Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ЮЛИАН - ОТСТУПНИК

Сыновья    императора    Константина продолжали  благоприятную для  Церкви политику, начатую их отцом. И вот, когда уже казалось,    что    христианство    прочно утвердилось в качестве государственной религии, в 361г. на императорский трон, после смерти Констанция, взошел Юлиан (332-З6Зг.г.), племянник Константина. Стремясь улучшить положение страны, он провел реформы финансовой и налоговой систем, расширил   права муниципальных властей, усовершенствовал армию и почту. Эти его реформы встретили одобрение всего народа. Юлиан   получил   строгое   христианское воспитание, но принимал христианство под давлением извне. Расправа Констанция с его родственниками   (в   337г.   по   приказу Констанция были умерщвлены его отец и старший   брат)   и   влияние   греческой философии и литературы, которую Юлиан изучал в Афинах, привело все-таки к тому, что он склонился к неоплатонизму.

Он   лишил   христианскую   Церковь привилегий и восстановил свободу различных поклонений. Он делал всё, чтобы облегчить распространение языческой философии и религии.

ТРАКТАТ ЮЛИАНА "ПРОТИВ ГАЛИЛЕЯН"

Юлиан написал свой трактат "Против галилеян", подражая в этом отношении языческому философу Цельсу. Он писал, что христиане уклонились от тех заветов, которые им оставил Иисус Христос и апостол Павел.

Юлиана   нельзя   назвать   жестоким гонителем христиан, поскольку в основу своей религиозной политики он положил идею терпимости. Он писал: "Надо убеждать и поучать людей, обращаясь к их разуму, а не к ударам, оскорблениям и казням. Я поэтому опять и всегда приглашаю тех, кто ревностно предан истинной вере, не причинять никакого вреда секте галилеян (христиан), не допускать по отношению к ним никаких насилий. Надо питать больше жалости, чем ненависти, к людям достаточно уже несчастным благодаря их заблуждению".

По приказу Юлиана стали открываться языческие храмы. К счастью, его правление оказалось недолгим (в 363г. он получил тяжелые раны в битве с персами при Маранге и  умер) и лишь временно притормозило развитие Церкви. Христианские историки называют Юлиана - отступником, так как он перешел из христианства в язычество и прилагал усилия к тому, чтобы реставрировать языческую религию.

ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА

Несмотря на то, что Юлиан считал религию иудеев узконационалистической, он согласился с их просьбой восстановить Иерусалимский храм, разрушенный во время иудейской войны в 70 году. Он готов был восстановить то, что так или иначе было против христиан.  Многие  иудеи  стали съезжаться в Иерусалим для принятия участия в строительстве храма. Дважды начиналось .строительство,   и   дважды    страшные землетрясения до основания разрушали построенное. Перепуганные насмерть евреи отказались   от   дальнейших    попыток продолжать строительство храма, поняв, что Бог не благоволит к строительству. А в дальнейшем,   когда   Палестина   стала переходить из рук в руки, евреям больше не предоставилось возможности восстановить храм.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АФАНАСИЯ

Попытка    возрождения    язычества закончилась со смертью Юлиана. Восшедший на престол после смерти Юлиана Иовиан отменил все законы Юлиана. При Иовиане епископ Афанасий вернулся из Египта, где он скрывался  в пустынях. К большой радости народа, Иовиан восстановил Афанасия в епископском служении.

В   363   году   император   Иовиан скоропостижно умер. Его наследниками стали два брата - Валентиниан и Валент. Первый правил на Западе, второй - на Востоке. Валентиниан был приверженцем никейского вероисповедания христианства, а Валент, под влиянием своей жены, склонился к арианству и принял крещение от арианского епископа в Константинополе.  Римский  наместник  в Александрии Тициан сделал попытку опять выслать епископа Афанасия из Александрии. Однако Валент, из страха перед народом, отменил приказ Тициана. До 373 года

Афанасий был епископом в Александрии, пока Господь не отозвал его в Свои обители. Своим самоотверженным    служением    епископ Афанасий    принес    большую    пользу христианству   и   нанес  большой  удар сторонникам Ария, которые подрывали веру во Христа как в Бога. Именно через Афанасия на Никейском соборе прозвучал голос Божий. Надо отметить, что во время его выступления на соборе ему было 30 лет. За свои взгляды, что Христос является равным, предвечным и единосущным с Отцом, его пять раз отправляли в ссылку.

