Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ХРИСТИАНЕ В ТРЕТЬЕМ ВЕКЕ

 СЕПТИМИЙ СЕВЕР - ИМПЕРАТОР ВЕЛИКОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНАМ

 В 194 году римский император Коммод умер, будучи отравлен ядом, насыпанным в чашу с вином. Сенат после его смерти избрал Партинакса императором, однако он через два месяца был убит. Началась яростная борьба за римский престол, в результате которой на престол   Великой    Римской   империи, объединявшей все страны тогдашнего мира, взошел Септимий Север.

В начале своего правления Север терпимо относился к христианам. В этом отношении на него повлиял случай. Согласно Тертуллиану,   Север   серьезно   заболел неизлечимой болезнью, и один из рабов попросил разрешения совершить молитву о его здоровье. Конечно, молиться этот раб мог тайно, без объявления о своей молитве. Но он совершил молитву на глазах у всей семьи императора. Северу сразу стало лучше, а раб засвидетельствовал   о   себе,   что   он христианин, С этого момента этот раб, по имени Прокул, получил почетное положение в императорской семье. Не без его стараний к наследнику престола - малолетнему принцу -был взят новый учитель, который оказался христианином. Постепенно среди прислуги в императорском  дворце   появлялось  все больше и больше христиан.

Не долго Север благоволил к христианам. В 202 году он вернулся из похода на Восток, где подавил все восстания против римлян. Победа вскружила ему голову. Он издал указ, запрещающий    всем   *его    подданным переходить в иудаизм  и христианство. Смешение   иудаизма   и   христианства свидетельствует  о  том,   что  римляне воспринимали   христианство,   как   секту иудаизма. Все восстания иудеев приводили к новым гонениям на христиан.

Наиболее жестоким было гонение в Египте и Северной Африке. В это время в Александрии мученическую смерть за Христа принял   Леонид   -   отец   известного христианского мыслителя Оригена. Во время жестоких гонений в Африке особую стойкость проявила христианка по имени Перпетуя. В 202 году в Карфагене (Северная Африка) были арестованы три молодых человека по имени Ревокат, Сатурний и Секундул и две молодые женщины - Перпетуя и Фелицата. Все они были недавно уверовавшими и готовились к принятию крещения.

Перпетуе было 22 года, она только что осталась вдовой с грудным младенцем. После своего ареста она была посещена отцом, который умолял ее отречься от своей веры. Указывая на стоящий рядом сосуд, Перпетуя спросила, можно ли этот сосуд назвать каким-либо другим именем, кроме того имени, которое он носит. Когда отец ответил, что нельзя, она сказала: "Так и я не могу себя называть никем другим, кроме того, кто я в действительности, а именно - христианка".

Из тюрьмы Перпетуя писала о первом дне своего заключения: "Тогда это было мне испытанием, я была испугана, потому что я никогда не была раньше в такой темноте. Какой ужасный день! Чрезмерная жара от множества людей, грубое обращение солдат и, наконец, забота о моем ребенке - все это делало   меня   несчастной".   Кто-то   из сочувствующих    подкупил    охрану,    и христианских узников перевели в лучшую камеру,   отделив   их   от   уголовных преступников, а Перпетуе принесли ее ребенка. Вскоре ее опять посетил отец. Упав перед ней на колени, он умолял отречься от христианства и этим избавить всех родных от позора, который она навлекла на всех них. Перпетуя, глубоко потрясенная волнением отца, все же твердо сказала, что все находится в руках Божиих. После этой встречи с отцом она писала: "Седые волосы моего отца наполнили меня болью, когда я думала, что он единственный в нашей семье не будет радоваться моей мученической смерти". Отцу своему она ответила: "Что случится, когда я буду представлена к судьям, зависит от воли Божией, ибо мы сильны не своей силой, но силой Божией". Посетил Перпетую также римский прокуратор, который уговаривал ее принести жертвоприношение языческим богам. Когда она отказалась, он приказал отобрать у нее ребенка и высечь ее розгами.

