ИСАИЯИсаия (Ешаягу), сын Амоса, жил в Иерусалиме, был женат, имел двух сыновей. Служил Богу как пророк, начиная с последнего года царствования Озии и во времена царей Иоафама, Ахаза и Езекии, следовательно, между 159-698гг. до Р.Х Он вел летопись, писал о царе Озии, имел видение относительно Езекии. Предание говорит, что в царствие Манасии он был перепилен. Его имя (евр. Ешаягу - "блаженство Господне") само по себе объясняет многое относительно выдающегося места, которое занимают его личность и записи его пророчеств. В эпоху, которая является серединой исторического пути между Моисеем и Христом, он с величавой серьезностью выступает против лицемерной набожности отпадающего народа. От "Святого Израилева", славу Которого он защищает с горячей ревностью, он возвещает суд над всем земным величием и роскошью, призывает дерзких грешников к покаянию и обещает вернувшемуся "остатку" последнее спасение и славу через "слугу Господня". Этого "раба Господа" Исаия представил сначала образно в помазаннике Кире и потом в страдающем и побеждающем Помазаннике, "Агнце Божием", Который явится во плоти. Иероним говорит: "Так ярко он изложил все тайны Христа и общины, что почти можно поверить, будто он рассказывает повесть о том, что уже произошло". Поэтому Исаию и называют евангелистом Ветхого Завета. ЧРЕСЛАЧресла (стегно, бедро) - евр. ярех. "Держать руку на чреслах" (Иер.30:6) или "бить себя по чреслам" (бедрам) (Иер.31:19, Иез.21:12) было знаком глубокого страдания и отчаяния. "Положить свою руку под стегно кого-либо" означало подтверждение данного ему обещания или обязательства (Быт.24:2-9; 47:29). АКРИДЫАкриды (саранча) теперь, как и раньше, являются тяжким бедствием в странах Востока. Еврейская Библия упоминает много различных названий этого насекомого; некоторые из них, вероятно, обозначают только различные виды одной и той же породы. По закону саранча принадлежит к чистым насекомым (Лев.11:.21 и дал.) и употреблялась в пищу бедняками (Матф.3:4). До сих пор саранчу едят на Востоке, и некоторые даже считают ее лакомством. ДИКИЙ МЕД Мед часто восхваляется вместе с молоком, как богатство Палестины Евр. слово "дваш" означает не только пчелиный мед, но и виноградный мед (вскипяченый виноградный сок). Некоторые предполагают, что дикий мед Иоанна был сладкий сок, получаемый из кустов и деревьев. Вероятнее же, что этот мед был действительно медом диких пчел. ИОРДАНГлавная или, вернее, единственная река Палестины. Она протекает прямо с севера на юг и делит землю на две части, из которых западная - "Иорданская страна" - больше, чем восточная (Перея). Иордан, т.е. падающий, назван так за свое быстрое течение; арабами он называется Эль-джариджа, т.е. место водопоя. Эта река образуется из множества источников на Ермоне. Иордан сперва протекает через озеро Мером (теперь Хуле) и затем, через 13 км, впадает в Геннисаретское озеро. Через все Геннисаретское озеро можно наблюдать течение Иордана. Выйдя из этого озера, река извилисто спускается к югу до впадения в горькие воды Мертвого моря. ФАРИСЕИНазваны так по еврейскому слову "парос", означающему "отделять" ("избирать", "избранные"). Они были ревнителями иудаизма, старавшимися полностью исполнить каждое предписание устного и письменного закона. Они появились после периода Маккавеев и в 135г. до н.э. прочно утвердились в иудаизме. Их богословие основывалось на всем каноне Ветхого Завета. Многие из них действительно были добродетельными и хорошими людьми: Никодим, Иосиф Аримафейский, Савл из Тарса (будущий апостол Павел). Из сект иудаизма до наших дней сохранилось только фарисейство, которое легло в основание современного иудаизма САДДУКЕИ Саддукеи, согласно предания, получили свое название от сынов Садока, первосвященника во дни Давида и Соломона. Сыновья Садока были священнической иерархией во времена пленения (2Пар.31:10; Иез.40:46; 44:15; 48:11). Они отрицали существование ангелов и других духов, а также чудеса, и решительно отрицали возможность воскресения. Это были религиозные рационалисты своего времени. В синедрионе и среди священства они занимали господствующее положение. Саддукеи не были сторонниками определенного учения, а лишь отрицали все сверхъестественное. Менее малочисленные, чем фарисеи, они обладали политической силой и властью и управляли гражданской жизнью иудаизма при Иродах. ПОНТИЙ ПИЛАТ Пятый из римских прокураторов в Иудее и Самарии 25-З6г. по Р.Х. Это был гордый человек, презрительно и даже жестоко относившийся к евреям; однажды он приказал убить некоторых галилеян в то время, когда они приносили свои жертвы (Лук.13:1). Пилат, находясь перед праздником Пасхи в Иерусалиме, разбирал дело Иисуса и, убедившись в Его невиновности, понял, что иудеи предали Его из зависти. По преданию -жена предупредила Пилата, чтобы он не делал зла этому Праведнику, но, желая угодить народу, он отдал Назарянина на распятие, умыв руки в знак личного признания невиновности Иисуса. Пилат велел прибить надпись к кресту с указанием Его вины. Историк Тацит, упоминая о христианах, пишет: "Зачинщик этой ереси был Христос, Который в царствование Тиверия был наказан смертью прокуратором Понтием Пилатом". Впоследствии Пилат был обвинен в жестокости по отношению к некоторым самарянам, собравшимся на горе Горизм, и вызван в Рим. Предание говорит, что он покончил жизнь самоубийством. ТИВЕРИЙ Тиверий, Клавдий Нерон, второй римский кесарь, вступивший на престол после Августа в возрасте 55 лет, царствовал 23 года (767-790гг. по римскому счислению, т.е. 14-37гг. по Р.Х.). Будучи выдающимся полководцем, оратором и правителем, он, сделавшись кесарем и попав под влияние недостойных любимцев, стал развратником и безжалостным деспотом и умер ужасной смертью. Иоанн Креститель, а также и Иисус, начал служение на 15 году царствования Тиверия, или между 19 августа 28г. по Р.Х. и 19 августа 29г. по Р.Х. По мнению некоторых, этот 15 год надо считать двумя годами ранее, если принять во внимание, что Тиверий был соправителем Августа в течение последних двух лет его царствования. По словам римского историка Тацита: "Зачинщик этой ереси был Христос, Который в царствование Тиверия был наказан смертью прокуратором Понтием Пилатом". ЧЕТВЕРТОВЛАСТНИК После смерти царя Ирода Великого император Август разделил его царство между сыновьями Ирода, согласно его завещанию Архелай получил Иудею, Самарию и Идумею и титул этнарха; Антипа сделался тетрархом (четвертовластником) Галилеи и Переи; Филипп - тетрахом (четвертовластником) Ватанеи, Трахонитиды и Авранитиды на север от Галилейского моря на восточном берегу Иордана. Их отец - Ирод Великий - получил от римлян титул царя уже после того, как его власти была подчинена вся Палестина (с Идумеею), а до того времени, будучи только областным властителем в Палестине, он также имел лишь титул четвертовластника, дарованный ему римским полководцем Антонием. ИРОД ФИЛИПП Ирод Филипп, сын Ирода Великого и Клеопатры, старший из его сыновей, четвертовластник (тетрарх) над Итуреей, Трахонитской областью и пр. (население было главным образом сирийское и греческое с меньшим процентом евреев). Он управлял 37 лет - до самой своей смерти (34г. по Р.Х.). Местом его жительства был Панеас, находившийся у истоков Иордана. Он украсил и обустроил этот город, который и был переименован впоследствии в Кесарию Филиппову. Он был женат на дочери Иродиады - Саломии. ИТУРЕЯ Итурея - область на северо-восточной границе Палестины, названа по имени Иетура, сына Измаила. Народ этой страны был дик и склонен к грабежу. Ирод Великий дал Итурею в наследство своему сыну Филиппу. ТРАХОНИТСКАЯ ОБЛАСТЬТрахонитская область во времена Христа управлялась Филиппом, сыном Ирода Великого и Клеопатры. Теперь эта область приблизительно соответствует провинции Леджа, к северо-востоку от Геннисаретского озера, между Джедуром (Итурея) и Дамаском на севере и Авраном на юге. Характер природы, с неровными скалами и обширными пещерами, вполне соответствует описанию Иосифом Флавием образа жизни ее