Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ХРИСТИАНЕ В СЕДЬМОМ ВЕКЕ

КРАТКИЙ ОБЗОР ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА ДО НАЧАЛА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Конец шестого и начало седьмого веков являются  рубежом   между  древней   и средневековой историей христианства.

Изучая древнюю историю христианства (с первого  по  шестой   век),   мы  видим деятельность апостолов, видим, как после смерти апостолов христиане в некоторых вопросах    постепенно    отступали    от первохристианства. Перед нами проходят картины жестоких гонений на христиан со стороны языческих римских императоров. Затем мы видим признание в четвертом веке христианской церкви римским императором Константином. Христианская церковь стала римской государственной церковью. Численно она возросла, но духовный ее уровень снизился. Проповедь перестала занимать центральное место в богослужении; ее оттеснила обрядовая сторона.

В конце древней истории христианства перед нами проходит грандиозная картина распада Великой Римской империи, западная часть которой пала под натиском вторгшихся варварских племен, а в восточной части образовалась Византийская империя, которая явилась преемницей старой римской династии. Христианская церковь оказалась разделенной на две части - западную и восточную.

Изучая древнюю историю христианства, мы   обратили   внимание   на   первое расхождение   между   западной   частью христианской церкви и восточной частью. Столкновения   западных   епископов   с восточными постепенно становились все более резкими. Шестой век был тяжелым веком для римских пап, ибо в их деятельность вмешивались   предводители   вторгшихся варварских племен. Затем, когда византийский император Юстиниан решил отвоевать у варваров запад бывшей Римской империи, папский римский престол попал на некоторое время в зависимость от Византии, которой удалось захватить часть Италии вместе с Римом.   Конечно,   папе   римскому   с христианским   византийским   императором было легче ладить между собой, чем с предводителями варварских племен, но все же отношения складывались не совсем гладко, ибо византийский император Юстиниан мечтал быть не только руководителем империи, но и хотел руководить всеми делами папского престола.

В конце шестого века на папском престоле оказался Григорий I, заложивший основу могущества папства. При нем западная церковь, именовавшаяся к тому времени католической (то есть вселенской), достигла большого могущества. Авторитет Григория 1 стал    безграничен.     Воспользовавшись распрями   мелких   королевств,   которые образовались после вторжения варваров, папа укрепил свою власть, став фактически единым владыкой на Западе. После смерти Юстиниана Византия постепенно теряла свои позиции в Италии. В руках папы сосредоточились громадные земли. Со всеми конфликтами и спорами руководители возникших королевств обращались к нему.

Со времен Григория 1 появилось внешнее различие в богослужениях западной и восточной христианских церквей, ибо он ввел и закрепил в западной церкви некоторые особые формы  обрядности.  Собственно говоря, время Григория 1 можно считать фактическим началом католичества, внешне отличного от восточной части христианства. В дальнейшем различия в формах богослужения между двумя церквями стали возрастать, ибо последующие римские папы тоже вводили кое-какие добавления и изменения в обрядовые формы западной церкви.

Григорий 1  написал  ряд  посланий, касающихся формы богослужений. Его два послания посвящены вопросу иконопочитания. Марсельский епископ обратил внимание на то, что картины в церкви становятся предметом поклонения.  Он  стал  поднимать голос протеста против такого явления и требовал убрать все картины (иконы) из храмов.

Григорий   1   порицал   Марсельского епископа за его ревность в этом вопросе. Он считал,   что   иконы   и   скульптурные изображения должны находиться в храмах, как наглядные пособия для тех христиан, которые не умеют читать.  Но  при  этом  он предупреждал, что не следует допускать обожествления этих изображений.

Последние годы своей жизни Григорий 1 тяжело болел. На одре тяжелой, мучительной болезни он усиленно молился, чтобы Господь отозвал его в Свои небесные чертоги. 12 марта 604 года Григорий 1 умер. Период времени,   когда   на   папском   престоле находился Григорий I, является концом древней истории христианской церкви и началом ее средневековой истории.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛУМБАНА В БРИТАНИИ И БУРГУНДИИ

Говоря о христианстве в седьмом веке, нельзя   умолчать   о   проповеднической деятельности Колумбана. В конце шестого века Колумбан с двенадцатью товарищами покинул христианский монастырь в Ирландии и    отправился    в    благовестническое путешествие по Британии и Бургундии. В этом отношении он последовал примеру другого ирландского   монаха   Колумбы,  который тридцатью годами ранее отправился в подобное же путешествие на скалистый остров Иону.