ИМПЕРАТОР ФЕОДОСИЙ

В 375 году императору Валентиниану наследовал его сын Гратиан, который вместе с Валентом стал править Римской империей. В 378 году Валент был убит, и Гратиан в соправители по Востоку Римской империи избрал  Феодосия  -  сына  полководца. Варварские племена все чаще и чаще делали набеги на пограничные земли Римской империи. Гратиан отказался от титула Великий понтифик и на римский престол вступил Феодосий,  получивший  в  истории  имя Феодосий I. Феодосий был по происхождению испанцем. Это редкий случай, когда римским императором стал не римлянин.

Хотя в начале царствования римского императора Феодосия христианство считалось государственной религией, все же тысячи языческих храмов в древнем величии и блеске покрывали всю обширную Римскую империю. Среди христиан не прекращались распри между сторонниками решений Никейского собора и арианами. Испанские христиане были горячими приверженцами епископа Афанасия в его борьбе с арианством по вопросу о божественности Христа.

В первый год царствования тяжелая болезнь побудила Феодосия поторопиться с принятием       крещения.       Епископ Фессалоникийский крестил его. Сразу после крещения Феодосий издал эдикт, в котором говорится: "Это наша воля, чтобы все народы, которые находятся под нашим кротким и снисходительным    правлением,    твердо держались религии, которую римляне приняли от Петра. По наставлению апостола и по учению Евангелия, мы должны веровать в Божество Отца, Сына и Святого Духа, как равных по величию и представляющих Святую Троицу... Кроме осуждения посредством божественной              справедливости, противодействующие должны ожидать строгих наказаний,   которые   наш,   руководимый небесной   мудростью,   авторитет   почтет удобным им назначить".

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

(381 ГОД)

В 381 году в Константинополе император Феодосий созвал совещание всех епископов Римской империи, которое именуется Вторым вселенским собором. Главным вопросом на этом соборе было прекращение распрей среди христиан.

ХАРАКТЕР ФЕОДОСИЯ

У императора Феодосия был очень неуравновешенный характер. У него нередко бывали порывы сильного гнева, он быстро раздражался, а когда успокаивался, бывал очень кротким. Об этом можно судить по следующему случаю.

В 390 году произошло кровопролитие в городе Фессалоники, во время которого был убит губернатор.

Получив известие об этом, император Феодосий вышел из себя и в ярости приказал совершить беспощадный суд над всеми фессалоникийцами, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков.

ЕПИСКОП АМВРОСИЙ

В это время епископом Миланской области был Амвросий (340-397г.г.).

Его отец был префектом Галлии и дал сыну прекрасное образование. Амвросий стал имперским губернатором Миланской области, а после смерти епископа Миланского народ единодушно     просил     его     занять освободившееся место. Полагая, что это глас Божий, Амвросий отказался от должности, раздал сбережения бедным, стал епископом и начал усердно изучать Писание и богословие.

Амвросий    оказался    бесстрашным служителем Божьим. Он поднимал свой голос против       могущественных       ариан (последователей Ария) и, узнав о жестоком избиении фессалоникийцев, без колебания обличал Феодосия, заявив ему, что исключает его из членов Миланской церкви, в рядах которой числился император. Обличение подействовало на Феодосия, он мучился от укоров совести. Через несколько дней он отправился в Милан (тогда - Медиолан), чтобы просить прощения у Бога в присутствии всех членов Миланской церкви.  Но епископ Амвросий не пустил его в храм, бесстрашно сказав ему: "Ты весь с головы до ног забрызган   кровью,   соверши   сначала достойный плод покаяния". После этого император Феодосий на восемь месяцев удалился и пребывал в покаянном уединении. Затем он снова обратился к епископу Амвросию с просьбой допустить его до причащения. "Я плачу, - говорил он, - ибо для меня закрыт храм Божий, а следовательно, и небо, которое открыто для рабов и нищих". Амвросий потребовал от императора, чтобы в будущем смертная казнь совершалась спустя месяц после вынесения приговора, для того чтобы пагубные действия, допущенные по причине вспыльчивости, могли бы быть предотвращены. Император согласился с этим требованием.  Сняв  свои  императорские одежды и встав на колени в присутствии народа, он громко воскликнул словами псалмопевца: "Душа моя повержена в прах;

оживи меня по слову Твоему" (Пс. 118:25). Окружающая толпа, видя его смирение и скорбь, плакала вместе с ним.

Умер император Феодосий в 395 году. В своем надгробном слове епископ Амвросий отметил, что Феодосий в последние пять лет своей земной жизни не пропускал ни одного дня, чтобы не вспомнить о преступлении, к которому привел его вспыльчивый характер. Епископ Амвросий не надолго пережил императора Феодосия. Умер он в 397 году. Он был первым епископом, проявившим такую власть над императором. Амвросий хотел, чтобы государство и его правители уважали Церковь и не нарушали её исконных прав на духовное управление.

В написанных им трудах и проповедях Амвросий  исповедовал  идеи  Цицерона, Оригена, Василия, Афанасия и тем самым приобрел большую известность и влияние. Его проповеди отличались блеском и красотой языка, они заронили искру христианства в Августине, что впоследствии привело его к спасению.  Амвросий  ввел  в  западное богослужение пение гимнов и антифонное пение псалмов. До сих пор в церквях звучат его гимны. Амвросий был далеко не последним богословом, хотя и не изучал богословия до посвящения в епископы.

В последние годы своей земной жизни император Феодосий издал ряд указов, направленных против язычества, но при этом он не допускал насилия и террора против служителей языческой религии. Если во времена Константина Великого христианская церковь стала именоваться "католической", т.е. "всемирной", то во времена Феодосия было       прибавлено       наименование "ортодоксальная"    (православная),    т.е. правильно славящая  Бога.  Со  времен Феодосия христианская  церковь  носила одновременно оба эти названия - вплоть до разделения церкви на западную и восточную.

МОНАШЕСТВО III-IV ВВ. МОНАХ ПАВЕЛ

Говоря о христианстве в четвертом веке, нельзя умолчать о монашестве, которое в четвертом    веке    получило    широкое распространение. Еще в третьем веке, в 251 году, во время жестокого гонения при Деции, многие христиане добровольно бежали в ссылку, спасаясь от смертной казни. Между такими беглецами был  александрийский юноша по имени Павел, который поселился в пустыне в Верхнем Египте. Постепенно он полюбил  отшельнический   образ  жизни, начатый им по необходимости. Этот Павел и стал первым христианином-пустынником.

МОНАХ АНТОНИЙ

В том же самом 251 году родился в Верхнем Египте Антоний, которого считают отцом монашества. Будучи юношей, Антоний посетил отшельника Павла и попал под его сильное влияние. В возрасте 20 лет он раздал все имущество, полученное по наследству, и поселился в пещере, недалеко от Павла. Изнурительными постами он доводил себя до истощения, надеясь победить таким путем одолевавшие его искушения.

Антоний имел сердце, преданное Христу. Во времена гонений при императоре Максиме, в 311 году, он возвратился из своего уединения, чтобы страдать вместе с народом Божиим. Он посещал больных, уговаривал малодушных. Вскоре он опять уединился. Антоний, вне сомнения, стремился искренне и честно служить Христу.

Это был первый случай классического монашества, то есть жизни в полном одиночестве. (Слово "монах" произошло от греческого слова, означающего "один", "в одиночестве".)

Благодаря своей святой жизни  он приобрел такой большой авторитет среди христиан, что они стали селиться около него в многочисленных пещерах. Антоний никогда не организовывал  своих  последователей  в сообщество; правильней было бы сказать, что каждый из них вел отшельническую жизнь сам по себе.

МОНАХ ПАХОМИЙ

Общежитийный тип монашества впервые появился в Египте. Пахомий (290-346г.г.), бывший солдат, последовав примеру Антония, прожил 20 лет отшельником. Примерно в 320 году он организовал первый монастырь в Тавенне, на восточном берегу Нила. Вкоре под его руководством в Египте и Сирии находилось уже несколько тысяч монахов. Пахомий основал подобное сообщество и для женщин. Простота   жизни,   постоянное   служение, усердие и покорность были основными принципами созданной организации.

ИЕРОНИМ

Большое    влияние    на    развитие монашества оказал Иероним (347-420г.г.). Это был знаменитый учитель церкви.

Иероним, родившийся в Венеции, был крещен в 360 году, в течение нескольких лет странствовал по Галлии и Римской империи. В течение следующих десяти лет он провел в Антиохии, жил в монастыре, где выучил древнееврейский язык. В 382 году стал секретарем  Дамаса,  епископа  Римского, который  поручил  ему  сделать  новый, улучшенный перевод Библии.