обитателей; они не имели ни городов, ни полей, но жили со своими стадами в пещерах; входы в пещеры были так тесны, что туда с трудом входил человек, но внутри они были чрезвычайно вместительны. Эта область была населена опасными разбойниками, почему Август и отдал ее Ироду Великому, с условием, что тот усмирит ее население. Ирод затем отдал эту страну своему сыну Филиппу. АВИЛИНЕЯАвилинея - небольшая провинция, названная по имени города Авила, около реки Варады, на восточном склоне Антиливана, около 20 км к северо-западу от Дамаска. Эта страна в пятнадцатый год правления кесаря Тиверия управлялась четвертовластником писанием (Лук.3:1). Местечко Авилинея теперь называется Сок-ель-Барада с холмом Неби Хабил, который в народе считается местом погребения Авеля. ПЕРВОСВЯЩЕННИК АННАПервосвященник Анна, тесть Каиафы, продолжал носить звание первосвященника при Каиафе. Когда Иисуса взяли, то привели Его сперва к Анне (Иоан. 18:13). Анна участвовал в суде над Петром и Иоанном (Деян.4:6). КАИАФА Каиафа, другое имя которого было Иосиф, первосвященник в год смерти Иисуса, 18-З6гг. по Р.Х., и зять предыдущего первосвященника Анны (Иоан. 18:13); он пророчески высказал мысль, что Иисус должен умереть за народ (Иоан. 11:49 и дал.). В его палатах синедрион принял решение убить Иисуса (Матф.26:3); и перед Каиафой допрашивали Иисуса, прежде чем повели Его к Пилату (Матф.26:57; Иоан.18:13 и дал.). Впоследствии Каиафа хотел воспрепятствовать проповеди Петра и Иоанна, но это ему не удалось (Деян.4:6 и дал.). ВИФАВАРАПо позднейшим спискам это было место, где крестил Иоанн, но, согласно древним рукописям, оно называлось Вифанией. Некоторые полагают, что Вифавара то же, что Бефвара, но это последнее место было расположено к западу от Иордана. ВИФСАИДА Вифсаида, т.е. "дом рыбаков". 1) Город в Галилее на западном берегу Геннисаретского озера, близ Капернаума; уроженцами его были апостолы Филипп, Андрей и Петр (Иоан.1:44). Иисус Христос часто посещал этот город и совершил там много чудес, но не многие уверовали в Него (Матф. 11:21; Map.6:45; Лук. 10:13). 2) Другая Вифсаида, к востоку от Иордана, севернее Геннисаретского озера. Близ этого города Христос накормил 5000 человек, кроме женщин и детей (Лук.9:10-17); здесь Он исцелил слепого (Мар.8:22). Этот город был расширен четвертовластником Филиппом, который назвал его, по имени дочери Августа, Юлией. От него сохранились немногочисленные развалины. КАНА1) Город в колене Асировом (И.Нав.19:28), вероятно, теперешнее селение Кана в миле к югу от Тира. 2) Кана Галилейская - городок, уроженцем которого был Нафанаил (Иоан.21:2), где Иисус превратил воду в вино (Иоан.2) и исцелил сына царедворца (Иоан.4:46). Некоторые ищут это селение в поселке Кенна, близ Назарета, другие в Кана-эль-Джелил, в 10 км к северу от Назарета. КАПЕРНАУМКапернаум - Кфар-Нахум (селение или город Наума). (Имеется в виду пророк Наум, книга которого есть среди книг Ветхого Завета.) Капернаум упоминается только в Новом Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время Его земной жизни, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на западном берегу Тивериадского озера, недалеко от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Матф.4:13), так что Капернаум называли "Его городом" (Матф.9:1). Здесь Он уплатил подать на Храм (Матф.17:24). Здесь жили апостолы Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Матф.8:14-15; Мар.1:29-31). В Капернауме Он также исцелил расслабленного (Матф.9:2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлины (ст.9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других чудес (Мар.1:32; Лук.4:33). В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей (Матф.9:10-17; 15:1-20; Map. 9:33-50; Иоан. 6:22-71). Но несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, жители этого города не раскаялись и не уверовали; и вот, над городом был произнесен грозный суд Божий: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься..." (Матф. 11:23). |