Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

БОЛЕЗНИ

Болезни    являются    последствием грехопадения человека. В законе болезни представлены как наказание непослушным (Лев.26:16; Втор. 28:21 и дал.); часто мы читаем, что Господь подвергал наказанию разного рода болезнями отдельных лиц и целые   страны   (1Цар.25:38;   2Цар.24:15;

4Цар.5:27;   15:5;   2Пар.21:18).   Вообще состояние здоровья у израильтян, при умеренном климате страны и простом образе жизни, было довольно хорошим. По словам Тацита, жители Палестины были здоровы и сильны. Самыми обыкновенными болезнями в древнее время, по-видимому, были те же, которые и теперь наблюдаются в Палестине:

изнурительная лихорадка осенью и весною, расстройство желудка, воспаление мозга, паралич и особенно болезни глаз: воспаление и слепота от ярких солнечных лучей, нечистоты и мелкой пыли.

В Лев.26:16 и  Втор.28:21  и дал. упоминаются всякого рода болезни: горячка, лихорадка, воспаление, чахлость, паралич, сухотка и т.п. В Евангелиях часто упоминается расслабление, ломота в суставах и хромота (Мат.4:24;  Иоан.5:3),  и также  падучая болезнь.

Самой злокачественной болезнью была, конечно, проказа (евр. цараат, т.е. удар). Больного нужно было отделить на семь дней и затем его осмотреть; для выздоровевшего, по признакам,  указанным  в  Лев.13,  были предписаны особенные жертвы и обряды. Проказой   Господь   наказал   Мариамь (Чис.12:10), Гиезия (4Цар.5:27) и царя Озию (2Пар.26:19).

Различают    два    вида    проказы: туберкулезная форма, или так называемая черная проказа, и анестетическая форма, или белая проказа. Первая, на которую, как предполагают, указывает выражение "проказа Египетская" (Bmop.28:.27), и которой был болен Иов (Иов.2:7; 19:20), начиналась красными пятнами на лице и членах, после чего кожа скоро покрывалась бугорками, величиной от булавочной головки до грецкого ореха, переходящими затем в нарывы, выделявшими омерзительный по запаху гной. Эти нарывы разъедали мясо до костей, одновременно появлялись жар и расстройство желудка, потом   наступало   общее   утомление, кончавшееся смертью.

Анестетическая, или белая проказа, проявляется    более    светлыми    или красноватыми пятнами, большей частью на туловище, также в виде больших волдырей с ядовитым гноем, лопающихся затем  и оставляющих после себя злокачественные опухоли. Ядовитая жидкость, собирающаяся под кожей, разъедает тело, особенно пальцы на руках и ногах так, что последние отваливаются  по  частям.  Лицо  также обезображивается разрушающим действием ядовитой жидкости. Расстройство желудка, судорожные припадки, удушье и, после долголетних страданий, смерть. В редких случаях бывает, что болезнь проходит сама собой. На местах затвердевших опухолей развиваются  доброкачественные  нарывы, которые уничтожают первые, и больной выздоравливает. Предполагается, что об этой форме проказы говорится в Лев.13 и что вышеупомянутые   случаи   выздоровления имеются в виду в Лев. 13:12 и дал., где говорится, что прокаженный, все тело которого покрыто белой сыпью, должен быть объявлен чистым.

Для многих все-таки остается вопросом: может ли проказа, описываемая Моисеем, действительно быть той злокачественной болезнью, которая известна теперь под именем проказы. Некоторые предполагают, что название цораат  (евр.)  в  Лев.13 обозначает различные виды кожных болезней и что название проказы дано по переводу семидесяти толковников, которые перевели его словом лепра, чешуя, от чего и происходит название болезни - лепрозис.

В некоторых местах Библии говорится о психических   или   душевных   болезнях. Сумасшествие упоминается во Bmop.28:28, как Божие наказание. Злой дух так действовал на царя Саула,  что  ум  его  помрачился (1Цар.16:14 и дал.; 18:10; 19:9 и дал.). У Навуходоносора   также   помутился   ум (Дан.4:30; 5:21), и "отлучен он был от людей, ел траву, как вол..."

