ХРИСТИАНЕ В ВОСЬМОМ ВЕКЕ |
ИКОНОБОРЧЕСТВО Весьма значительным событием в восьмом веке было иконоборчество. Это движение против поклонения иконам возникло в Византийской империи в начале восьмого века и продолжалось до середины девятого века. Видные деятели первых трех веков христианства - Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский - отмечают, что у христиан были некоторые изображения, например: символическое изображение Духа Святого в виде голубя, изображение Христа в виде доброго пастыря. Но эти изображения еще не были предметами поклонения. Лишь с четвертого века стало появляться в христианстве поклонение священным предметам. Повод к такому поклонению дала мать императора Константина - Елена, отправившаяся в путешествие по евангельским местам и нашедшая, как она утверждала, крест, на котором был распят Христос. С неимоверной быстротой вокруг этого креста выросло много легенд. Человек весьма склонен к поклонению видимым предметам. И с четвертого века для многих христиан эти видимые предметы стали становиться более дорогими, чем Сам Христос. Картины, изображающие Христа, Деву Марию, апостолов и подвижников христианства, стали именоваться иконами, ставшими предметом поклонения. Предметом поклонениия стали и мощи, то есть останки христианских подвижников. Первые христиане хоронили умерших в пещерах (катакомбах). В песчаной почве катакомб тела умерших не сгнивали, а высыхали, превращаясь в мумии. В дальнейшем, когда гонения прекратились, тела епископов и всех видных христиан было принято хоронить в специальных гробницах (склепах). Поскольку эти склепы были замурованы и воздух туда не проникал, гниения тел не происходило, - они высыхали. Но духовенство уверяло, что гниения не происходило по причине особой святости этих тел, и призывало христиан воздавать поклонение этим останкам или мощам. Особенно сильный размах поклонение иконам приняло в Византийской империи на территории восточной части бывшей Римской империи. Возможно, наиболее посвященные христиане и отдавали себе отчет в том, что они поклоняются не самой иконе, а Тому, Кто на ней изображен; они понимали разницу между почитанием иконы и поклонением ей, но подавляющее большинство простого народа такой разницы не делало и постепенно превратило иконопочитание в идолопоклонство. К восьмому веку уже твердо вошло в обычай вставать на колени перед иконами, молиться им, целовать их, украшать золотом и драгоценными камнями. К восьмому веку поклонение иконам в восточной церкви часто имело преувеличенный, грубый характер. Стали умножаться такие христиане, которые, приходя в храм, прикладывали к иконам свои платки и полотенца и делали из икон восприемников своих детей при крещении Некоторые, презрев храмы Божий, устраивали в частных домах алтари из икон и на них совершали священные таинства. Даже были такие священники, которые скоблили краски с икон, смешивали их с причастием и давали эту смесь желающим вместо причащения. Такие преувеличения навлекли на христиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны мусульман, захвативших в седьмом веке Египет, Сирию, Палестину и насаждающих там учение Мухаммеда Христианские храмы, украшенные иконами, перед которыми молящиеся становились на колени и целовали их, давали повод для таких обвинений. Некоторые мусульманские деятели стали говорить, что они не видят особой разницы между христианством и язычеством, и даже стали призывать к тому, чтобы и к христианам применять такие же жестокие законы, как и к язычникам. В 717 году на Византийский престол взошел император Лев III - по прозванию Исавраянин. Это был выдающийся полководец, очень одаренный и энергичный человек. Под его командованием византийская армия отразила все натиски арабов, пытавшихся покорить всю Византию. Он укрепил границы Византии, обезопасив ее от внешних врагов. После этого он решил заняться внутренними делами. На шестой год своего правления всех евреев, живших на территории Византии, он решил единым росчерком пера обратить в христианство. Испугавшись, евреи подчинились указу византийского императора и стали принимать крещение, но в душе они продолжали оставаться приверженцами иудейской религии. Собираясь вместе, они издевались над теми обрядами, которые их заставляли исполнять. Лев III был политиком и государственным деятелем и на христианство смотрел как на средство достижения некоторых своих политических целей. Как император, он считал себя вправе вмешиваться в дела христианской церкви, и после того, как ему удалось расправиться с угрозой мусульманского нашествия, он решил начать борьбу с поклонением иконам. Эта борьба выражалась не в проповеди чистого евангельского учения, не в ревновании о возрождении духа первохристианства, а в приказах, ограничивающих или совсем запрещающих поклонение иконам. Он издал эдикт (указ), в котором повелевал иконы в храмах помещать так высоко, чтобы их нельзя было целовать. Обнародование эдикта вызвало сильное волнение среди низшего духовенства и народа. Взбудораженная и разъяренная толпа прихожан постоянно нападала на солдат, которые контролировали выполнение указа. Лев 111, раздраженный выступлениями защитников иконопоклонения, издал второй эдикт против поклонения иконам. Он приказал иконы вообще убрать из храмов. Императорские чиновники и офицеры, которым было поручено исполнять этот приказ, превзошли самого императора. Изъятие икон совершалось в самой грубой форме: их топтали ногами, разрубали на части, сжигали на кострах, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих, что только разжигало религиозный фанатизм. Не боясь смерти, многие мужчины и женщины бросались защищать дорогие для них предметы. Они нападали на чиновников, офицеров и солдат, уничтожавших иконы. Все войска были приведены в боевую готовность. Многие иконопочитатели были убиты на месте, тюрьмы переполнились арестованными. Ярость населения была безграничной. Большинство народа было неграмотным, Слово Божие имели лишь совсем немногие. Не зная истории христианства, народ слепо верил, что иконопочитание было с самого начала, и не мог представить церковь без икон. В столице Византии - Константинополе -была особо чтимая икона Спасителя, называемая "Верное убежище". Когда офицер отдал приказание солдатам снять икону, толпа стала умолять его оставить ее на месте. Тогда офицер сам поднялся по лестнице к иконе и в исступлении начал бить топором по изображению Иисуса Христа, разламывая икону. С диким воплем толпа бросилась на офицера, стащила его с лестницы и разорвала его на части. Император немедленно выслал войско; все люди, схваченные на месте происшествия, были истреблены. Волнения распространились по всей Византийской империи, страсти накалялись как с той, так и с другой стороны. После завоеваний византийского императора Юстиниана, которые он совершил в шестом веке, надеясь отвоевать у варварских племен всю территорию бывшей Римской империи, часть Италии вместе с Римом в восьмом веке еще находилась в руках Византии. Император Лев III, начавший борьбу с иконопоклонением, пытался оказать давление на римского папу, чтобы и он включился в эту борьбу. Папа же решил ни в коем случае не подчиняться императору Льву III, во-первых, потому, что не одобрял борьбы против иконопоклонения, во-вторых, потому, что, считая себя преемником апостола Петра, не терпел чьих-либо вмешательств в дела римского престола. Лев III стал угрожать папе римскому Григорию II учинить над ним расправу, но политические события того времени не позволили ему осуществить свою угрозу. Дело ограничилось перепиской между императором Львом III и папой Григорием II. В своих письмах папа яростно ополчился на Льва III. Поскольку мы говорим об иконоборчестве, нельзя не упомянуть об Иоанне Дамаскине. Он родился в городе Дамаске в Сирии, захваченной в седьмом веке арабами. Отец Иоанна перешел на службу к арабам и стал первым министром дамасского халифа (наместника) Абдалмелеха. Воспитателем Иоанна был монах, прививший ему любовь в восточнохристианской церкви. Как и его отец, Иоанн поступил на службу к арабам и после смерти отца занял его высокий пост. Живя за пределами Византийской империи, Иоанн интересовался всеми происходившими там событиями. В самый разгар иконоборчества Иоанн Дамаскин написал ряд писем, направленных против иконоборчества, проводимого византийским императором Львом III Исавраянином. "Я почитаю, - пишет Иоанн, - не вещество, а Творца вещества, Который сделался для меня вещественным, чтобы посредством вещества соделать мое спасение. Иконы составляют для неученых то же самое, что книги для тех, кто умеет читать; они то же самое для зрения, что речь для слуха". Развивая дальше свою мысль, Иоанн говорит, что Бога мы познаем через вещественные предметы. "Вещественны и чернила, которыми писались Евангелия, вещественна и бумага, на которой они написаны; вещественны и сосуды, из которых причащаются христиане". К сожалению, картина