СТРОЕНИЕ И РАБОТА ГЛА3А Глаза - это часть мозга, вынесенная на периферию, а важнейшая часть глаза - сетчатка - является сложнейшим анализатором, соприкасающимся непосредственно с внешним миром, т.е. приемником световых волн. Именно здесь, в сетчатке глаза, происходит переработка, или, иначе говоря, трансформация внешней световой энергии в нервные импульсы, поступающие в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Глаза находятся в непрерывном движении. Существуют разные виды движений глаз: в поисках объекта глаза двигаются быстро, скачкообразно, совершая так называемые саккады; при слежении за перемещающимся предметом. Они двигаются плавно. Кроме этих двух ОСНОВНЫХ типов движения глаз, имеются еще движения в виде непрерывного мелкого высокочастотного тремора. Глаза расположены на расстоянии примерно 6 сантиметров друг от друга. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 сантиметрах от носа, и поочередно закрывать каждый глаз - положение пальца будет восприниматься по-разному. В головном мозге имеются специальные клетки-нейроны, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины ространства. Если изображение неточно фокусируется на сетчатке глаза, то возникает дальнозоркость, близорукость, астигматизм или пресбиопия - старческое зрение. Нормальным же зрение бывает тогда, когда глаз правильно преломляет свет и изображение точно размещается на сетчатке глаза (рис. 1).
Дальнозоркий глаз видит хорошо вдаль. Если человеку с дальнозоркостью приходится читать или работать с мелкими деталями, ТО дополнительное напряжение глаз может вызвать усталость и головные боли. С возрастом эластичность хрусталика у человека уменьшается, поэтому изображение на сетчатке отдельных предметов становится расплывчатым. В этих случаях врач обычно прописывает очки с выпуклым стеклом или контактные линзы. Человек надевает очки ДЛЯ чтения или какой-либо работы, связанной с рассматриванием предметов вблизи. У близорукого глаза сила рефракции недостаточна для того, чтобы изображение попало точно на сетчатку, ибо глаз вытянут и удлинен. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя нечеткое изображение. В отличие от дальнозоркости, глаз в этих случаях не может сам увеличить четкость изображения (при попытке фокусировки хрусталиком расплывчатость только увеличивается). Близорукие люди хорошо видят лишь тогда, когда предмет находится близко к глазам. Чтобы человек мог нормально видеть вдаль, ему прописывают очки с ВОГНУТЫМИ стеклами или же контактные линзы. Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева направо), горизонтальной (вверх-вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц (см. рис. 2). Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. В первые ДНИ жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения обоих глаз не сопряжены. К концу первого месяца жизни у ребенка отмечается рефлекс слежения и даже фиксации: порой ребенок может следовать взором за движением зажженной лампочки, останавливать на ней взгляд. К 2-3-месячному возрасту появляется предметное зрение ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета к глазу (рефлекс опасности), рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь и пр. В 6-8 месяцев у ребенка возникает способность различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале; в 12 месяцев -узнавать себя в зеркале, а родителей на фотографиях; появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты не только с помощью глаз, но и рук; постепенно развивается восприятие перспективы. 1\0 второму году жизни дети могут различать рисунки, а к третьему - иметь уже высокую остроту зрения ~ вплоть до 1,0 (примерно у 10% детей). Цветоощущение у ребенка появляется приблизительно в 2-месячном возрасте и начинается с восприятия красного цвета. В 6 месяцев ребенок отчетливо реагирует на красный, желтый и зеленый цвета, несколько позже на синий. Общепризнанного объяснения такого факта пока не существует. Полное цветоощущение формируется к 2-4 годам.
Почти все люди родятся дальнозоркими. У маленьких детей по мере их роста постепенно развивается нормальное зрение, У школьников 1-5-го классов уже окончательно устанавливается шаровидная форма и определенные размеры глазного яблока. Изображения внешнего мира начинают совпадать с воспринимающей свет внутренней оболочкой глаза - сетчаткой, что приводит К развитию у детей хорошего зрения. Однако трансформация шаровидной формы глаза в удлиненную, при которой появляется близорукость, происходит вследствие неблагоприятных условий для учебы в школе и дома. К сожалению, близорукость сейчас наблюдается очень часто и из года в год прогрессирует. К развитию близорукости приводят: 1. Плохая освещенность рабочего места в классе, особенно при искусственном освещении. Не меньший вред оказывает плохая освещенность рабочего места дома во время приготовления уроков или чтения книг. 2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Маленьким школьникам, естественно, нельзя сидеть на высоких партах, предназначенных для старших детей, и наоборот. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей. 3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать и писать сильно наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лежа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения. 4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, плохом чередовании учебы и отдыха. Если устранить перечисленные неблагоприятные условия, развитие и прогрессирование близорукости у детей школьного возраста можно предупредить. Чтобы не развивалась близорукость, педагоги, врачи и родители должны совместно добиваться улучшения гигиенических условий жизни школьников, особенно учеников младших классов. Как можно раньше следует приучать детей к правильной посадке при чтении и письме; нужно создать такой режим дня, чтобы не было переутомления; крайне необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное. Особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее. Ученые и медики связывают нарушение зрения с общим состоянием организма, поэтому занятия общей и специальной физической культурой крайне необходимы детям, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности ребенка. Кроме того, для учащихся младших классов рекомендуется включать в занятия физической культурой (например, в уроки физкультуры) специальные упражнения для глаз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения и т.п.). Несомненно, они приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Каковы причины положительного воздействия упражнений для глаз? - Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться. (Для близоруких, дальнозорких людей и людей, страдающих возрастной дальнозоркостью, это имеет огромное значение!) - При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста! - Они активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода. - Наблюдается заметное улучшение зрения. Приведем несколько очень простых упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 5-6 минут. 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (8-10 раз). 3. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа и потом снова вдаль (8-10 раз). |
Главная Нет очкам ТОЧКИ АКУПУНКТУРЫ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Три вопроса современного интеллигента Напитай свои глаза Подари глазам отдых Открой внутреннее зрение Верни глазам свободу движения Тренируй свои глаза Новые визуальные навыки Книга - тренажер для глаз Блиц-программа на каждый день НАШИ ГЛАЗА И ИХ РАБОТА СТРОЕНИЕ И РАБОТА ГЛА3А |