От физических и душевных болезней отличается бесноватость. В этом состоянии человек попадает под непосредственное влияние злых духов. Священное Писание, на примере Иуды Искариота, показывает нам, что сатана может войти в человека и побудить его к совершению страшного греха (Иоан. 13:27). Из примера Иова видим, как сатана получил власть над телом человека (Иов.2:6 и дал.), в другом  месте читаем  про скорченную женщину, которую сатана держал связанную в течение 18 лет (Лук.13:11). Еще большую степень злобы духов мы видим в бесноватых, которые от них терпели и физические, и душевные страдания: глухоту, немоту и слепоту (Map.9:17; Mam.9:32; 12:22; Лук. 11:14). эпилепсию и бешенство (Лук.9:39; Мар.9:18). Бывали и всецело одержимые бесами, которых могла изгнать лишь спасительная сила Иисуса (Лук.8:27 и дал.). В Евангелии приводятся    случаи,    когда       бесы свидетельствовали о личности и делах Иисуса устами больного человека - это далеко превосходило познания людей того времени о Христе. Близость Христа вызывала усиленный припадок бешенства у бесноватого, из чего видно, что это были духи злобы, которые не могли вынести присутствия безгрешного Сына Божия.

ОЧИЩЕНИЕ

Так называется установленный законом обряд, благодаря которому израильтянин делался свободным от навлеченной на себя нечистоты. Самым употребительным способом очищения являлась вода: ею окроплялись, омывались и в нее погружались. В случае большого преступления закона и осквернения, такое очищение сопровождалось различными жертвоприношениями.  Омовение тела  и одежды требовалось в случаях, упоминаемых в Лев. 11:25,40; 15:16 и дал. После рождения ребенка требовалось принесение в жертву однолетнего агнца, голубя или горлицы, а в случае бедности - двух горлиц или двух молодых голубей (Лев.12:6 и дал.). Об очищении себя от нечистоты вследствие прикосновения к могиле или к мертвецу имелись особые постановления (Чис.19). Самой ужасной нечистотой являлась проказа. В случае исцеления от этой болезни требовалась особого рода жертва. Когда объявляли, что прокаженный исцелился, то он должен был принести в жертву двух чистых живых  птиц,   кусок  кедрового  дерева, червленую шерстяную нить и иссоп. Одну птицу закалывали над сосудом с ключевой водой и ждали, пока ее кровь стечет в воду;

после этого священник окунал в воду, окрашенную этой кровью, живую птицу и прочие предметы  и кропил семь раз исцеленного; затем живую птицу отпускал на свободу. Тогда исцеленный должен был омыть только свои одежды, обриться и выкупаться (Лев.14:4   и   дал.).   Подобной  жертвой очищались также те дома, которые были заражены язвами проказы (Лев.14:49 и дал.). Сравн. Пс.50:9.

МЫТАРЬ

У римлян богатые и почетные мужи за известную плату  получали  у  римского правительства право на сбор податей в течение определенного количества лет в какой-либо римской провинции. Эти откупщики на таможенных заставах ставили своих чиновников (Мат.9:9; Map.2:14), которые и взимали для них пошлины с населения. Эти подчиненные им чиновники и называются в Новом Завете мытарями. Они были или римлянами, или уроженцами данной страны. Их положение и деятельность делали их людьми, к которым относились с ненавистью и презрением, и поэтому они упоминаются вместе  с  грешниками,   блудницами   и язычниками (Матф.9:11; 21:32). По Талмуду еврей, поступивший на эту службу, считается отлученным от израильского общества (Ср. Матф.18:17). Иисус ел вместе с мытарями и грешниками (Лук.15:1 и дал.) и приобрел последователей также и среди них, например Закхей (Лук. 19:2 и дал); один из них (Матфей) даже стал Его апостолом (Матф.9:9).

ПОСТ

Евр. - цом. Пост был установлен законом только в великий день очищения (Лев. 16:29;

23:27;    Чис.29:7),    который    поэтому преимущественно называется "постом". Этот день   совпадает   с   осенними   бурями (Деян.27:9). Кроме этого, мы часто встречаем упоминание о посте, как о выражении горя при своих или чужих несчастьях, например смерти (2Цар.1:12; Пс.34:13; 108:24). Во времена общественных    бедствий    или    когда приготовлялись к какому-нибудь важному делу, объявляли пост на несколько дней, в продолжении которых народ, одевшись во вретище (покрывала из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога помощи и милости (Суд. 20:26-28; 1Цар.7:6; 2Цар.12:16; Неем.9:1; Иер.36:9; Иоил.2:15; ЗЦар.21:9,12; Езд.8:21 и дал.). Моисей и Христос приготовлялись сорокадневным  постом  к  предстоящему служению (Втор.9:9; Мат.4:2). Во времена Вавилонского  плена  соблюдали  четыре различных поста (Зах.7:1 и дал.; 8:19). В четвертом месяце был пост по случаю разрушения Иерусалима, в пятом месяце по поводу сожжения храма, в седьмом - в память умерщвления Годолии и в десятом месяце по поводу начала осады Иерусалима (Иер.41:2; 52:3-13). Пророки часто напоминали народу о том, что внешний пост без истинного покаяния

и обращения ни к чему не ведет (Ис.58:3 и дал.; Иер.14:12; Зах.7:5 и дал.). Иисус обличал лицемеров, которые часто постились напоказ (Матф.6:16; Лук. 18:12). В Новом Завете не существует заповеди о посте, хотя и Христос, и апостолы словом и примером показали важность и значение добровольного поста для святой жизни (Лук.5:35 и дал.; 2Кор.6:5; 11:27; Мат. 4:2; 6:16 и дал.; 17:21; Деян. 13:2-3).

ТОЛКОВАНИЕ МАТФ. 8:21-22

Некий человек, уже бывший учеником Иисуса, попросил, чтобы Он отпустил его домой похоронить отца. Едва ли отец его уже умер, может быть, он и при смерти не был. Ученик этот, скорее всего, хотел вернуться домой и оставаться там, пока его отец не умрет. После этого он намеревался вновь возвратиться   к   Иисусу.   Его   просьба свидетельствовала,   что   следование  за Господом в его глазах было чем-то таким, с чем,  начавши,  можно  и  повременить. Возможно, он тревожился, как бы не упустить отцовское наследство, и в таком случае первое место в его сердце занимал не Иисус, а житейские материальные заботы.

Своим ответом: "...предоставь мертвым погребать своих мертвецов", - Господь дает понять, что следовать за Ним - важнее всего остального. Очевидно, Он имел в виду, что физически мертвых (другая мысль, вложенная Им в этот ответ) могут похоронить и те, кто мертвы духовно, т.е. люди, не верующие в Него.

ГАДАРИНСКАЯ СТРАНА

(Мар.5:1; Лук.8:26) или, как её ещё называли, Гергесинская страна (Матф.8:28) расположена к востоку от Геннисаретского озера. Там Иисус исцелил бесноватого и позволил бесам войти в стадо свиней, которое после этого бросилось с обрыва в море и погибло в нем (Матф.8:30 и дал.; Мар.5:11 и дал.; Лук.8:30 и дал.). Эта местность находилась   на   юго-восточном   берегу Геннисаретского  озера;  она  называлась Гадаринской страной по имени города Гадары, одного из десяти городов, называемого Иосифом   Флавием   "столицею   Переи". Развалины этого города, как полагают, находятся в Ум-Кейс, к югу от реки Ярмука, в 10 км от южной части озера. В Евангелии говорится, что когда стадо свиней бросилось с крутизны в море, пастухи побежали и рассказали об этом в городе (Лук.8:34). Возникает вопрос: в каком городе? в Гадарах?

Вряд ли, ибо город Гадары был расположен в одной миле от моря, по ту сторону Ярмука, и совсем не против Галилеи (Лук.8:26). Местечко берега Геннисаретского озера, называвшееся прежде Гергеса, вероятно, и есть то место, где Иисус вышел на берег и где тотчас встретил Его человек, одержимый нечистым духом (Мар.5:2). Около Ум-Кейса и около Керсы в горах находится много могильных пещер. Близ Керсы возвышается крутая гора, с которой свиньи могли броситься в море. Кроме того, Керса расположена как раз против Галилеи.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz