Урок №11 РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ |
"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: ДОЛЖНО вам родиться свыше" (Иоан.3:7). В третьей главе Евангелия от Иоанна описана беседа Иисуса Христа с Никодимом, начальником и учителем иудейским. В ней мы находим следующие слова Христа: "ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ свыше, НЕ МОЖЕТ увидеть Царствия Божия" (Иоан.3:3). "ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ от воды и Духа, НЕ МОЖЕТ войти в Царствие Божие..." (Иоан.3:5). "ДОЛЖНО вам родиться свыше" (Иоан.3:7). "Если кто не родится", "Не может", "Должно"!.. Обратите внимание на силу и выразительность этих слов. Они собраны в единую мысль, чтобы передать нам исключительно серьезную истину. Иисус Христос употребил эти три выражения, чтобы подчеркнуть необходимое условие для вхождения в Царствие Божие. Это условие - новое рождение, или иначе - "рождение свыше". Беседу с Никодимом Христос начинает словами: "Истинно, истинно". Этим словом Господь пользовался в самых важных случаях. Кроме того, Христос трижды повторяет слова: "Говорю тебе". Сказав Никодиму Божие условие для входа в это Царство, Христос одной фразой открывает причину и необходимость его: "РОЖДЕННОЕ ОТ ПЛОТИ ЕСТЬ ПЛОТЬ, А РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА ЕСТЬ ДУХ!" (Иоан.3:6). Что все это значит? О чем тут идет речь? Что такое "плоть" и почему она так противопоставлена "Духу"? Чтобы понять это, обратимся к истории сотворения человека Богом и его грехопадения. НАЧАЛО ЖИЗНИ В первых трех главах книги Бытия Бог открывает нам, как через сотворение первого человека началась на земле разумная жизнь. По замыслу Бога Адам стал родоначальником всех людей. В нем было сокрыто все будущее, еще не родившееся человечество. И поэтому все действия Адама должны были неизбежно сказаться на дальнейшей судьбе человеческого рода. Адам был создан по образу и подобию Божию (Быт. 1:26-27). Его внутреннее естество было подобно Личности Божией в способности любить, мыслить, творить, проявлять свою свободную волю, хранить верность и преданность. Подобие Адама Богу открыло ему возможность общения с Богом, Источником жизни, разума и любви. Но в этом подобии было и существенное различие: Бог мыслит, любит и проявляет волю в Своей вечной Божественной жизни. Адам же был способен мыслить, любить и проявлять свою волю только в своем человеческом естестве, созданном и ограниченном. Бог - Творец, а Адам - лишь творение. И совершенная и добрая воля любящего Бога-Творца должна была стать единственным содержанием всей жизни первого человека. В пределах этой воли Адам мог свободно мыслить, верить, делать, любить и желать. ИСТОРИЯ ГРЕХА Первого человека Бог поместил в прекраснейшее место земли - рай (Быт. 2:8-9). Адам был безгрешен, его жизнь могла быть вечной. Для испытания верности Бог дал ему одну единственную заповедь, ясно предупредив его о последствиях непослушания: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ИБО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ТЫ ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, СМЕРТИЮ УМРЕШЬ" (Быт.2:16-17). Бог объяснил Адаму, что непослушание Ему - это грех, а наказание за это - смерть. Но Адам нарушил заповедь Бога и съел запрещенный плод (Быт3:6), и этим самым согрешил. Грех проник в его дух, в сокровенное "место" общения Адама с Богом. Что было последствием этого? Именно то, о чем Бог заранее предупредил Адама -СМЕРТЬ! Адам и Ева стали мертвыми для Бога и живыми для греха. Но грех Адама был не только его личным грехом. Он "заразил" всякого нового человека, рождающегося в мир. Ведь в Адаме было сокрыто все остальное человечество, еще "из него" не родившееся. Поэтому грехом Адама смерть вошла во всех людей. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и СМЕРТЬ ПЕРЕШЛА ВО ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, ПОТОМУ ЧТО В НЕМ ВСЕ СОГРЕШИЛИ" (Рим.5:12). Итак, любой человек мертв "по преступлениям и грехам" (Еф.2:1) и тем самым отчужден "от жизни Божией" (Еф.4:18), "ибо... непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Рим.5:19). ПЛОТЬ Грех проник в дух человеческий и разделил его с Богом. Грех затмил ум, осквернил сердце и волю, душа человека стала греховной. Грех завладел телом, сделав его послушным орудием для служения греху (Рим.б:12,13,19). Это "я" человека, отвратившееся от Бога, склонное ко греху и противящееся Богу, названо в Библии "ПЛОТЬЮ" (Рим.7:18; Гал.5:17,19-21). "Плоть" греховна, в ней не живет ничего доброго (Рим.7:18); она безнадежна; её нельзя изменить, усовершить, улучшить. "...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти... " (Рим. 8:3). "Плоть" не только не хочет повиноваться Богу, но и не может, она враждебна Ему! '...Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7). "Плоть" - смертельный враг Духа Божия. Что бы не делала плоть, приговор ей - смерть. 'Помышления плотские суть смерть..." (Рим.7:6). "Плоть" не может наследовать Царствия Божия (1Кор. 15:50), ибо "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим.8:8). И до тех пор, пока человек остается "плотью", Бог не может - ни на земле, ни на небе - иметь с ним общение. Поэтому Иисус провозглашает необходимость нового рождения - рождения свыше. КОМУ ДОЛЖНО РОДИТЬСЯ СВЫШЕ? Цель беседы Господа с 'Никодимом заключалась в том, чтобы показать всем людям необходимость рождения от Духа Божия для получения Небесного гражданства. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие..." (Йоан.3:5). "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Иоан.3:7). И это требование Господа относится не только к Никодиму, но и к любому человеку, без исключения. Если человек родился в семье верующих родителей, и он нравственней, имеет хороший характер, делает добрые дела, крещен и даже посещает церковь, то все равно Господь говорит: "Должно вам родиться свыше". Никодим был фарисеем - членом самой сильной религиозной группы в Израиле. Он был начальником иудейским и занимал высокое положение. Он был учителем Израилевым, хорошо знал законы Божий и наставлял других, он признавал Христа "учителем, пришедшим от Бога" (Иоан.3:2). Никодим был образованным, воспитанным, нравственным и глубоко религиозным человеком. И вот такому-то человеку Христос сказал: "Никодим, даже и тебе должно родиться свыше!" НОВОЕ РОЖДЕНИЕВысокое положение и скрупулезное исполнение религиозных обрядов не давало Никодиму внутреннего удовлетворения. Он нуждался в мире, вере и искал Царствие Божие. Духовная жажда у Никодима была так сильна, что он пришел ко Христу. И Христос, прекрасно знавший все, что было в человеке (Иоан.2:25), поставил свой безошибочный "диагноз" Никодиму. Ему нужно было родиться вновь. Никодим не понял Христа: "Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Иоан.3:4). Он знал только ту жизнь, которую принял от родителей. Христос же сказал ему о новом, совершенно ином рождении. Мы знаем, что физическая жизнь является следствием физического рождения, и родившееся имеет природу родившего. "Рожденное от плоти есть плоть..." (Иоан.3:6). Может ли человек изменить или улучшить свою плоть? Бог говорит однозначно - нет: "Кривое не может сделаться прямым..." (Ек.1:15). "Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?" (Иер.13:23). Плоть может быть образованной, культурной, нравственной и религиозной, но она будет и останется только плотью. Изменением можно "срезать" несколько "ветвей" - плохих привычек плоти. Но оно не уничтожает корень греха, не может превратить плоть в дух. Нравственная и достойная жизнь человека не может заменить собою рождения свыше. Что же Бог предлагает на место плоти? Бог хочет вложить в сердце уверовавшего грешника Свою собственную Божию природу и вечную святую жизнь. "...Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества..." (2Пет. 1:4). "Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная" (1Иоан.2:25). "...Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.6:23). Бог не стремится греховного, "ветхого человека" (Еф.4:22) сделать более цивилизованным, культурным и образованным. Задачей Божией является нечто несравненно большее: создание во Христе Иисусе "нового человека", подобного "образу Сына Своего" (Рим.8:29), где Сын Божий Иисус Христос является истинной жизнью этого "нового человека" (Кол. 3:3-4). То, что родилось от Бога, имеет жизнь, природу и естество Бога. "...Рожденное от Духа есть дух" (Иоан.3:6). И в Царствие Божие, вечное и духовное, могут войти только те, кто имеет Божию, вечную и духовную жизнь! А это возможно только через рождение от Бога! |