не может заменить должным образом познание Слова Божьего. А самое главное зло в том, что народ, по своему невежеству, превратил эти изображения в предметы поклонения. Такой человек, как Иоанн Дамаскин, мог отдавать себе отчет, что он преклоняет колени не перед веществом, а перед Тем, Кого это вещество изображает, масса же необразованного народа легко впадала в идолопоклонство. Византийский император Лев III, узнал о ревностной деятельности Иоанна Дамаскина в защиту иконопочитания, решил нанести ему удар. Он поручил одному из своих учеников изучить почерк Иоанна Дамаскина и, подделавшись под этот почерк, написать от имени Иоанна на имя императора Льва III письмо, в котором Иоанн якобы обещает Льву III предать Византии Дамаск. Когда такое письмо было сфабриковано, Лев III отослал его халифу, чтобы показать ему продажность его министра - Иоанна Дамаскина. Получив фальшивое письмо от Льва III, халиф вскипел яростью и приказал немедленно арестовать Иоанна. Но вскоре халиф понял, что Иоанн стал жертвой провокации, и освободил его из-под стражи, предложив вернуться на свой прежний пост. Но Иоанн отказался снова занять высокое положение, удалился в монастырь и занялся богословскими трудами. Им написан также и целый ряд песнопений, которые до сего дня поются в православной церкви. Папа римский Григорий II после своих писем к императору Льву III жил недолго. Его сменил папа Григорий III, который также ревновал об иконопоклонении. Он созвал совещание епископов северной Италии, которое приняло решение следующего содержания: "Если впоследствии кто-либо из презрения к древним и верным обрядам всех христиан, в особенности апостольской (римской) церкви, станет разорителем и хулителем освященных икон нашего Господа Иисуса Христа, Его матери - непорочной Девы Марии, благословенных апостолов и всех прочих святых, тот должен быть отлучен от Тела и Крови Господа, а также от общения со вселенской Церковью". Византийский император, раздраженный такой позицией папы Григория III, приказал арестовать его послов и снарядил армию и флот для оккупации всей Италии и для ареста самого римского папы. Но весь флот погиб во время страшной бури, не доплыв до Италии. После этого события в 741 году почти одновременно умерли император Лев III и папа Григорий III. На византийский императорский престол взошел сын Льва III -Константин V, а на римский папский престол -папа Захария. Константин на византийском престоле пробыл тридцать четыре года, продолжая деятельность своего отца, направленную против поклонения иконам, и проявляя при этом исключительную грубость и жестокость, которыми он только еще больше разжигал фанатизм в сердцах иконопоклонников. Император Константин в 754 году созвал в Константинополе собор из трехсот епископов. Получивший приглашение на собор римский папа отказался принять в нем участие. Этот собор объявил все изображения, изготовляемые для религиозных целей, языческими и идолопоклонническими, и вынес решение - ни в коем случае не помещать их в храмах. Константин после решения этого собора запретил искусство, носящее религиозный характер, а храмы вместо религиозных изображений приказал украшать картинами плодов, птиц и видами природы. Такое распоряжение Константина привело в ужас многих служителей церкви. Мученическую смерть принял монах Стефан, проживший в монашестве шестьдесят лет. Добившись приема у императора, он ему смело заявил, что грубые действия иконоборцев оскорбляют веру в Иисуса Христа. В доказательство своих слов он вынул из кармана монету с изображением императора и, бросив ее на пол, стал топтать ногами. Император пришел в неописуемую ярость, расценив этот поступок как оскорбление своего императорского достоинства. Стефан был арестован, его волочили по улице за веревку, привязанную к ноге, до тех пор, пока он не умер, а затем его тело было разорвано на части и похоронено там, где хоронили казненных преступников. Многие монахи были заключены в тюрьму, подвергнуты жесточайшим пыткам. Много монастырей было закрыто, а их имущество конфисковано. Пик репрессий пришелся на 765-771 годы. В 775 году император Константин V умер. Ему наследовал его сын Лев IV, который продолжал иконоборчество, но в более умеренной форме. Через пять лет Лев IV умер. Его сын Константин VI был еще малолетним, поэтому правительницей при несовершеннолетнем наследнике престола была избрана его мать Ирина. Она почитала иконы и вступила в борьбу с иконоборчеством. |