Но вот настал день суда. Перед судом к ней был допущен еще раз отец с ребенком. Римский чиновник обратился к ней со словами:

"Имей сострадание к седым волосам твоего отца,   имей   сострадание   к   твоему беспомощному ребенку и принеси жертву богам для блага императора". Но ничто не смогло поколебать твердости духа этой женщины. Перпетуя и ее друзья были

приговорены  к  смертной   казни  через растерзание зверями. Накануне казни, по тюремным обычаям,  полагался даровой обильный ужин с выпивкой, во время которого осужденным   разрешалось   вести   себя свободно и распущенно. Римляне считали этот обычай очень гуманным; по их понятиям, осужденному человеку надо дать возможность испытать какое-нибудь наслаждение перед смертью.   Осужденные   христиане   этим обычаем воспользовались по-своему: они устроили   хлебопреломление   и   вечерю христианской любви. Горячими молитвами и славословием Господу они завершали свой земной путь. Тюремщик Пудент, пораженный всем виденным и слышанным, обратился ко Христу.

На следующий день осужденные были приведены на арену цирка. По обычаям Карфагена, мужчины должны были быть одетыми в красные одежды, подобно жрецам Сатурна, а женщины, подобно жрицам Цереры, - в желтые одежды. Но христиане отказались одевать эти одеяния, и язычники вынуждены были отступить. На арене цирка Перпетуя   пела   псалмы,   а  Сатурний, обращаясь к народу, сказал: "Запомните хорошенько наши лица, чтобы вы могли узнать нас в день суда". Были выпущены звери на осужценных. Перпетуя и ее друзья, оставив земные боренья, перешли как доблестные воины Христовы в лучезарные чертоги своего Господа и Спасителя.

Император Север вскоре отправился в поход в Британию, где римляне стали терять почву под ногами. Во многих битвах с повстанцами он понес тяжелые потери. Напрасно он силился расширить еще дальше границы  Римской  империи  и  покорить независимые племена; все труднее и труднее становилось удерживать ранее завоеванные территории. В 211 году Север умер на восемнадцатом году своего правления.

БОГОСЛОВ ИРИНЕЙ

В конце царствования Септимия Севера мученически    умер    видный    деятель христианства Ириней. Он родился примерно в 130 году; около 160 года был послан апостольским учеником Поликарпом в Галлию (Францию) для проповеди Евангелия. С 177 года он был епископом лионским. Перу Иринея принадлежит много богословских трудов:

"Пять книг против ересей", "О познании", "Изложение проповеди апостольской", "Книга разных рассуждений" и другие. Все эти сочинения не сохранились в целом виде и известны лишь по упоминаниям у древних

историков и по отрывкам, найденным в разное время.

К третьему веку некоторые епископы имели почетное звание "папа" (от греческого слова "папас" - отец). С конца пятого века титул "папа" стал относиться только к римскому епископу.

Ириней, о котором мы говорили, написал два послания под названием: "Послание к папе Виктору". Виктор тогда был римским епископом. В одном из этих посланий речь идет о дне празднования Пасхи. Дело в том, что, начиная с апостольского века, христиане праздновали Пасху в один и тот же день в году, а именно: 14-го дня месяца Нисана. Со времен Моисея в этот день все иудеи вспоминали выход израильтян из Египта, а поскольку Христос воскрес в день праздника Пасхи, то христиане и стали отмечать в 14-й день Нисана воскресение Христа.

Но   некоторые   церкви    (Римская, Александрийская,       Коринфская       и Палестинские)   ввели    новый    обычай празднования дня Пасхи. Они решили, что этот праздник должен приходиться не на 14-ый день Нисана, а на первый день недели (день воскресный) сразу после полнолуния. Таким образом получилось расхождение в дне праздника Пасхи. Малоазийские христианские общины продолжали по-прежнему этот день отмечать в один день с иудеями; у римских же христиан, а вслед за ними и у других западных христиан,   праздник   Пасхи   получился скользящим, переходным, приходящимся в разные числа. Между епископами разгорелся спор: одни настаивали на том, чтобы праздновать праздник Пасхи в 14-ый день Нисана, другие утверждали, что этот праздник всегда должен приходиться не на одно и то же число, а на один и тот же день недели, и быть после полнолуния.