В 386г. Иероним отправился в Палестину и вел монашескую жизнь в Вифлееме в течении 35 лет. Там он совершил свой главный труд - латинский перевод Библии. К 390г. он закончил работу над текстом Нового Завета. Примерно в 404-405 годах он сделал латинский   перевод   Ветхого  Завета   с древнееврейского языка (выйдя за рамки греческого  перевода  Ветхого  Завета "Септуагинты"). Перевод Библии Иеронима широко использовался на Западе и до недавнего времени оставался единственной официальной Библией Римско-католической Церкви.

Он составил много толкований, не утративших свое значение и по сей день; написал сочинение "О знаменитых мужах", которое содержало сведения об основных христианских авторах и их сочинениях со времени апостолов. В своих трудах Иероним восхвалял    аскетическую    жизнь,    что способствовало её популярности на Западе в средние века.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Василий   Великий   (330-379г.г.)   или Василий Кесарийский, как его еще называют, происходил   из   богатого   христианского патрицианского рода. Он во многом помог распространению     общинного     уклада монашеских      сообществ.      Получив великолепное образование в Афинах и Константинополе, в возрасте 27 лет он отказался от благ мирской жизни в пользу аскетизма.

В 370г. его сделали епископом большой области в Каппадокии, и он занимал этот пост до самой смерти. Он настоял на том, чтобы подчиненные ему монахи работали, молились, читали     Библию     и     занимались благотворительной деятельностью.

Монашество в Церкви Восточной Европы сегодня многим обязано выработанному Василием Уставу монашеской жизни.

Всё больше и больше людей вливалось в это движение, и ко времени восхождения Юстиниана на трон Византийской империи, в Европе насчитывалась сотня монастырей.

У Василия был родной младший брат Григорий, именуемый Нисским, поскольку он в последние годы своей жизни был епископом в Ниссе. Перу Григория Нисского принадлежит ряд богословских трудов и замечательных памятников христианской поэзии.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Иоанн, которого за красноречие называли Златоустом (по-гречески - Хризостом) вскоре после его смерти, совершенно справедливо заслужил этот титул.

Он родился примерно в 347 году в процветающей аристократической семье из Антиохии. Его мать овдовела в 20 лет, но не захотела выйти замуж и посвятила свою жизнь воспитанию сына. Иоанн получил хорошие знания по греческой классике и риторике, заложившие   основы    его    ораторских способностей. Его учитель был учителем и другом императора Юлиана. Крестившись в 368г., Иоанн стал монахом. После смерти матери, в 374г., он жил в пещере, недалеко от Антиохии. Там он вел суровый аскетический образ жизни до 380г., когда по причине болезни   был    вынужден    переменить обстановку.

После рукоположения в 386г. он читал свои самые лучшие проповеди в Антиохии вплоть до 398г., когда стал патриархом Константинопольским.

Иоанн занимал это положение до тех пор, пока не впал в немилость императрицы Евдокии в 404г. из-за того, что осудил страсть к чрезмерной роскоши и манеру одеваться.

Иоанн в своих проповедях обличал пороки общества, и это также восстановило против него многих. Его сослали в Армению, где он пробыл два года, а затем отправили в Пициус (теперешняя Пицунда на Кавказе). В 407 году он умер. Златоуст всегда жил простой и праведной жизнью,  по  природе был  благороден, добродушен и нежен. У него было истощенное приятное лицо, морщинистый лоб, лысая голова и пронизывающие искрящиеся глаза, которые долго не могли забыть те, кто хоть однажды увидел и услышал его.

В своих проповедях он пытался выявить буквальный    смысл    написанного    и использовать его практически - для решения жизненных проблем своего времени.

Практичность   применения   Евангелия сочеталась в его сочинениях с огромной искренностью и моральной честностью. Он учил, что нельзя изменять моральным принципам и религии. Крест и поведение должны идти рука об руку. Он до сих пор считается    одним    из    величайших проповедников всех времен.

ЧИН ЛИТУРГИИ

Следует отметить, что Василий Великий и Иоанн Златоуст составили чин литургии, то есть основного богослужения. В апостольский период уже был определенный порядок богослужебных  собраний,   установленный апостолами. Затем, в последующие времена, богослужебные собрания изменились в связи с уклонением в обрядность. Учитывая эти изменения и добавления, Василий Великий составил   порядок   литургии,   то   есть богослужения,  на  котором  совершается евхаристия.    Независимо    от    него, составлением чина литургии занялся Иоанн Златоуст.   Литургия   Иоанна   Златоуста несколько отличается от литургии Василия Великого.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz