Rambler's Top100

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ВИФЛЕЕМ

Иудейский "город Давидов" расположен в живописном месте (726 м. выше уровня моря), откуда     открывается     замечательный ландшафт.       Вифлеем       находится приблизительно в 7,5 км к югу от Иерусалима.

Вифлеем окружен садами и хлебными полями; его холмы обсажены виноградом, смоковницами и миндальными деревьями. Благодаря этому, город сначала назывался Ефрафа (Эфрата), т.е. плодородный, а позднее - дом хлеба.

Современный Бейт-Лехем расположен на месте библейского. Израильтяне заняли его в ходе войны 1967 года, и с тех пор город находился под израильским управлением. В недавнее время он перешел под юрисдикцию Палестинской автономии. Число христиан, некогда составлявших большинство населения города, ныне непрерывно сокращается; в настоящее время большинство жителей состоит из мусульман.

ВОЛХВЫ

Кем были эти "волхвы с востока" (в другом переводе - "мудрецы с востока") точно определить невозможно, и на этот счет существует несколько предположений. Скорее всего, они были язычниками, занимавшими высокое положение в какой-то восточной стране, возможно в Парфии, находившейся на северо-востоке от Вавилона. Мудрецы были советниками царей. ( Например, Даниил был назначен на должность главного советника царя в Вавилоне - Дан.2:48.) Эти мудрецы каким-то образом получили откровение от Бога о родившемся Царе Иудейском. Это особое откровение могло быть дано им через небесное знамение, в пользу чего говорит то обстоятельство,   что   волхвы   (мудрецы) изучали небесные светила и сами сослались на звезду, виденную ими на востоке. Вероятно, волхвы (мудрецы) были знакомы с книгами Ветхого Завета (которые попали в их страну еще во времена Вавилонского пленения) и знали   об   ожидании   Царя-Мессии,   о пророчестве Валаама о "звезде от Иакова" (Чис.24:17),  которой  (звездой)  были  и приведены в Иерусалим, а затем в Вифлеем (Матф.2:1-2,9-10),    чтобы    поклониться новорожденному Царю.

В Писании слово "волхв" встречается также  в  значении  "гадалка",  "колдун", "чародей", "шарлатан". Такими, например, были Елима волхв (Деян. 13:6,8) и Симон, который тоже волховал (Деян.8:9-11).

ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Глава и начальник священников в Иудейской церкви, старший, великий и первый священник, каков был Аарон и его преемники из старейшин семейств его потомства. Посвящение в   сан   первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным возлиянием мира на  голову посвящаемого.  Одежда   первосвященника была более величественна и ценна, чем одежда простых священников. В особый день умилостивления одежда первосвященника была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг. Поэтому она называлась евреями белою одеждой, тогда как первая называлась золотой.   Первосвященники   обыкновенно назначались  на должность  пожизненно. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святое Святых Иерусалимского храма и приносить там жертвы   за   грехи   народа   в   День умилостивления.     Поистине,     звание первосвященника было  самым  высоким званием, и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Он стоял пред лицом Божиим, ближе всех к Нему, и молился за грехи всех израильтян. Он был посредником между народом Божиим и Богом и прообразом Господа Иисуса Христа как "Первосвященника великого,   прошедшего   небеса",   "куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником    навек    по    чину Мелхиседека" (Евр.4:14; 6:20).

КНИЖНИКИ

Греч. "грамматеис" - писатель,  по-еврейски "соферим, т.е. "те, кто были призваны писать", "приводить в порядок", "считать". Книжников называли так потому, что их занятием было переписывать Священное Писание,   классифицировать   предписания устного закона и учить им народ, а также исследовать каждую букву в Ветхозаветных Писаниях. Помимо этого книжники записывали

раввинские решения по вопросам священных ритуалов (Халахот), составляли новый кодекс законов (или правил), возникший на основе этих   решений   (Мишна),   вели   записи священных еврейских легенд (Гемара; вместе с Мишной Гемара образовывала Талмуд);

писали  комментарии  на  Ветхий  Завет (Мидрашим)  и  рассуждения по поводу комментариев (Хагада)  Кроме того, они записывали     различные     мистические толкования изречений и откровений  из Писаний.

ХРИСТОС

В переводе с греческого означает "Помазанник", то же самое значение имеет "Мессия" ("Машиах") по-еврейски Это титул нашего Господа, поскольку Иисус - Его человеческое имя. Имя Христос связывает Его со всеми Ветхозаветными предсказаниями о грядущем   Пророке,   Священнике.   Как ветхозаветные    священники    подлежали помазанию елеем, так и Иисус был помазан Духом Святым, сделавшись таким образом Христом - Помазанником.

ЗОЛОТО

Это - царский дар. Римский философ-стоик Сенека говорит, что в Парфянском царстве никто не смел приблизиться к царю без подарка. И золото - царь среди металлов -дар царям.

ЛАДАН

Это - дар священнику. Благовонный ладан использовали при богослужении в Храме и для жертвоприношений. (Священник, по-латыни "понтифекс", что значит строитель мостов, -это человек, строящий мост между людьми и Богом.)               

СМИРНА

Смирна, мирра - сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и   Эфиопии.   Она  употреблялась  для приготовления   священного   елея   для натираний,   курения  в  храме  и  для бальзамирования мертвых. Смирна была одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу (Матф.2:11). Ее добавляли в напиток, даваемый приговоренным к смерти ("вино со смирною",  Мар.15-23), чтобы притупить ощущение боли. Мирровая смола, которая вытекает из коры сама собою или

после надреза, бывает сначала светло-желтого цвета и жидкой, затем, застывая, делается золотистого цвета, подобно цвету коровьего масла, а в застывшем виде принимает красновато-коричневый цвет.

РАХИЛЬ

Матфей говорит об избиении младенцев, как об исполнении пророчества Иеремии. Это двойное пророчество, что нередко в Библии. Эти   слова,   во-первых,   относились   к оплакиванию Израилем его детей, погибших в Вавилонском пленении (586г  до Р.Х.). Евангелист явно проводит параллель между той ситуацией и этой (второе исполнение пророчества), ибо и там и тут дети иудеев погибли   от  рук  неиудеев.   Параллель усиливается тем, что гробница Рахили, которая считалась праматерью еврейского народа, находилась неподалеку от Вифлеема. О ее плаче над погибшими детьми Вифлеема Матфей, конечно, говорит символически.

АРХЕЛАЙ

Сын Ирода Великого и самарянки Малтаки, воспитывался со своим сводным братом Антипой в Риме. После смерти своего отца поставлен править Иудеей, Идумеей и Самарией. Жестокий и властный, как отец, он был   страшен   для   своих   подданных (Матф.2:22).     После     девятилетнего царствования он, по жалобе на него кесарю (римскому императору), был сослан в Виенну (территория современной Франции).

АВГУСТ

Первый римский император (Лук.2:1). Его настоящее имя было Кай Юлий Цезарь Октавиан. Он родился в 63г. до Р.Х., был воспитан Юлием Цезарем и стал его наследником.   После   убийства   Цезаря участвовал в триумвирате с Антонием и Лепидом. Когда последний умер, Август разделил власть с Антонием. Битва при Акциуме в 31 году до Р.Х. сделала его единственным властелином. Однако, для того чтобы римский народ верил, что республика еще существует ("потому, что народ хотел верить этому"), Август старался избегать всех внешних   признаков,   указывающих   на самодержавие; он формально отказался от власти и признал сенат верховной властью, но устроил так, что все высшие военные и гражданские должности в государстве по закону находились в его непосредственном

ведении. В 12 году до Р.Х. ему наконец предложили должность, которая давала ему главный надзор, но без соответствующего титула. Под именем Август (Священный), которое было пожаловано ему сенатом в 27 году до Р.Х., он известен в истории. Умер он в Ноле, в Кампании (14г. по Р.Х.). Во время его царствования родился Иисус Христос.

КВИРИНИЙ

У Луки говорится о том, что Август повелел произвести перепись во всех римских землях;   поэтому   Иосиф   с   Мариею отправились в Вифлеем. Правивший в это время Сирией Квириний в римской истории известен под именем Публий Сульпиций Квирин. Из истории известно, что Квириний занимал    должность    квестора,    т.е. управляющего финансами, при Верее, который управлял Сирией во время рождения Иисуса Христа, а Лука (написавший книгу Деяний Апостолов) приписал ему перепись, как правителю, тогда как на самом деле Квириний, заведовавший ею, был только квестором правителя.

ДНИ ОЧИЩЕНИЯ

После рождения  ребенка,  женщина определенное время не могла прикасаться к священным предметам и входить в храм. Она считалась нечистой  сорок дней  после рождения мальчика и восемьдесят дней после рождения девочки. По окончании дней очищения, женщина должна была явиться в храм и принести жертву.

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz