пороков. С введением целибата, все многочисленное духовенство западной церкви становилось безбрачным; безбрачие объявлялось обязательным условием служения Богу. Однако, вследствие утверждения жесткого принципа целибата, стали процветать нечестные, безнравственные поступки многих служителей церкви. РОЛЬ ХЛОДВИГА В КОЛИЧЕСТВЕННОМ РОСТЕ ЗАПАДНОГО ПАТРИАРХАТА После распада Римской империи западный патриархат стал оторванным от восточных патриархатов, оказавшихся на территории Византийской империи. Римский епископ уже давно претендовал на первенство среди других епископов христианской церкви, утверждая, что, поскольку апостол Петр был первым римским епископом, то все последующие римские епископы должны получить первенство среди всех епископов. Численность христиан в Римском патриархате неимоверно возросла после падения западной части Римской империи, ибо вторгшиеся в пределы бывшей Римской империи так называемые варвары были почти поголовно зачислены в христианство Хлодвигом, принявшим христианство и ставшим сильнейшим королем. За короткое время по численности христиан западный патриархат стал значительно большим, чем четыре восточных патриархата, вместе взятые. Однако истинных христиан было мало, ибо подавляющее большинство их было формально зачислено в христианство. Иерархи Запада стали себя чувствовать стоящими выше восточных и свои действия постепенно перестали согласовывать с восточными. Этому способствовала и территориальная разобщенность западного и восточных патриархатов. ПОСТЕПЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ И ХАРАКТЕРЕ ЦЕРКВИ Постепенно Церковь изменялась и стала отличаться от ранней Церкви. Лишь в первом (апостольском) веке все верующие были священниками Бога Всевышнего, а епископское (пресвитерское) и диаконское служения были лишь одним из видов священнического служения. Во втором веке уже намечаются признаки разделения христиан на духовенство (т.е. на служителей церкви) и на прихожан (т.е. на посетителей богослужений), и при этом уже начинает возвеличиваться личность епископа. В третьем веке стало постепенно практиковаться крещение младенцев, которого не знало апостольское христианство. На крещение перестали смотреть как на обещание верности Христу, постепенно ему стало придаваться возрождающее и спасительное действие. Менялся взгляд и на хлебопреломление, на которое начинали смотреть как на принятие Самого Христа под видом хлеба и вина. В четвертом веке, когда христианство было объявлено государственной религией, произошли существенные изменения в Церкви. Тысячи военных и чиновников ради выгоды, ради того, чтобы снискать благоволение в глазах римского императора и таким образом обеспечить себе продвижение по служебной лестнице, устремились в христианскую церковь, в душе оставаясь язычниками, в результате чего в Церковь проникли языческие формы поклонения. Христианское богослужение усложнилось и стало более пышным. Увеличилось число церемоний, которые стали рассматривать как таинства, а для чтения Слова Божия и проповеди отводилось всё меньше времени. К пятому веку стали поклоняться деве Марии и святым угодникам, к которым обращались, как к заступникам и ходатаям. РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЯМИ В VI ВЕКЕ К шестому веку наметилось расхождение между западной и восточной христианскими церквями. Можно сказать, что, начиная с шестого века, восточная церковь (т.е. четыре восточных патриархата) уже, в принципе, сформировала свой исторический облик. А в западной церкви продолжались изменения. Серьезным шагом к расхождению между западной и восточной церквями явился постепенный переход всего западного духовенства к целибату. За этим шагом последовали другие шаги. Некоторые богословы западной церкви стали толковать притчу Христа о званных на брачный пир (Лук. 14:16-21) так: еврейский народ отверг Христа, и вот теперь Христос повелевает приводить к Нему все другие народы; Он не только приглашает, но приказывает приводить. Это значит, что нужно всеми средствами принуждать людей принимать христианство для их же блага. И в западной церкви все больше и больше стало практиковаться насильственное побуждение к принятию христианства. Факты насильственного зачисления в христианство имели место и в восточной церкви, но в западной церкви они получили особенно большой размах. В западной церкви более непримиримо стали относиться к инакомыслящим, чем в восточной церкви. Мы уже говорили более подробно об Августине и о его служении. Его лозунг: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь" провозглашается и сегодня. Но, к сожалению, сам Августин в конце своей жизни стал проявлять нетерпимость в вопросах веры. Если вначале от говорил, что нужно действовать словами убеждения и увещевания, то затем перешел к призывам применять насильственные меры к непокорным. Перед смертью Августин покаялся в своих крайностях, однако это не помешало богословам западной церкви взять на вооружение его крайние взгляды. Оправдывая насильственные меры против людей, непокорных христианской вере, они ссылались на Августина. ИНКВИЗИЦИЯ Еще в конце четвертого века римский император Феодосии впервые произнес роковое слово "инквизиция". Это латинское слово в переводе на русский язык означает "расследование, разыскание". "Инквизиторы веры", учрежденные Феодосием, в то время занимались расследованием дел так называемой манихейской секты. В шестом веке слово "инквизиция" в западной церкви стало довольно часто фигурировать при разборе разных внутрицерковных дел. До тринадцатого века инквизиционными полномочиями обладали все епископы западной церкви. В тринадцатом веке инквизиция выделилась в особое учреждение при папе римском Иннокентии III, и затем она стала фигурировать как особое учреждение при последующих папах. Многие видные ученые и мыслители, а также многие верные служители Христа в дальнейшем стали жертвами инквизиции. ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КАТОЛИЦИЗМ Говоря о христианстве в шестом веке, следует отметить и такую существенную деталь. В первые века все последователи Христа именовались только христианами, это было их единственное , название ("христианские общины", "христианская церковь"), и других названий не существовало. В четвертом веке уже в некоторых официальных церковных бумагах к наименованию "христианская церковь" стали прибавлять слово "католическая" (или, в другом произношении, кафолическая), т.е. всемирная, и “ортодоксальная”, т.е. православная (правильно славящая Бога). В шестом веке, когда западный патриархат христианской церкви расширил свои границы по всей Европе, западные епископы стали делать особый упор на наименование "католическая", подчеркивая этим всемирный характер возглавляемой ими церкви. Хотя в шестом веке еще не было официального разделения церкви, но, говоря о западном патриархате христианской церкви, мы можем его вполне определенно назвать католической церковью, так как в дальнейшем это наименование стало официальным наименованием этой церкви до сего дня. СЛИЯНИЕ МОНАШЕСТВА С ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В VI ВЕКЕ В четвертом веке возникло монашество, как протест против все большего проникновения мирского духа в христианство. Монахи уединялись в пустынные места, давали обет жить в безбрачии, в бедности, терпеть лишения, как терпел их Христос. Но недолго монашество было движением, выражающим протест против печальной действительности в христианстве. В пятом веке монахам запрещалось проповедовать и исполнять служения в церквях; они могли служить только в монастырских общинах среди таких же монахов. Но в шестом веке умножившееся монашество стало тесно сливаться с официальной церковью. В дальнейшем, при выдвижении на епископское служение, в восточной церкви преимущество стало предоставляться именно монахам. Византийский император Юстиниан издал целый ряд указов относительно монашества. Он разрешил женатым людям оставлять своих жен и детей, не спрашивая их согласия, и уходить в монахи. Было разрешено рабам уходить в монахи без согласия их господ. Многие рабы стали принимать монашество, чтобы избавиться от деспотизма своих хозяев. СТАТУИ И ИКОНЫ Шестой век характерен тем, что в этот век христианские храмы стали украшаться картинами и скульптурными изображениями. Причем в западной части христианской церкви (католической) предпочтение оказывалось скульптурным изображениям (статуям), а на востоке предпочтение оказывалось картинам (иконам). Епископ Неапольский Леонтий в шестом веке усиленно ратовал за поклонение иконам и скульптурным изображениям, в знак глубокого уважения к тем, кого они изображают. Епископ же Иерапольский Филоксен приказал выбросить иконы и статуи из церкви, дабы они не послужили поводом к идолопоклонству. Но большинство епископов склонялось к украшению храмов изображениями, считая, что они придадут великолепие храмам, и таким образом будет привлечено больше народа на богослужения. Кроме того, духовенство начинало смотреть на изображения, как на пособия, напоминающие простому, неграмотному народу священные события. УКРАШЕНИЕ АЛТАРЕЙ Уже в четвертом веке в христианских храмах имелись алтари, в которых совершались богослужения. Только служители имели право на вход в алтарь, прихожане же слушали и смотрели на богослужение, стоя за пределами алтаря. В дальнейшем устройство алтарей в западной (католической) и восточной церквях получилось несколько различным. В католическом храме алтарь отделяется от остальной части храма барьером, в восточной церкви он отделяется иконостасом, то есть перегородкой, украшенной иконами, в середине которой имеются так называемые “царские врата”. В шестом веке алтари выглядели проще, но уже появился обычай обязательно украшать их крестом. ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ В VI ВЕКЕ В шестом веке к числу великих христианских праздников - Рождества, Пасхи, Воскресения, Крещения Господня, Сошествия Святого Духа - прибавились еще праздники Сретения Господня и Благовещения. Кроме того, появились праздники, посвященные разным подвижникам Божиим. К шестому веку уже были составлены их жизнеописания. Однако усложнившийся церковный ритуал привел к тому, что проповедей стало меньше, и большинство верующих, хорошо зная, какой когда будет праздник, не могло толком объяснить глубокое значение каждого из них. |