БЕС, БЕСНОВАТЫЙ Греч. Даймон или Даймоннон, обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику - дьяволу, "князю бесовскому" (Матф.9:34). Слово даймон, или демон, у греков имело значение божества без присоединения к нему понятия "злого". Так, например, философы в Афинах, слыша проповедь Павла об Иисусе, в недоумении говорили: "Кажется, он проповедует о чужих божествах [демонах]" (Деян. 17:18). Но новозаветные авторы всегда употребляют это слово в значении "беса". По словам Павла, язычники приносят жертву не Богу, а бесам (1Кор.10:20). Иаков говорит, что "бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). По Матф.8:29 и Лук.8:28-31 они с трепетом ожидают будущего суда. Три первых Евангелия приводят много примеров исцеления Иисусом бесноватых, т. е. имевших в себе бесов (Лук.8:27) или "нечистого духа бесовского" (Лук.4:33). Эти больные терпели сильные мучения от злых духов: духи помрачали их ум и терзали их до того, что одержимые, испуская пену, падали на землю (Лук.4:35; 8:27 и дал.; 9:39 и дал.). Бесноватые были даже опасны (Матф.8:28). Бесноватость не была обыкновенной болезнью, это ясно видно из различных подробностей евангельского повествования, в котором бесноватые отличаются от телесно больных (Матф.4:24; Map. 1:32; Лук.6:18). Демоны, вселившиеся в человека, говорят от своего лица, знают больше, чем люди, и почитают Иисуса не только за "сына Давидова", как это делали и люди, но за "Мессию, Сына Божия" (Матф.8:29; Map.1-.24; 5:7; Лук.4:41 и т. д.). Христос в присутствии народа называет этих больных бесноватыми, а в тесном кругу учеников, говорит об условиях и средствах их изгнания (Матф.17:19-21). Срав. Лук. 10:18-19; Матф. 12:28-29, где Он определенно говорит о Своей силе и власти над князем бесовским и его слугами. Рассказы о том, как Иисус исцелял бесноватых и избавлял их от власти демонов, показывают нам Его, как могущественного победителя мира духов. Заметьте свидетельство Иоанна в 1Иоан.З:8, что разрушение дел дьявола и было целью воплощения Сына Божия. Иисус не исцелял при помощи колдовства или таинственных средств, как чародеи, но силою Своей личности, Своей святой волей и могущественным словом. Он указывает Своим ученикам, что власть изгонять бесов даруется свыше молитвой и постом (Мар.9:29; Матф.17:19-21). Эта сила противоположна чисто механическому употреблению имени Иисуса в качестве заклинания fCp. Матф. 7:22; Деян. 19:13). ЛЕГИОН Римский отряд, состоявший в начале приблизительно из 3000 - 4000, а затем из 6000 - 7000 человек. Отец мог представить Иисусу более 12 легионов ангелов для Его охраны (Матф. 26:53), ибо перед Богом предстоят "тьмы тем" (Дан.7:10). В царстве тьмы также находятся многочисленные легионы (Мар.5:9). ГРОБЫ Склепы, или гробницы, находились у древних евреев обыкновенно за чертою города (Лук.7:12; Иоан.11:30). Для гробниц или могил в древности большей частью служили пещеры, особенно между деревьями или в садах в тенистых местах (Быт.23:17-20; Иоан.19:41). Богатые высекали гробницы в скалах (Матф. 27:51'-60) и на горах (4Цар.23:16). Для бедных отводились общие погребальные места (4Цар.23:6). Для сохранения от хищных зверей, гробницы закрывались дверями или вход заграждался большим камнем (Иоан. 11:38). |