Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

ПОЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАН ПРИ АДРИАНЕ И АНТОНИНЕ ПИЕ

События,   связанные   с   еврейскими восстаниями,   поглощали   все   внимание Адриана и отвлекли его от борьбы с христианством. В конце своей жизни Адриан издал указ о том, что христиан не следует наказывать,   если   они   не   совершают государственных преступлений.

В 138 году на римский престол взошел представитель новой династии Тит Авралий Фульвий под именем Антонина Пия. До своего избрания на престол он был консулом. Антонин подтвердил последний указ Адриана о христианах.

Царствование  Антонина  Пия  было спокойным для христиан; сильных гонений не было, были лишь отдельные случаи грубого произвола со стороны местных властей.

АПОЛОГЕТ ХРИСТИАНСТВА -ИУСТИН ФИЛОСОФ

В   этот   период   исключительным авторитетом среди христиан пользовался грек Иустин.  Он   был  уроженцем   Флавии, находившейся на месте бывшей Самарии, изучал греческих философов, в особенности Платона.   (Евсевий   называет   Иустина истинным любителем истинной философии.) От греческой философии к почитанию Бога Иустин обратился не бездумно, а по рассуждению, о чем сам писал: "...слыша клевету на христиан и видя, как они бесстрашны перед смертью и всем, что считается страшным, я подумал: невозможно, чтобы такие люди жили в пороках и наслаждениях..." Он принял христианство и жил главным образом в Риме, но нередко бывал и во многих других общинах. Иустин был апологетом (защитником) христианства. Он написал апологетические труды - Апологии к Антонину "Благочестивому" с изложением христианского учения и к его преемнику;

диалог против иудеев в форме разговора с иудейским учителем Трифоном. Этот труд пользовался большой популярностью.

В своих Апологиях Иустин обращался и к римскому императору, и к сенату, и ко всему римскому народу. Он подробно рассказывал о своих религиозных исканиях и о том, как он, наконец, нашел Христа. Апологии Иустина содержат    смелый    протест    против

преследования христиан за их религиозные убеждения,   и   он   твердо   защищал христианское учение от нападок ересей.

Иустин, как философ, имел право носить "плащ философа" - особый род одежды, который носили профессиональные риторы, софисты и ученые. Это давало ему авторитет в глазах язычников и привлекало много народа на  его   беседы.   Язычники   приходили послушать его как философа, но он, конечно, не упускал возможности засвидетельствовать о Христе в своих сочинениях - "К Эллинам", "Обличение",       "О       Божественном единодержавии", "Лирник". Он говорил, что величайшие мыслители древности - Сократ, Гераклит и другие - были отчасти руководимы Богом, хотя они и не имели правильного богопознания, но слушались голоса совести (голоса Божия), и поэтому, сами того не ведая, в целом ряде вопросов были послушны неведомому для них Богу.

ИМПЕРАТОР-ФИЛОСОФ МАРК АВРЕЛИЙ

В 161 году, после смерти императора Антонина Пия, на римский престол взошел усыновленный им Марк Анний Вер, под именем Антонина Младшего Однако Антонин Младший более известен под именем Марка Аврелия; под этим именем он вошел в историю как философ. Двадцати пяти лет от роду, он, под влиянием философа Юния Рустика, увлекся стоической философией. Стоики проповедовали, что ничего в мире не происходит случайно, всё имеет смысл и цель, направляется Абсолютным Разумом. Жизнь следует принимать, а не изменять. Основные этические нормы - покорность судьбе и крайнее воздержание - делали образ жизни стоиков строгим и добродетельным.

Марк Аврелий был назван так же Вериссимом, что означает "правдивейший".

Марк Аврелий написал двенадцать книг в виде дневника под названием "Наедине с собой". Этот философ-император высказывает интересные мысли, что надо терпеть плохих людей  и  смотреть  на   них  как  на заблуждающихся братьев, который писал, что все   люди   должны   стремиться   быть справедливыми, что он готов ночи проводить за исследованием государственных дел, лишь бы не причинить никому несправедливости.

Время  его  царствования  не было отмечено массовыми гонениями на христиан.

Евсевий пишет ("Церковная история" -книга пятая): "Кесарь Марк Аврелий перед сражением   с  германцами   оказался   в безвыходном  положении  -  его  войско обессилело от жажды.  Воины из его Мелитинского легиона с верой опустились ...на колени и обратились с мольбой к Богу. Зрелище для врагов было удивительным, страшная гроза обратила их в бегство и погубила. Ливень, хлынувший в ответ на молитвы, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. Рассказ об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же события, есть и у наших, которые, сроднившись с истиной, передают факты просто и бесхитростно. Один из них, Апполинарий, говорит, что легион, по молитве которого  произошло  чудо,  получил  от императора наименование, которое на латыни означает "молниеносный". Свидетельствует об этом и почтенный Тертуллиан, обратившийся к Римскому сенату с Апологией нашей веры. По его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного, в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало без воды и спаслось молитвами христиан. По словам Тертуллиана, император    грозил    смертью    нашим обвинителям. Тертуллиан заключает свою Апологию такими словами: "Что это за законы, которые применяют против нас только безбожные, жестокие правители? Их не соблюдал Веспасиан, хоть и победитель иудеев;  частично зачеркнул  их Траян, запрещая разыскивать христиан; их не подтвердили ни Адриан, который вмешивался во всё, ни император Марк Аврелий, прозванный       "Благочестивым"       и "Благословенным".

Положение христиан изменилось лишь в последние годы правления Марка Аврелия. Евсевий пишет: "Шел 17 год царствования императора Марка Аврелия, когда в некоторых областях вспыхнуло страшное гонение на нас:

по городам поднялся на нас народ".

МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ИУСТИНА ФИЛОСОФА И ПОЛИКАРПА

Существует предание, основанное на сообщении   самого   Иустина   о   своих предчувствиях, а также на свидетельстве Татиана о происках философа Крискента (Кресцента) против Иустина.

Иустин, часто беседуя с Крискентом, в присутствии слушателей поправлял его и в конце концов, отстаивая истину, получил в

награду венец мученичества. Он, предвидя свой конец, так и пишет: "Я ожидаю, что ... кто-нибудь будет злоумышлять против меня и наденет на меня колодки, вот хотя бы Крискент; любит он вовсе не мудрость, а шумиху. Не достоин имени философа, человек, который говорит о том, чего не знает. Он  публично  заявляет,  что  христиане безбожники и нечестивцы, чтобы доставить удовольствие толпе. Он кидается на нас, или не зная Христова учения, и тогда он негодяй из негодяев, так как говорит чего не знает и дает ложные показания. Или же, узнав это учение, он не понял его величия, или боится, чтобы его не заподозрили, будто и он христианин. Тогда он глупейший негодяй, раб страха и бессмысленного   общепринятого   мнения. Предложив ему несколько вопросов, я понял, что он ничего не знает, и уличил его в этом".

О том, что Иустин кончил жизнь, как и предполагал,    от    козней    Крискента, многократно    свидетельствовал    Татиан:

"Крискент, угнездившийся в великом городе, выделялся любовью к отрокам и был весьма сребролюбив. Он постарался предать смерти Иустина. Так как тот, проповедуя истину, изобличил в нем обжору и обманщика".

Неприязнь к Иустину философа Крискента разрешилась особым доносом на него римскому правительству. Иустина осудили на смерть. Умер он, по всей вероятности, в 166 году.

Вслед за Иустином был казнен Поликарп, ученик Иоанна, рукоположенный им лично на служение в последние годы жизни апостола. Тогда Поликарп был молодым человеком, а во времена Марка Аврелия - уже глубоким старцем, ему было 90 лет. Телесно он был очень слаб, но укреплен духом ревности. Его арестовали в Малой Асии и публично сожгли на костре в 166 году. Когда Поликарпа объяло пламя, он горячо молился, прославляя Христа.

ГОНЕНИЯ В ГАЛЛИИ

Во втором веке сильное гонение на христиан  было  в  Галлии  (территория современной Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, прейдя туда из Малой Асии. Его били по рукам и ногам, пинали ногами, швыряли камни. Умер он в своей камере после одного из допросов.

Многие      христиане      проявили исключительную стойкость. Среди них -девушка-рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку.

Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем. "На ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей, у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии"(Евсевий, книга 5)

ЯЗЫЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ ЦЕЛЬС

Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс считал себя последователем Эпикура (греческий философ - 306 г. до н.э.), полагавшего, что в этом мире невозможно абсолютное благо, в нем нет ни порядка, ни смысла Поэтому человеческие устремления могут быть направлены лишь на получение удовольствия. Эпикур определял удовольствие - как отсутствие боли, и совсем не пропагандировал распутный образ жизни, но оправдывал эгоизм.

В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанном около 150 года, Цельс выдвигает против христиан обвинение в иррационализме и пытается доказать, будто христианство   не   имеет   право   на существование, так как не имеет основания и никакой   моральной   ценности.   Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как порождение иудейства.

Цельс старался опровергнуть и все основные понятия христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может.  Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не мыслил себя грешником.

Через сто лет после написания Цельсом этого     произведения     основательным опровержением   его   занялся   апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса. Он показал, что христианство, в отличие от язычества, довольно сильно воздействует на поведение людей - на них воздействует   чистота   Христа   и   Его последователей, и что христиане непредвзято относятся к поискам истины.

ИМПЕРАТОР КОММОД. СМЕРТЬ СЕНАТОРА АПОЛЛОНИЯ

В 180 году после смерти Марка Аврелия на римский престол взошел его сын Коммод.

Евсевий пишет: "С Коммодом пришло для нас время тихое, относиться к нам стали мягче, и Церковь, по милости Божией, жила в мире. Спасительное учение начало приводить всякое звание к благочестивому служению Богу, Творцу всего; в Риме многие, известные богатством и родовитостью, вместе со всем домом и всей родней шли по пути спасения. Демон стал строить  нам разные козни: в Риме, например, привел на суд Аполлония человека известного среди верующих своим философским образованием, подучив его слугу обвинить хозяина. По императорскому указу слугу, как доносчика, следовало казнить, и ему тотчас перебили голени. Судья умолял и упрашивал Аполлония защищаться. Он произнес    убедительнейшую    апологию исповедания   им   веры,   и   был   по постановлению сената обезглавлен".

ЛЖЕУЧЕНИЯ ВО ВТОРОМ ВЕКЕ

Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Еще в апостольский период среди учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею:

"...слово    их,     как    рак,     будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2:17-18).

ГНОСТИЦИЗМ

Корни этого учения уходят в новозаветные времена.    Против    гностицизма    было направлено  Первое  Послание  апостола Иоанна и Послание к Колоссянам апостола Павла. "Гностицизм" происходит от греческого "гносис" - знание. Гностики считали материю воплощением зла и пытались создать такую философскую систему, в которой Бог как дух не был связан со злом, а человек мог соотноситься с Богом духовной стороной своей природы; они попытались объединить христианство с греческой философией. Это была система, которая обещала спасение через знание. Если человек желал достигнуть спасения, он мог сделать это путем отречения от материального мира и стремления к миру духовному.

Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект.

Во втором веке количество гностиков умножилось, их группы были многочисленны, а идеи разнообразны. Они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах. Чтобы объяснить Христа, они придумали несколько теорий либо Христос был призраком, материальность которого была лишь кажущейся; либо Христос вошел в человеческое тело Иисуса лишь на короткий период - между крещением Иисуса и началом Его страданий на кресте, затем Христос покинул тело, и на кресте умер человек Иисус. Задачей же Христа было дать человеку особое знание - "гносис", которое помогло бы ему спастись силой своего разума. Они не отрицали, что спасение, в котором нуждалась лишь душа, духовная часть человека, могло начаться с веры, однако особый "гносис", который Христос передал элите, узкому кругу людей, был, по мнению гностиков, гораздо более действенным в процессе спасения. Гностицизм порождал духовную гордость.

КУЛЬТ СИМОНА-ВОЛХВА

Христианское    предание    связывает происхождение гностицизма с Симоном-волхвом, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторой муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря:

сей есть великая сила Божия... Но, когда поверили Филиппу благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие сила и знамения, изумлялся... Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8-9-23). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.

Иустин Философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (жители города, где раньше жил Симон) поклонялись ему как богу. Культ Симона продержался

недолго, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго еще пыталось вторгнуться в христианские общины.

ВОЖДИ ГНОСТИЦИЗМА

Из лжеучителей II века следует упомянуть Сатурнина, Василида и Маркиона. Секты, ими основанные,     были     разновидностями гностицизма. Все они в своем учении отвергали самое главное в христианстве -божественность Христа, крест Голгофы, то есть искупительную жертву Христа, надеясь получить спасение своими заслугами. Все эти секты особенно усиленно действовали во втором веке, затем их деятельность пошла на убыль, и, наконец, они совершенно распались и исчезли Остатки некоторых из них еще сохранились до пятого века.

Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи,  получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел.

ЭБИОНИТЫ

Они проповедовали единого Бога, Творца вселенной; верили, что иудейский закон -высшее проявление Божьей воли и что он до сих пор имеет власть над людьми. Поэтому христиане из язычников (равно как и христиане из  иудеев)  должны   совершить  обряд обрезания и соблюдать законы Моисея, ибо без них не может быть спасения. Это роднит их с законниками, с которыми боролся апостол Павел в своих посланиях (особенно в Послании к Галатам). С гностиками их роднит то, что, по их мнению, Иисус был просто сыном плотника Иосифа, и лишь после крещения и сошествия на Него Святого Духа, Он приобрел какую-то часть Божественной силы.

После разрушения Иерусалима в 135 году влияние эбионитов сошло на нет, но само их существование показывает, что Церковь постоянно должна была отстаивать свой главный принцип - что только верой во Христа человек оправдывается перед Богом.

БОРЬБА ХРИСТИАН С ГНОСТИЦИЗМОМ ВО ВТОРОМ ВЕКЕ

Гностицизм    не    смог    заглушить христианства. Скажем даже больше: он принес некоторую пользу христианству, совершенно непроизвольно способствуя развитию Церкви. В   целях   самозащиты   Церковь   была вынуждена уделить внимание выработке принципов канонизации   Священных книг. (Все книги Библии - это книги, вошедшие в канон.) Ускорилась разработка символа веры, что было жизненной потребностью. Апологеты стали писать свои труды, чтобы противостоять гностицизму и другим ересям, и защитить чистоту веры.

Гностики   заимствовали   многое   у языческих философов Греции, Египта, Персии. Для того, чтобы опровергать гностиков, нужно было знать, на что они опирались. Таким образом, при посредстве гностиков, многие служители   Христа    вынуждены   были познакомиться с языческой классической литературой, что расширило их кругозор. Читая  подобную  литературу,  служители Христа    не    принимали    ошибочных представлений, но обогащали свой ум теми знаниями, которые им могли быть полезны.

Христианам пришлось вести упорную борьбу с гностицизмом,  а для  этого вооружаться Словом Божиим, глубже изучать его. Таким образом, гностицизм способствовал тому, что среди христиан появились глубокие толкователи Слова Божия.

И когда гностицизм, сам того не ведая, выполнил свою миссию в отношении Церкви Христовой, Господь положил конец его существованию.

ОБОСОБЛЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОМ ВЕКЕ

Второй век характерен тем, что в этот период стала увеличиваться дистанция между служителями церкви и рядовыми христианами. Семена, посеянные апостольскими учениками, стали приносить плоды. Личность служителя церкви, в особенности епископа, все больше и больше возвышалась.  Первоначально  в христианстве   не   было   обособленного священнического   звания.   Вначале   все обращенные  ко  Христу  люди  шли  и проповедовали   Христа.   Они   регулярно собирались на богослужебные собрания, преломляли хлеб и поучали друг друга. В таких   маленьких   общинах   не   было специальных    проповедников,    каждый христианин   мог   принять   участие   в богослужении. Христианские общины росли, и апостолы, посещая их, рукополагали в них выбранных старейшин (или, как они еще назывались, пресвитеров или епископов). Диаконы тоже избирались общиной и несли хозяйственное служение.  Такой  простой порядок был в христианстве апостольского периода.

Постепенно, по мере численного роста общин,  к  служению  проповеди  стали допускаться  лишь  христиане,  имеющие особый дар от Господа. Остальные христиане совершали  другое  служение:  посещали больных, утешали скорбящих, увещевали заблуждающихся и т.д. Каждый чувствовал себя священником Бога Всевышнего, каждый считал себя обязанным совершать какое-либо служение, ибо служение проповедью - это лишь один из видов служения.

Во втором веке мы видим некоторые изменения. Появилась уже трехступенчатая система   служителей   церкви,   епископы (наблюдатели за целым рядом общин), пресвитеры (руководители общин) и диаконы (помощники пресвитеров). Это было вызвано распространением христианства и ростом количества общин. Возникла необходимость в духовных наставниках, способных направлять деятельность ряда близлежащих друг ко другу общин. В связи с ростом числа общин и числа членов общин, христианам приходилось создавать     более     приемлемые     в соответствующих условиях формы церковной организации. Господь в Своем учении не оставил нам ясного указания о формах управления церковью. Но один незыблемый принцип был дан христианам на все века, а именно: все христиане должны представлять из себя всеобщее священство, и все служители Церкви должны скромно нести свое служение, не возвышаясь над остальными верующими. Никакие условия времени не должны нарушать этот основной принцип Церкви Христовой. Однако сложилось так, что епископы стали требовать больше уважения и почестей по отношению к себе. (В первом уроке мы читали о том, как ученики апостолов, желая сохранить единство веры и уберечь Церковь от расколов, учили христиан во всем слушаться и почитать служителей церкви, и особенно епископов.)

Служители церкви еще не оставляли своих гражданских занятий, своего ремесла. Они зарабатывали себе и своей семье пропитание своим трудом, а в общине трудились   безвозмездно.   Лишь   такие служители,    которые    несли    особое благовестническое служение, связанное с

постоянными разъездами по общинам, жили на добровольные пожертвования верующих.Внешне служители Церкви во втором веке не отличались от остальной массы верующих. Мы нигде не видим, чтобы служители этого  периода носили какую-либо особую одежду. Можно   сказать,   что   единственное  отступление от первохристианства во втором веке заключается в том, что должности епископов,     пресвитеров    и   диаконов переставали быть  выборными: служители церкви стали причислять себя к особой категории верующих. Второй век христианской истории был веком тяжелых испытаний для христиан. В этот век  проявилась одна замечательная особенность  христианства - оно побеждало при кажущихся поражениях и расцветало при кажущемся  умирании.  Ни  гонения,  ни лжеучения не уничтожили  христианства, а еще более укрепили его. 

Главная

Продолжение

 Назад

К урокам

Hosted by uCoz