Римский епископ Виктор решил, что поскольку    он    является    епископом христианской общины в самом главном городе Римской империи, то никто другой, а именно он  и должен  решить  этот спор.  В повелительном тоне в письменной форме он приказал всем христианам отмечать Пасху после полнолуния в день воскресный. С таким решением римского епископа малоазийские епископы не согласились и решили дать ему отпор Конфликт был улажен благодаря Иринею, его увещание подействовало. Ириней писал, что не имеет значения, в какой день отмечать этот праздник; пусть в этом вопросе будет предоставлена свобода, и каждый пусть держится своих обычаев до поры до времени, когда создадутся условия для единства по этому вопросу. Увещанию Иринея внял и римский епископ Виктор.

МОНТАНИЗМ

Несколько слов о монтанизме. Движение монтанистов началось в христианстве еще во втором веке после 155г., и в третьем веке оно имело   своих   сторонников   во   многих христианских  общинах.  Называется  это движение по имени его основателя - Монтана из Фригии.  Он  пытался  противостоять формализму в Церкви и считал, что Церковь должна направляться Духом Святым, а не людьми.

Обратившись ко Христу во второй половине второго века, Монтан усмотрел, что многие христиане не так горят духовно, как должны были бы гореть. Он ревновал о большем огне. Желание Монтана было весьма хорошее, о большем огне должен ревновать каждый христианин, но Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Монтан учил, что Небесное Царство Иисуса Христа скоро установится во Фригии и что сам Монтан займет в нём почетное место, что он - Монтан - сам является "параклетом" - "утешителем" ( так в Евангелии называется Святой Дух), через которого Дух Святой говорит так же, как когда-то Он говорил через Павла и других апостолов.

Для  того,  чтобы  приготовиться  к пришествию Христа, он и его последователи практиковали строгий аскетизм: они не вступали вторично в брак, если умирал первый супруг; соблюдали множество постов и ели только пресную пищу.

Церковь   осудила   крайности   этого движения. Константинопольский собор в 381г. постановил, что монтанистов следует считать язычниками.

Однако   Тертуллиана,   одного   из величайших отцов Церкви, привлекло это движение, и он сам стал монтанистом. Наиболее   интенсивно   это   движение развивалось в Карфагене и на востоке.

Движение    монтанистов    -    это разновидность протеста, который появляется всякий раз, когда в Церкви начинает преобладать формализм в поклонении и преуменьшаться роль Духа Божия. Оно является напоминанием Церкви, что ее организация и вероучение должны учитывать эмоциональные потребности человеческой природы   и   жажду   человека   иметь непосредственный духовный контакт с Богом.

Монтанизм    классифицируется    как богословское заблуждение.

БОГОСЛОВ ТЕРТУЛЛИАН

Говоря о монтанизме, нельзя умолчать о выдающемся     христианском     деятеле Тертуллиане.     Знаменитый     богослов Тертуллиан, по происхождению римлянин, родился в Карфагене около 160 года, получил хорошее образование и был известным юристом    своего    времени.    Приняв христианство, он вскоре стал пресвитером христианской общины в Карфагене. В 202 году Тертуллиан уклонился  в  монтанизм  и пребывал в нем до конца своей жизни. Наибольший     расцвет     деятельности Тертуллиана совпал с правлением императора Септимия Севера.

В своих сочинениях Тертуллиан много внимания уделял практическому христианству;

труды его богаты сравнениями, мысли выражены настолько кратко и метко, что могут служить поговоркой. Между сочинениями Тертуллиана, написанными до его ухода к монтанистам и написанными позже, не видно почти никакой разницы. Он продолжает дело проповеди Евангелия, защищает христианство от нападок язычества, дает  полезные практические советы христианам. Но все же крайности монтанизма видны в его трудах. Подобно Монтану, он считал великим грехом женитьбу на второй жене после смерти первой.

Почему Тертуллиан стал монтанистом? По всей вероятности, будучи ревностным христианином, он искал большего огня в христианстве. В апостольский период, когда христиан было еще не так много, христианство было более пламенным. В третьем веке были великие подвижники христианства, вроде Перпетуи, но появилось немало и таких христиан,    которые    хотели    как-то приспособиться, даже путем взяток, лишь бы только их жизнь протекала спокойно. Далее, по мере того как стали практиковать крещение младенцев, в общинах появлялось все больше и больше формальных христиан. При наиболее яростных гонениях они отпадали от христианства.   Во   время   Тертуллиана появилось немало таких верующих.

Нередко бывает, что, борясь с одной крайностью, люди впадают в другую. Так получилось и с Тертуллианом. Его уход в монтанизм   явился   протестом   против появления в христианстве значительного количества теплых, а не горячих христиан. Уклонению   Тертуллиана   в   монтанизм способствовали также его конфликты с епископами,   которые   завидовали   его блестящим способностям и притесняли его за то, что он выступал против все более

возрастающей власти епископов. Следует отметить, что в дальнейшем движение монтанистов стало ослабевать, пока не исчезло совсем.

ХРИСТИАНСКИЙ УЧЕНЫЙ КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Климент   Александрийский   являлся одним  из  знаменитейших христианских ученых конца второго и начала третьего веков. Он  родился  в Афинах, хорошо знал философию. Из любви к знанию он стал изучать иудейство и христианство. Уверовав во Христа, он вскоре стал пресвитером в Александрии. В 202 году, во время гонений при  Септимии  Севере,  он  бежал  из Александрии.

Вопреки учению Тертуллиана, который считал всякую науку произведением диавола, Климент Александрийский учил, что нет веры без знания и знания без веры. Вера есть начаток знания. В своем начале она не основывается на доказательствах, но затем должна превратиться в разумное знание. Климент доказывает, что всякая ученость может быть освящена и направлена на пользу дела Божия и ко благу людям. Он стремился разработать христианскую философию. По его мнению, нужно было сопоставить греческую философию с христианской так, чтобы любой мог увидеть  преимущество, величие и ценность христианской философии.

В своем сочинении "Педагог" Климент ярко описывает культурную и бытовую жизнь своего   времени.   Он   критикует  жизнь язычников, а также полуязыческую жизнь многих христиан. Климент подробно пишет о домашней мебели, пище, одежде, посуде, о деторождении и т.д.

Произведения                Климента Александрийского имеют в то же время большой минус. Он нередко допускает произвольный аллегоризм (иносказание) в толковании Священного Писания. Каждое место Священного Писания он старался толковать   иносказательно,   многие   его толкования весьма неудачны.

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР СЕВЕР

После   смерти   Септимия   Севера христиане, до вступления в 249 году на престол императора Деция, пользовались временем спокойствия и мира. В период с 211 по 249 год гонений на христиан почти не было. После Септимия Севера на престоле были императоры - сначала Каракалла, а затем Элагабал. В 222 году на римском престоле

Элагабала сменил его двоюродный брат Александр    Север,    который    весьма сочувственно относился к христианам. Слова Христа: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лук.6:31) Александр Север приказал написать большими буквами на стенах своего дворца. Однако Александр Север не стал христианином,   у   него   было   весьма своеобразное отношение ко Христу. Он решил, что Христа надо признать одним из богов. Другими словами, Александр Север ратовал за языческую религию, но в сонм языческих богов, наряду с Юпитером, Марсом и другими божествами, он готов был допустить и Христа. Он не видел во Христе Творца неба и земли, не видел в Нем Царя грядущего Царства, не видел в Нем всемогущего Бога, Который является источником вечной жизни, правды и вечной любви, а видел в Нем одного из богов, статую которого можно поставить в языческом капище среди статуй других богов.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz