ИУДЕИЭто название впервые встречается в 4.Цар16:6; 25:25; Иер.32:12; 38:19; 40:11; 41:3; 52:28; 44:1, и когда, после прекращения Израильского царства, Иудейское царство осталось единственным представителем всего народа, то название иудей стало почти тождественным названию еврей (Иер.34:9), и еврейский язык стал называться иудейским (4Цар. 18:26; Неем.13:24). После возвращения из плена слово иудей получило более широкое значение. Имя иудей стало названием вновь образовавшегося народа отчасти потому, что колено Иуды численно имело преимущество среди возвращающихся из Вавилонского плена, а также отчасти и потому, что название Иуда (сравн. Быт.49:8 и дал.) напоминало родовое преимущество этого колена. Под этим именем этот народ " Его удела" (Втор.4:20) и был известен язычникам (сравн. Дан.3:8; Езд.4:12; Есф.3:4,6 и дал.; Деян.16:20). В посланиях Павла иудеи противополагаются грекам; они имеют участие в завете с Богом. В Евангелии же Иоанна "иудеи" почти исключительно обозначают противников Христа среди Его единоплеменников; это иудеи, гордые своими преданиями и обрядами, оттолкнувшие от себя то спасение, которое "от Иудеев", к которым Иисус причислял и Себя (Иоан.4:22). "Царь Иудейский" - был тот титул, который Пилат дал распятому Иисусу. Первосвященники ничего бы не имели против этого, если бы Пилат прибавил: "Он говорил: "Я Царь Иудейский" (Иоан.19:19 и дал.). История иудеев после Вавилонского плена разделяется на следующие периоды: 1) Период Персидского царства 536-330 до Р.Х., до его падения при Дарии Коломане. 2) Македоно-греческий период власти 330-167 до Р.Х. После смерти Александра Великого иудеи сначала находились под властью Египта 323-218 до Р.Х., затем зависели то от египетского, то от сирийского (Селевкиды) царей с 218г. и, наконец, подпали полностью под власть сирийцев в 176г. до Р.Х. 3) Маккавейский освободительный период 167-141 г. до Р.Х. Сирийский царь Антиох Епифан (175-164г. до Р.Х.), который был настоящим эллинистом, вводил греческие обычаи в Иерусалиме. Он поссорился с Египтом, вторгся в его пределы, но потерпел поражение. Озлобленный этим, он возвратился в Иерусалим и излил свой гнев на его жителей. Множество жителей города было предано в рабство, стены города разрушены, храм раграблен и превращен в капище Зевса Олимпийского. В его честь была принесена в жертву свинья. Иудаизм был полностью запрещен. Священников заставляли приносить языческие жертвы Во главе верных закону против притеснителя восстал священник Маттафия (из расположенного в горах города Модин близ Лидды). В кровавых героических битвах, которые после Маттафии продолжались под предводительством пяти его сыновей, евреи, большей частью, были победителями. Третий из сыновей Маттафии был Иуда Маккавей. 4) Маккавейский период 140-6Зг. до Р.Х. Победители Маккавеи, называемые так по имени Иуды Маккавея, были возвышены народом настолько, что в 140г. стали его вождями и священниками. Один из них, Аристовул, присвоил себе царское звание около 106 г. С этого времени блеск Маккавейского рода начал тускнеть. Преступления и споры подготовили почву для прихода римлян. В 63г. до Р.Х. при Помпее римляне покорили Иерусалим и сделали Палестину своей провинцией. 5) Период римской власти 63-70г. до Р.Х. В это время иудеи находились сначала под властью маккавейских царей, подчиненных римскому влиянию, а затем под властью римских управителей и под властью ненавистного евреям идумейского племени. Цезарь в 47г. до Р.Х. поставил правителем над Палестиной идумеянина Антипатра. Сын Антипатра, Ирод Великий, был поставлен царем Палестины в 40г. до Р.Х. Во время его правления родился Иисус Христос. Отказ евреев от Христа Мессии имел последствием ряд несчастий, которые достигли своей наивысшей точки при падении Иерусалима и рассеянии народа в 70г. по Р.Х. ЯЗЫЧНИКИ Так в Библии названы все народы, которые не знают Бога (1Фес.4:5; Рим.2:14). Так как во времена Ветхого Завета лишь Израильский народ поклонялся одному Богу, то все другие народы, поклоняющиеся идолам, евреи называли язычниками. Затем и христиане стали называть отдельных людей и целые народы, не знающих живого Бога, язычниками. Как поставленный Богом проповедовать язычникам, Павел назван "апостолом язычников" (Рим.11:13), Петр же с остальными были "апостолами у обрезанных" (Гал.2:8). Но так как евреи упорно отказывались от предлагаемой им благодати, то пришел на них суд и Царство Божие отдано язычникам (Деян. 13:46). Во тьме язычества находится до сих пор значительная часть людей на земле. И все они, подобно македонскому мужу, явившемуся Павлу, взывают: "Приди... и помоги нам" (Деян. 16:9). РИМ Рим, столица всемирной державы, расположенный на берегу реки Тибра в Италии, по преданию, построен Ромулом около 750г. до Р.Х. Во времена своего расцвета он был раскинут на семи холмах -Капитолии, Палатине, Авентине, Квиринале, Виминале и Эсквилине (сравн. Откр.17:9). Рим сначала управлялся царями приблизительно до 500 года до Р.Х.; потом царская власть сменилась республикой, во главе которой стояли два консула, избираемые на один год. Так продолжалось до времени Юлия Цезаря, который сконцентрировал власть в своих руках в 46г. до Р.Х. Сын его брата Октавиан Август, сделавшийся единовластным правителем с 31г. до Р.Х., принял новый титул кесаря. В течение этих столетий власть Рима постепенно распространилась на всю Италию (270г. до Р.Х.) и на все земли, прилегающие к Средиземному морю, включая Галлию и Британию на севере, Египет на юге и страны, прилегающие к Евфрату, - на востоке. Таким образом, Рим сделался центром тогдашнего мира. Его населяла пестрая смесь всевозможных племен; богослужение, суеверие и мерзости всех побежденных народов находили себе место там, как это описано в Рим. 1:21 и дал. Предполагают, что во времена Августа народонаселение Римской империи достигало приблизительно 100 миллионов человек, население же самого Рима в то время достигало 1 млн. 20 тыс. человек. Палестина также была втянута в эту твердую, как железо, всемирную империю. Уже тогда много евреев, как полагают, до 20-30 тысяч человек, жило в Риме; они имели там собственный квартал с семью синагогами и все говорили по-гречески, т.к. в это время греческий язык в Риме был в таком же употреблении, как и латинский. Некоторые из них были старьевщиками, другие врачами и банкирами, иные имели даже доступ во дворец, но вообще все они были предметом насмешек со стороны римских писателей. Среди посещавших Иерусалим в праздник Пятидесятницы находились евреи из Рима (Деян.2:10). По всей вероятности, римская церковь и образовалась из евреев, принявших Христа, и христиан из язычников Она уже существовала до прихода туда Павла (Деян.28:14 и дал.; Рим. 1:8). Современный (в наши дни) Рим замечателен не только своими библиотеками, музеями, церквями и дворцами, но также и развалинами, напоминающими о его прежнем величии. Особенно замечательны остатки огромного амфитеатра Колизея, который вмещал около 80000 мест для сидения. На его, усыпанной песком арене, часто лилась кровь тех, кто охотнее соглашался стать пищей диких зверей, чем отказаться от Христа Особенный интерес представляют катакомбы, т.е. длинные подземные пещеры, где собирались первые христиане, где они скрывались и хоронили своих умерших. Тысячи могильных надписей с времен Тиверия и до времени правления Константина найдены в этих катакомбах. МЕССИЯ Мессия (в переводе с евр. "Помазанный") - слово, соответствующее греческому Христос. Цари, первосвященники и иногда пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому "помазать" часто обозначало "посвящать", и помазанником назывался также посвящаемый человек. Так, например, Кир (Ис.45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев.4:3,5,16) называется помазанником, или мессией. Но преимущественно это название обозначает Искупителя и Царя, обещанного Израилю через пророков, которого народ Израиля ожидал в течение всех времен. Имя, по своему значению, указывает на то, что этот ожидаемый Искупитель должен соединить в себе три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красной нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано "семя жены" (Быт.3.15). Аврааму обещается "семя", в котором благословятся все народы земли (Быт.12:3; 18:18; 22:18; сравн. Гал.3:16). Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт.49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Числ. 24:17). Во Втор.18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна - мать Самуила -первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле: "Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего" (1Цар.2:10). Он должен быть царем из дома Давида (Пс.88:36,37; 2Цар.23:3 и дал.), а также первосвященником (Пс 109:4) - сравн, Зах 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих.5:2) и, хотя Он явился в мир Младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис.9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер.23:6). См. дал. Дан.9:24 и дал.; Ис.42:1 и дал.; 53; 61:1 и дал.; Пс.2:6 и дал; Агг.2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве. В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан.3:34; Евр.1:9; Деян.4:27) - все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название Мессия или Христос (Мат.16:16; 26:63 и дал.; Мар.14:61 и дал.; Лук.4:17 и дал.; Иоан.1:41; 6:69; 10:36). Сравн. проповеди Петра о Христе (Деян.2:16; и дал.; 3:12 и дал.). ЖЕРТВА Жертва, т.е. дар - общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову "корван" -"предназначенное в дар" (Мар.7:11), которым обозначаются всевозможные дары; так называемые жертвы в Исх. 28:38, кровные и бескровные (Лев. 1:2; 2:1; 4:23; Чuc.5-.15; Лев. 6:20; Чuc.6:14,21; 7:10 u дал.). Когда грех порвал связь между Богом и человеком, и прежнее общение с Богом у человека заменилось отчужденностью, соединенной со страхом, то он почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Богу, чтобы таким образом вновь получить доступ к Нему и выразить Ему свою благодарность за полученную помощь. Поэтому жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая. Вспомним Каина и Авеля. Ной принес жертву всесожжения Иегове после спасения от вод потопа; патриархи строили жертвенники и приносили жертвы, призывая имя Господа (Быт. 12:7; 13:4; 26:25 u т.д.), так что жертва, сопровождаемая молитвою, сама была как бы "воплощенной молитвой". Когда человек хотел приблизиться к Богу с молитвою или благодарением, он чувствовал, что ему следовало прийти не с пустыми руками. Языческое богослужение, как в древние времена, так и теперь, свидетельствует, как глубоко заложено в человеке это чувство. Со всех жертвенников языческих храмов, со всех священных рек, поглотивших так много жизней, через века к нам доносится жалобный вопль: "С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?" (Мих. 6:6,7). На этот вопль языческого мира Бог ответил устройством среди Израиля жертвенного служения с обещанием примирения, которое возвращает грешнику общение с Богом. Естественное чувство, не позволявшее человеку приближаться к Богу с пустыми руками, было правильно. Это подтвердил Сам Бог: "...и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками" (Исх.23:15; Втор.16:16). Он не оставил Израиля в неведении о характере жертв и форме жертвоприношения; кроме того, Бог дал ему уверенность в том, что встретит его при жертвеннике со Своей благодатью. Итак, жертва, которая у язычников была выражением страха, у Израиля была средством получения благодати. В законе о жертвах (Лев.) было дано указание насчет различных жертв: для очищения от греха, для примирения с Богом, или для выражения Ему преданности, хвалы, благодарности и т.д. В зависимости от цели и назначения жертвы, по закону Моисееву их можно разделить на четыре рода: 1) жертвы очищения в действительном значении этого слова, которые разделяются на жертву за грех и жертву повинности; 2) жертвы всесожжения; 3) мирные жертвы, которые делились на жертвы хваления, обетования и добровольные; 4) хлебные и возлияния. Первая из перечисленных жертв имела целью поставить человека под покров благодати, для примирения с Богом. Три следующие жертвы приносились уже примирившимися людьми. В тех случаях, когда приносилось одновременно несколько жертв, первыми приносились жертвы за грех и повинности или только одна из них, а затем уже жертвы всесожжения и мирная жертва. Хлебная жертва и жертва возлияния приносились, большей частью, совместно с другими. Жертвы были или кровавые, т.е. жертвы заклания, или бескровные, состоявшие из хлеба, вина и елея. Некоторые из жертв были точно определены, например: ежедневные, в известные праздники, очищения и освящения. Другие же были добровольными и приносились или всем обществом, или отдельными личностями по различным причинам. В жертву приносили животных из крупного и мелкого рогатого скота: волов, коров, овец и коз; из птиц - горлиц и молодых голубей. Мелкий скот должен был быть не моложе 8 дней, а крупный не старше трех лет (Исх.22:30; 29:38, Лев.9:3, 22:27). Животные должны были быть без телесных недостатков, повреждений, уродливостей и т.д. (Лев.22:20 и дал). Жертвами из растений были колосья, мука, пресные хлебы, оливковое масло, курения, соль и вино (Лев.2:1 и дал) Мед и закваска не допускались до жертвоприношения (Лев.2:11). Вообще израильтяне должны были приносить в жертву только то, что служило человеку пищей и что имело ценность, а не такие продукты или плоды, которые легко были доступны или приобретаемы - например, рыба, плоды диких растений или пойманная дичь. В жертву можно было приносить только то, что требовало от человека прилежания и труда. Человек должен был лучшие плоды своих трудов отдавать Богу, чтобы жертва была достойной Его. Жертва называется хлебом Божиим (Лев.21:6 и дал.; Чис.28:2). Конечно, это нельзя понимать так, что Богу нужна материальная пища: "Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее" (Пс.49:12). Он благоволит к душе, самопожертвование которой проявилось в ее даре, - ибо для того, чтобы спасать души и вернуть их из плена греха к Себе, Он и дал все эти жертвы, которые уже в завете закона возвещали Евангелие. Это значение жертвы, как средства благодати к воссоединению человека с Богом, особенно проявляется в жертвах заклания. Животное приводилось к скинии или храму, и жертвующий возлагал руки на его голову, -после чего животное закалывали, и кровь его, собранная священником в сосуд, приносилась перед Господом, и ею кропился жертвенник, •1ли завеса, или крышка ковчега. Если жертвою был голубь, то его кровь выпускалась на стену жертвенника. (См. Лев. 1:4,15; 3:8; 4:4 и дал.) Это пролитие крови, и кропление ею было именно то в жертвоприношении, чем достигалось примирение; ибо кровь считалась носительницей жизни, и потому именно ее следовало приносить Богу. Язычество хотело приносить Богу человеческие жертвы, но Бог назначил Израильскому народу кровь жертвенного животного, как средство примирения (Лев.17:11). Однако это все же не было в полной мере примирением. Жизнь самых лучших животных не могла равняться с жизнью человека, к тому же "человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него" (Пс.48:8). "...Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4) Все жертвы искупления в Ветхом Завете указывали на грядущую совершенную жертву, которую Иисус Христос должен был однажды принести. Хотя идея о примирении не выявляется так ясно в прочих жертвоприношениях, как в двух первых, однако и в них можно уловить указание на то и упоминание о том, что все вообще приносимые жертвы благоугодны Богу только ради крови "примиряющей" По закону ничего не очищалось без крови, ибо "без пролития крови не бывает прощения" (Eвp.8:22). Все жертвенное служение (все его обряды) было прообразом Евангелия. В крови приносилась Богу жизнь души, кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника. Огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своем присутствии. Сгоревшая в огне жертва символизировала полное предание Богу души, которая переходит от смерти в жизнь. При жертвоприношении плодов не должно было быть меда и закваски; первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что все нечистое и плотское не устоит перед Богом. Елей при хлебных жертвах понимают как символ Святого Духа или смягчающего и оживляющего милосердия Божьего. Курение символизирует молитвы праведников (Отк.5:8), соль - твердый союз благодати с Иеговой и ее сохраняющие свойства (Map 9:49 и дал.; Чuc.18:19). Пророки часто напоминали о том, что одно внешнее соблюдение обрядов жертвоприношений не давало мира с Богом, что если жертвы не являются выражением сердечного стремления к Богу и добру, то все они суть мерзость перед Богом (Прит.21:27; Иер.6:20, Ам 5:22; Мих.6:6; и дал.; Ос. 6:6; Мат.9:13) "Послушание лучше жертвы и повиновение души лучше тука овнов" (1Цар.15:22) Давид уже знал, что "жертва Богу дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19) (См. также Пс.49.) Христианам не нужно приносить Господу жертву за грех, ибо Христос уже принес Себя в жертву за нас. Мы должны приносить Богу жертвы хвалы и благодарности, должны быть послушны Ему (сравн. Пс. 50:21; 1 Пет. 2:5; Мал.1:11; Рим. 12:1; Фил.2:17: 4:18; Евр.13:15 и дал.). ХРАМ Храм - евр. бейт-микдаш, т.е. дом святилища. Со времени Соломона в Иерусалиме были один за другим три храма: храм Соломона, разрушенный вавилонянами в 587 (или 586) г. до Р.Х., Зоровавеля и храм Ирода. Храм Зоровавеля показался тщеславному Ироду Великому слишком незначительным, и он решил перестроить его, придав ему большие размеры. Он начал эту работу на 18 году своего царствования, приблизительно за 20 лет до Р.Х., или в 735г. Рима. Само здание храма было готово через полтора года, а дворы - через 8 лет, но внешние пристройки сооружались в продолжении целого ряда лет. Во время служения Иисуса Христа срок постройки храма определялся в 46 лет (Иоан.2:20), т.е. с 20 года до Р.Х. по 26г. после Р.Х. Вся работа была закончена только во время Агриппы 2 (64г. после Р.Х.) -следовательно, только за шесть лет до окончательного разрушения. Так как евреи не допустили, чтобы храм Зоровавелев был разрушен, то Ирод, уступая их желанию, убирал части старого храма по мере постройки новых, почему этот храм долгое время и назывался "вторым храмом", хотя увеличенным и украшенным. Этот храм Ирода требует, однако же, особенного внимания, так как он украшал Иерусалим во дни нашего Спасителя. Он учил на его дворах и предвозвестил его гибель, когда ученики указывали Ему на роскошь и драгоценности храма (Лук.21:5 и дал.). Этот храм, который со своими дворами занимал площадь равную одной стадии (Иос. Флавий), или 500 кв. локтей, т.е. 125 кв. м (Талмуд), т.е. почти то же пространство, что и теперешняя площадь, был построен террасами, так что каждый из внутренних дворов был расположен выше внешнего, а сам храм возвышался на западной стороне и, обозреваемый из города и его окрестностей, представлял величественное зрелище. "Посмотри, какие камни и какие здания", - сказал Иисусу один из Его учеников (Мар.13:1). Внешний двор, который был доступен также для язычников и нечистых, был окружен высокой стеной с несколькими воротами; он был вымощен разноцветными плитами; с трех его сторон шла двойная колоннада, а с четвертой, южной стороны, - тройная колоннада под кедровой крышей, которая поддерживалась мраморными колоннами в 25 локтей вышиной. Эта южная колоннада, самая лучшая и большая, называлась царским портиком. Восточная была названа притвором Соломоновым (Иоан. 10:23), вероятно, как сохранившаяся с более давних времен. На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена (Мат.21:12; Иоан.2:14). С внутренней стороны этот двор был отделен от внутренних дворов храма каменным парапетом в три локтя вышиной и террасой в 10 локтей шириной. На этом парапете в нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые запрещали неевреям - под страхом смертной казни - проходить дальше. Такая доска из Иродова храма найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания: "Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует". Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению. До какой степени евреи проявляли фанатизм по отношению к преступившим это запрещение, указывает случай с Павлом и Трофимом (Деян. 21:28; сравн. Еф.2:14 о преграде). Место храма внутри этой преграды было со всех сторон окружено стеной, которая с внешней стороны была 40 локтей (20 метров) вышины, а с внутренней только 25 локтей (12,5 м), вследствие уклона горы, так, что туда входили по лестницам. Сначала вступали на двор женщин, имевший 135 кв. локтей (34 кв. м). Главные из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота, покрытые Коринфской медью, которые назывались также Красными (Деян.3:2,10). (Некоторые полагают, что эти ворота были во внешней восточной стене.) Со двора женщин попадали через несколько ворот на расположенный выше вокруг здания храма большой двор - 187 локтей длины (с востока на запад) и 135 локтей ширины (с севера на юг). Часть этого двора была ограждена и называлась двором израильтян; внутренняя его часть называлась двором священников; здесь стоял большой жертвенник всесожжения 30 локтей длины и ширины и 15 локтей высоты, и умывальница, предназначенная для священников, а дальше находилось само здание храма. Величину и великолепие этих дворов с их пристройками, стенами, воротами и колоннадами, кроме Талмуда, блестяще описал Иосиф Флавий. С внешней стены, окружавшей все дворы и возвышавшейся высоко над уровнем земли, открывался замечательнейший вид глубоких долин у подножия гор (особенно с западной и южной сторон). Раскопки последних лет показали, что южная стена храма, которая сейчас возвышается на 20-23 метров над уровнем земли, тянется сквозь массы развалин до 30 метров в глубину под землей, следовательно, эта стена возвышалась на 50 метров выше горы, на которой она была построена. Вполне понятно, каких огромных трудов стоило возведение этих стен и планировка храмовой горы. Если посмотреть на большие каменные плиты и подумать о том, что здесь стена опускается глубоко под землю, пока не достигнет монолитной скалы, то становится понятным изумление и восхищение, которое выражают Иосиф Флавий и ученики Христа. Само здание храма было расположено 12 ступенями выше двора священников, в северовосточной части храмовой горы; оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит и богато выложено золотом внутри и снаружи. Храм был разделен на Святое (или Святилище) и Святое Святых. Между обоими помещениями не было стены, а только двойная завеса из двух полотнищ с промежутками в один локоть. Эта завеса была сделана по повелению Соломона при постройке храма (первая завеса была изготовлена по повелению Моисея для скинии - Исх.26:31; Исх.36:35). Это была та завеса, которая разодралась при смерти Христа (Mam.27:51; сравн. Eвp.6:19; 9:3; 10:20). Уход за храмом и охрана его входили в обязанности священников и левитов. Во главе храмовой стражи стоял начальник. Он упоминается наряду с первосвященником (Деян.4:1; 5:24-26). Этому роскошному храму не надолго было дано сохранить свою славу. В 70 году после Р.Х. он был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Тит хотел пощадить храм, но римские солдаты сожгли его дотла. На том месте, которое занимал храм, возвышается теперь мечеть Омара. Под основанием храма, ниже поверхности земли, можно еще и теперь ходить по огромным коридорам со сводами и колоннадами древних времен; но от самого храма не осталось камня на камне. |