Монашество, возникшее в четвертом веке как протест против проникновения мирского языческого духа в церковь, к седьмому веку тесно слилось с официальной церковью. Среди монашествующих были ревностные свидетели Евангелия Христова, искренне любившие Христа и исполненые Его Духом любви и самоотверженного служения людям.

Колумбан и его друзья решили нести свет Евангелия      языческим      племенам, находившимся под франкским владычеством. Они пошли в гущу этих племен, проникали в самые   труднодоступные   места.   Много лишений пришлось им перенести, страшные опасности подстерегали их на каждом шагу. Часто целыми днями они не находили никакой другой пищи, кроме трав и древесной коры. Постепенно они заслужили уважение местного населения, которое стало помогать им продуктами, а монахи помогали ему своими трудами, устанавливали с ним дружеские контакты.

Вскоре слух о благочестивых монахах стал распространяться во многих местах. Люди приходили, чтобы посмотреть на них и услышать их. Слова о Христе коснулись многих сердец. Появились христианские группы, а также маленькие монастыри, которыми руководил Колумбан. Он продолжал странствовать по окрестным лесам, живя в пещерах. Слухи о деятельности Колумбана дошли до папы Григория I. Между ними началась переписка.  В своих письмах Колумбан ставил Иерусалимскую церковь выше Римской. Он не был согласен с притязанием папы на руководство всем христианством. По его мнению, первенство должно принадлежать Иерусалимской церкви, поскольку Иерусалим явился колыбелью христианства.

После смерти папы римского Григория 1 Колумбан вступил в переписку с его преемником Бонифацием IV, в которой продолжал   подчеркивать   преимущество Иерусалима  перед   Римом.   Он   писал Бонифацию: "Ты почти небесный, и Рим -глава  церквей  мира,  за  исключением особенного преимущества, принадлежащего месту воскресения Господня".

После двадцатилетнего пребывания в Бургундии у Колумбана произошел конфликт с местным королем Теодориком II, которого он бесстрашно обличал в распущенной жизни. Теодорик приказал отправить Колумбана обратно в Ирландию, откуда он прибыл. За эти двадцать   лет   слава   о   Колумбане распространилась повсеместно. Когда он, уезжая, ехал через Бургундию, ему всюду оказывались сердечные проводы. С большим вниманием люди слушали его последние наставления. Из Нанта Колумбана кораблем должны были отправить в Ирландию, но он бежал, некоторое время скитался по разным землям, проповедовал на берегах Цюрихского озера. Затем он перешел через Альпы в Ломбардию, где основал монастырь. В Ломбардии ему покровительствовал местный король. У Колумбана было большое желание отправиться на Восток в славянские земли, но это желание его не осуществилось. Умер он в 610 году в Риме.

АПОСТОЛ ШВЕЙЦАРИИ - ГАЛЛ

Ближайшим помощником Колумбана был Галл, который всюду сопровождал его. После смерти Колумбана он проповедовал  в Швейцарии на родном языке швейцарцев и основал там монастырь. Был почитаем как апостол Швейцарии. Умер он в 627 году.

В начале седьмого века стали выходить проповедники из монастыря на острове Ионы, основанного Колумбой, который начал свое служение на тридцать лет раньше Колумбана. Эти благовестники отправились в Шотландию с христианской проповедью. Вначале им оказал содействие руководитель христианской миссии Августин, ранее посланный папой Григорием I на Британские острова и получивший  от  папы   титул   епископа Кентерберийского.   Монахи   из   Ионского монастыря работали под руководством Аидана - очень ревностного проповедника. Вскоре у них стали происходить конфликты с членами миссии Августина, который требовал, чтобы благовестники Ионского монастыря всецело подчинялись   папе   римскому,   но   они предпочитали действовать независимо.

Таким образом, на Британских островах в то время действовали два христианских течения: римско-католическое и независимое от римского папы, которое отказывалось признавать разные новшества, вводимые папой. В 664 году на конференции в Витбее священник    Вилфред,    обращаясь    к последователям Колумбы, спросил: "Хотите ли вы вашего Колумбу, как бы он ни был свят, предпочесть апостолу, которому Христос сказал: ты Петр, и Я дам тебе ключи Царства Небесного".        Королю        Освею, присутствовавшему на этой конференции, этот довод   показался   очень   убедительным. Употребив  свою  власть,  он  запретил деятельность благовестников, не признающих главенство римского папы, которому западная церковь     требовала     безоговорочного подчинения, как преемнику апостола Петра.

Но монахи из Ионского монастыря не сдавались  и  не  желали   подчиняться руководству папы римского. Следует отметить, что они больше всего ополчились на форму священнического и епископского пострижения, введенную Григорием I.  Римский папа предписывал при посвящении священников на макушке посвящаемого выстригать волосы в виде маленького круга, а при посвящении епископов выстригать круг большей формы. Именно этот вопрос особенно беспокоил ионских    монахов.    Целое    столетие продолжался этот спор среди христиан в Шотландии.

СОБЫТИЯ В VII ВЕКЕ НА ВОСТОКЕ. ИСЛАМ

Мы увидели, как в седьмом веке римско-католическая церковь распространялась в Западной Европе. Теперь мы обратим наши взоры к Востоку, ибо в седьмом веке там произошли большие события.

В начале седьмого века Византийский император    Ираклий    (Гераклий)    вел кровопролитную войну с Персией. Он потерпел серьезное поражение; войска персидского царя Хозроя вторглись на территорию Сирии, Палестины и Египта, но в 628 году Ираклию удалось нанести удар Персии и вернуть потерянные ранее провинции. В войне с Византией Хозрою помогали двадцать шесть тысяч евреев, которых он навербовал в разных странах, пообещав им восстановить их прежнюю    столицу     Иерусалим     с Иерусалимским храмом на горе Сионе.

Пока Ираклий сражался с Хозроем, в Аравии  появился  еще  более  опасный противник Магомет (Мухаммед), ставший основателем мусульманской религии.

Аравия - это крупнейший полуостров Малой Азии, омываемый Персидским заливом и Чермным (Красным) морем. С Африкой Аравия соединилась Суэцким перешейком, через который теперь прорыт Суэцкий канал. Аравия и в то время была населена арабами. Арабские племена кочевали также по северо­восточной части пустыни Сахары 'в Египте, которая известна под названием Аравийской пустыни. Еще до первого века арабские племена проникали из Аравии в Сирию и другие соседние земли.

Произошли арабы от слияния нескольких древних народов. Древнее царство Савеев находилось   в  Аравии   на  территории современного Йемена. По территории Аравии кочевали измаильтяне. Из Библии мы знаем, что у Авраама от Сарры был сын Исаак, у которого, в свою очередь, был сын Иаков (Израиль),    ставший    родоначальником еврейского народа. Еще до Исаака у Авраама был сын Измаил от египтянки Агари. Он стал родоначальником  измаильтян.  В Аравии находилась и земля Мадиамская, в которую бежал из Египта вождь древнего Израиля пророк Моисей. Из мадиамитян он взял себе жену. Арабы произошли в основном от слияния савеев, измаильтян и мадиамитян. Они, как и евреи, относятся к семитским народам, родоначальником которых является один из сыновей Ноя - Сим. В книге Деян. Ап. 2:11, упоминаются аравитяне. Это и есть арабы.

Арабы всегда мужественно отстаивали свою свободу и обычаи от посягательств завоевателей.    Ни    вавилонским,    ни ассирийским, ни египетским, ни персидским царям не удалось подчинить их своей власти. Во втором веке до Рождества Христова римляне пытались покорить всю Аравию, но они смогли обосноваться только на севере Аравии, и то ненадолго. Все их дальнейшие попытки покорить всю Аравию неизменно кончались провалом.

Аравия была единым централизованным государством, там обитало несколько арабских племен, то есть племен говоривших на арабском языке, но имевших свои местные обычаи и свое местное руководство.

МУХАММЕД

Итак, в Аравии появился Мухаммед (570-632г.г.). Он происходил из некогда богатой, но обедневшей арабской семьи. Родился он в 570 году в городе Мекке. Родители Мухаммеда принадлежали   к   арабскому   племени корейшитов. Отец его Абдоллах был мелким купцом и умер до рождения сына. Вскоре умерла и мать. Маленький Мухаммед был отдан в пустыню на воспитание бедуинке Халиме (бедуины - это арабы-кочевники, занимавшиеся   разведением   верблюдов). Затем маленького Мухаммеда взял себе на воспитание его дядя - Абу-Талиб, человек очень бедный. Мальчик вскоре был вынужден сам себе зарабатывать хлеб, нанимаясь пастухом к богатым жителям Мекки. Когда ему было двадцать четыре года, он поступил на службу к очень богатой вдове Хедидже и по ее торговым   делам   ездил   с   караваном верблюдов в Сирию - сначала погонщиком верблюдов, а затем приказчиком.

Хедиджа полюбила Мухаммеда и против воли отца вышла за него замуж. Она была на пятнадцать лет старше его. Мухаммед стал богатым человеком. После смерти Хедиджи он взял себе сразу несколько жен.

С детства Мухаммед был подвержен припадкам, по всей вероятности он страдал эпилепсией. После таких припадков он обычно продолжительное   время   находился   в угнетенном состоянии, и ему не раз приходила мысль о самоубийстве. В седьмом веке, когда Мухаммед начал свою деятельность, вся Аравия    была   погружена   во   мрак идолопоклонства. В главном храме Мекки находилось  триста  шестьдесят  идолов, которым арабы приносили жертвы. Каждое арабское племя имело своего племенного идола, каждая арабская семья имела своего семейного идола. В городах было много ремесленников, занимавшихся изготовлением идолов, которых они продавали бедуинам. Над всеми богами и богинями арабы признавали одного верховного Бога, Которого именовали "Аллахом", то есть Всевышним, а всех своих мелких богов и богинь называли детьми Аллаха.

С   сорока   лет   Мухаммед   стал задумываться над религиозными вопросами. Он довольно часто уединялся в пещеры, чтобы    в    одиночестве    предаваться размышлениям. Подолгу он любил беседовать о религии. Беседовал он и с иудеями, которые были рассеяны по всей Малой Азии. Они ему говорили о едином Боге, Творце вселенной. Вера иудеев в единого Бога пришлась по душе Мухаммеду, так как у него уже давно нарастал внутренний протест против идолопоклонства, распространенного в Аравии.  Мухаммед беседовал и с христианами, но это были главным образом ариане, сторонники учения Ария, жившего в четвертом веке и учившего, что Христос не равен Богу Отцу, а является лишь первым из сотворенных Богом существ. Эти ариане в свое время бежали на восток от преследований официальной христианской церкви; немало их оказалось и в Аравии. От них Мухаммед услышал утверждения о Христе как о богоподобном человеке.

Есть основания предполагать, что сам Мухаммед не читал Библии - ни Ветхого, ни Нового Заветов. Он знал лишь кое-что из Талмуда (то есть из еврейского толкователя Библии). О Талмуде он услышал от евреев. Отдельные рассказы о Евангелии он слышал от христиан-ариан.

Себя Мухаммед считал исключительной, из ряда вон выходящей личностью. Уединяясь в пещере, он постился и тосковал. И вот однажцы, во время пребывания в пещере, ему якобы явился ангел, который предложил ему выступить в качестве пророка-основателя истинной религии. Мухаммед не сразу доверился   этому   видению,   он   даже заподозрил  себя  в  сумасшествии,  но домочадцы и  родственники,  жаждавшие прославления своего рода, стали уверять его, что это было откровение. Бедуинка Халима, которая воспитывала Мухаммеда, вспомнила, что в раннем детстве у него однажды был сильный припадок, сопровождавшийся каким-то видением.

Вскоре Мухаммед стал получать одно откровение за другим. Он окончательно перестал верить в идолов и уверовал, что имеется только один Бог - Творец вселенной (Аллах) и что он (Мухаммед) избран быть пророком Аллаха. Он стал высказывать резкие мысли    против    язычества,    против идолопоклонства. Он не называл иудейство и христианство ложными религиями, но говорил, что, по повелению Аллаха, он даст более истинную религию. Очевидно, вначале он не хотел сочетать свою религию с уже существующими  религиями  иудейства  и христианства.

Провозглашенную им религию Мухаммед назвал исламом, арабское слово "ислам" означает "подчинение, покорность" - имеется в виду покорность воле Божией. В дальнейшем последователи   этой   религии   получили название "мусульмане" - "те, кто подчиняются".

В своей религии Мухаммед провозгласил шесть основных принципов:
 1) вера в единого Бога:
2) вера в ангелов Божиих;
 3) вера в "писание Божие";
4) вера в пророков Божиих;

5) вера в воскресение мертвых и в день суда;

6) вера в предопределение Божие.

Кроме  этих  шести   вероучительных принципов ислама, Мухаммед объявил четыре практических требования, которые обязан выполнять каждый верующий: 1) молитва в сторону Мекки пять раз в день; 2) раздача милостыни; 3) пост; 4) паломничество в Мекку на родину Мухаммеда.

"Писанием Божиим" Мухаммед объявил то писание, которое Аллах дает через него, а себя провозгласил самым главным пророком Аллаха. Иисуса Христа он назвал великим пророком, но значительно меньшим, чем он сам (Мухаммед). Веру во Христа, как в Бога, он объявил заблуждением.

Первых   последователей   Мухаммед нашел   между   своими   друзьями   и родственниками. Когда вся его семья, его жены и дети признали его пророком, он публично выступил и потребовал, чтобы племя   корейшитов,   к   которому   он принадлежал, признало его пророком. Это публичное выступление кончилось тем, что ему пришлось бежать из Мекки в Медину, ибо народ стал грозить смертью объявившемуся пророку.

В Медине для него сложились более благоприятные обстоятельства. Некоторые именитые   лица   заинтересовались   его взглядами   и   стали   оказывать   ему покровительство.   Образовалась   партия, поддерживающая его. Учение Мухаммеда было гораздо выше, гораздо нравственнее тех языческих верований, которые были в то время у арабов. Он выступил за ограничение нравственной распущенности. Однако, уча других, он исключал себя из общего правила, считая, что главному пророку Аллаха все дозволено. Надо отметить, что Мухаммед был пламенным  оратором,  он  горел огнем громадного энтузиазма и был искренне убежцен в своей необыкновенной миссии, не подозревая того, что стал ложным пророком. Он хотел покончить с идолопоклонством и утвердить веру в Единого Бога, в то же время жажда власти, славы и греховные наклонности обуревали его сердце. Большое влияние на всю его деятельность имела его тяжелая психическая болезнь.  Обычно  все его "откровения"  сопровождались  припадками эпилепсии.

"Откровения" Мухаммеда записывались его  слушателями  по   его  приказанию. Впоследствии из этих записей составился Коран - священная книга мусульман (слово "коран" означает "чтение" или "рассуждение"). По   утверждению   Мухаммеда   и   его последователей. Коран еще до создания мира

был написан на небе, а затем через "откровения" передавался Мухаммеду. В книге много повторений и нет системы. Более длинные главы (они называются "суры") находятся в начале книги, а к концу становятся все короче (последняя глава состоит из трех стихов).

Беседы о Библии, которые слышал Мухаммед, безусловно оставили след в его памяти. В Коране упоминается об Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, Аароне,  Давиде,   Соломоне   и  других библейских героях. Говорится и об Иисусе, сыне Марии. Но все это выглядит весьма хаотично.  Вспоминая  ранее  слышанные рассказы, Мухаммед многое перепутал. Так, например,  он  спутал   советника  царя Артаксеркса Амана с советником фараона, Мариамь, сестру Моисея и Аарона, перепутал с матерью Иисуса Марией.

, Бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, имевшее место в 622 году, считается началом мусульманского летоисчисления. Именно с этого года началась активная, публичная деятельность Мухаммеда.

Большое значение в распространении ислама имеет обращение Омара, который стал ближайшим сподвижником Мухаммеда. Вначале Омар был ярым врагом Мухаммеда и его учения. Он ревновал об идолопоклонстве, распространенном в Аравии. Но затем в его убеждениях происходит резкий перелом. Он проникается идеями о Едином Боге, начинает верить в Мухаммеда как в истинного пророка Божия. Многие  историки  считают, что настоящим основателем ислама следует считать Омара, а не Мухаммеда, ибо без Омара ислам бы пал. Омар получил от Мухаммеда звание "халифа" (арабское слово "халифе" означает "преемник", "наместник", "заместитель").  Он  стал  правой рукой Мухаммеда,   а   после   его   смерти руководителем мусульман. Это был очень талантливый     человек,     обладавший выдающимися способностями полководца. Имея большие связи с именитыми людьми, он расположил многих из них в пользу ислама.

Аравия   была   населена   арабскими племенами, которые нередко враждовали друг с другом. Омар выдвинул идею объединения всех арабов вокруг ислама и создания единого, сильного арабского государства. Он вынашивал планы - под знаменем ислама победоносно пройти по многим странам. Мухаммед целиком и полностью оказался во власти своего заместителя.

До появления Омара Мухаммед старался распространять   свое   учение   только посредством убеждений. Теперь же он от убеждений стал переходить к оружию. В 630 году Мухаммед взял Мекку, из которой ему ранее пришлось бежать. Он уничтожил 360 идолов храма Мекки и превратил его в величайшую святыню ислама. С этого времени Мекка стала центром ислама, все ее население силой оружия заставили принять присягу на верность Мухаммеду.

О     Мухаммеде     говорит    один исследователь ислама: "Он был мирный проповедник, пока не вынул меча из ножен". И вот этот меч начал сверкать в его руках. Религия Мухаммеда стала превращаться в религию разбоя, в религию захватнической политики   Омара.   Мусульманам   стали внушаться такие мысли: "Капля крови, пролитая  за  дело  Божие,  или  ночь, проведенная под оружием, имеют более цены, чем два месяца поста и молитвы. Всякий, погибший в битве, получает прощение грехов, в день суда раны его будут сиять, как киноварь, и благоухать, как мускус, и его потерянные члены будут заменены крыльями ангелов и херувимов". Ко всем воинам был направлен призыв: "Сражайтесь дальше! Сражайтесь дальше и не бойтесь! Рай находится в тени ваших мечей. Ад с его огнем позади каждого, кто бежит от битвы; кто падает в битве, тому рай открыт".

После   захвата   Мекки   сторонники Мухаммеда стали постепенно захватывать всю Аравию, объединяя арабские племена в единое арабское государство. Мухаммед присвоил себе власть пророка, священника и главы государства. Он пытался на свою сторону привлечь иудеев, живших в Аравии, но они ему отвечали, что его учение не тождественно с библейским учением, и упрекали его в слабом знании Библии. Тогда Мухаммед ополчился против евреев и выбросил из своего учения порядки и обычаи, позаимствованные у них. Он приказал вместо субботы праздничным днем считать пятницу, во время молитвы  всем  мусульманам обращаться лицом к Мекке, а не к Иерусалиму;

вместо   еврейских   постов   установить специальный пост - Рамадан. Вторая сура (глава) Корана полна нападок на иудеев.

Успехи вскружили голову пророку. Если вначале  своей  деятельности  он  был относительно скромным человеком, верящим в свои откровения, то постепенно, чувствуя силу и почву под ногами, он превращался в тирана. Прийдя к власти, он беспощадно стал казнить всех, кто смеялся над его учением. Когда Мухаммед прогневался на евреев, была устроена резня, многие евреи были вырезаны целыми семьями, многие, спасаясь, бежали из Аравии; многие женщины и дети были

проданы в рабство бедуинам. Мухаммед завел гарем для своих жен, который все время пополнялся. Готовясь к завоевательным войнам, он обещал своим воинам право собственности на пленных женщин, как награду за храбрость.

Не сразу Мухаммед и его помощник Омар сломили сопротивление своих противников. По всей    Аравии    действовали    отряды, сопротивлявшиеся Мухаммеду.

Захватив  Аравию,   Мухаммед   стал выходить на международную арену того времени. Он направил свои посольства к главам   двух   сильных   государств:   к персидскому царю Хозрою и к византийскому императору Ираклию, требуя от них принятия ислама и признания Мухаммеда пророком Божиим. Ираклий очень вежливо принял посольство Мухаммеда и также вежливо отклонил его притязания, а Хозрой порвал послание Мухаммеда на мелкие клочки, не пожелав читать его, сказав при этом, что он сотрет арабов с лица земли. В своей самонадеянности Хозрой был посрамлен, ибо вскоре, в 633 году, вторгшиеся арабские войска  разгромили   персидскую   армию, захватили всю персидскую территорию, в том числе и Месопотамию (Ирак), которая была раньше покорена персами. С персидской территории,   несколько   позднее,   арабы проникли в пограничные с Персией области Кавказа и насадили там ислам.

В   632   году   Мухаммед   заболел смертельной болезнью. Почувствовав, что его силы   слабеют,   он   в   Мекке   перед четырнадцатью тысячами мусульман произнес свою последнюю проповедь, заявив при этом, что сознает свою пророческую миссию перед Богом оконченной. После этого он переехал в Медину. 8 июля, неожиданно собравшись с силами, он пришел в мечеть (храм), соединенную с его домом, и простился с молящимися. Через несколько часов он умер на руках своей любимой жены Аиши. Было ему 63 года.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz