ВИФЕЗДАБейт-Хасда (евр. и арам.). Вифезда, т.е. дом милосердия, купальня у Овечьих ворот в Иерусалиме с пятью крытыми ходами для больных. В нее по временам сходил Ангел и возмущал воду, и первый больной, входивший в воду после ее возмущения, выздоравливал, какой бы болезнью одержим ни был. Здесь Христос исцелил больного, пролежавшего 38 лет (Иоан. 5:2-9). ИРОДИАНЕВероятно, близкие саддукеям, сторонники Ирода Антипы. В политическом отношении они были на стороне римлян (в противоположность фарисеям); но, когда был поднят вопрос о предании Иисуса властям, они соединились с фарисеями (Мат.22:16; Map. 3:6; 8:15; 12:13). СУББОТА Евр. "шаббат". Суббота, т.е. покой (Быт.2:2-3). "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал". Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт.29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16:5,22 и дал.). "Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день" (Исх. 16:29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народной на Сионе: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмый (Исх.20:8 и дал.). "...Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти... Это знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки..." (Исх.31:14,17). Во Втор.5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также и избавление от египетского рабства: "И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний". Суббота должна была быть днем покоя во времена посева и жатвы (Исх.34:21); в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх.35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23), запрещалось носить ношу (Иер.17:21 и дал.; Иоан.5:10), покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чuc.15:32 u дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться от всех остальных. Господь обещает обильное благословение соблюдающим субботу (Ис.58:13 u дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер.17:21 u дал.; Иез.20:12 u дал.; 22:26). Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 u дал.). С течением времени фарисейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало в субботу делать даже добро. Так что евреи во времена Христа своим соблюдением субботы были известны даже язычникам. Против такого субботствования восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 u дал.; Лук. 13:14 u дал.; Иоан. 7:21 u дал.; Лук. 14:3 u дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: "Отец Мой доныне делает, u Я делаю" (Иоан. 5:17). Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол.2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим.14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались "в первый день недели", или в воскресенье (Деян.20:7 и 1 Кор. 16:2). В Отк.1:10 говорится, что Иоанн был в духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание Воскресения Христа из мертвых. О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии, в конце первого столетия в своем донесении императору Траяну сообщает, что "христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды". Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: "Соблюдаешь ли день Господень?" На это отвечали: "Я христианин и не могу не радеть об этом". Иустин Мученик рассказывает, что "в день Господень все христиане в городах или в деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам, по степени их нужды". |